“Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel”. — К.: Морион, 2000. — 320 с.
В современных медицинских, биологических, маркетинговых исследованиях применение статистических методов стало традиционным. Особенно значимо стало их использование в фармакологии на этапах доклинического экспериментального изучения биологически активных веществ и при проведении клинических испытаний.
Важное значение имеет применение современных информационных технологий в связи с внедрением в украинский фармацевтический сектор принципов законодательства Европейского Союза в области лицензирования и контроля за лекарственными средствами, в частности систем GLP и GCP.
Вместе с тем, специальная литература, посвященная применению статистических методов в медико-биологических исследованиях с использованием современных информационных технологий, практически отсутствует.
В ряде зарубежных статей проводится анализ, из которого следует, что от 40 до 60% медицинских публикаций содержат ошибки в применении статистических методов. Вряд ли можно считать, что в отечественных публикациях ситуация намного лучше. Это связано с целым рядом объективных причин.
Так, учебные программы медицинских и фармацевтических институтов в этом плане совершенно недостаточны: в них практически не включены непараметрические методы и множественные сравнения, очень мало внимания уделяется многомерным методам. А ведь медицина представляет собой достаточно сложное поле для применения статистических методов. Литературу, ориентированную на применение статистических методов в медицине, издают не очень часто. Но врач и провизор, кроме овладения самими методами, должен освоить и какое-то программное средство, поскольку любой метод требует достаточно большого объема вычислений.
В связи с вышеизложенным следует приветствовать выход монографии С.Н. Лапача, А.В. Чубенко, П.Н. Бабича “Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel”. В этой монографии, ориентированной на практическое использование, дается описание большинства методов, необходимых для обработки данных в экспериментальных исследованиях, клинических испытаниях и маркетинговых исследованиях. Описание каждого метода сопровождается решением примера соответствующей задачи с использованием Excel. Книга снабжена дискетой, содержащей все примеры и программы, с помощью которых весьма существенно увеличиваются возможности Excel по решению статистических задач. Обращается внимание на типичные ошибки и заблуждения при исполь-зовании методов. Подробно описано, как выбирать метод, исходя из прикладной постановки задачи, что обычно затруднено. Книга хорошо структурирована, хотя и необычно: по классам задач, а не по методам, как это обычно бывает.
Издание содержит русско-английский и англо-русский словари терминов математической статистики.
Предложенная монография актуальна как для научных работников и диссертантов, так и для специалистов в области маркетинга. Простое и доступное изложение материала делает ее полезной и для студентов, изучающих статистику. При чтении монографии не надо обращаться к другим источникам.
Авторы постарались изложить материал так, чтобы читатель при работе с монографией получил не только пользу, но и удовольствие. Хочется высказать пожелание — при переизданиях монографии (несмотря на ее солидный объем) рассмотреть возможность применения предложенных подходов в других областях науки и техники.
Чл.-кор. АМН Украины,
д-р. мед. наук, профессор
Ю.И. Губский
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим