В мероприятии, проведение которого инициировали ведущие профессиональные ассоциации, приняли участие Михаил Бродский, правительственный уполномоченный по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности; Алексей Соловьев, глава Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее —Гослекслужба Украины); Юрий Савко, исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарств «АПРАД»; Владимир Игнатов, исполнительный директор «AIPM Ukraine»; Виктор Чумак, вице-президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины; Борис Даневич, сопредседатель Комитета по вопросам здравоохранения Американской торговой палаты; Анжела Купич, глава подкомитета регистрации Европейской Бизнес Ассоциации; Оксана Гуленко, директор Всеукраинской общественной организации «Аптечная профессиональная ассоциация Украины»; Сергей Сур, директор по исследованиям и разработкам корпорации «Артериум», Елена Прудникова, глава Николаевской областной фармацевтической ассоциации «ФармРада».
М. Бродский обсудил с представителями фармрынка регуляторные инициативы, озвученные во время расширенного заседания правительства под председательством Премьер-министра Украины Николая Азарова, посвященного вопросам доступности для населения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В частности, особое внимание было уделено вопросам регулирования цен на лекарственные средства. Правительственный уполномоченный по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности отметил, что правительство взяло курс на гармонизацию отечественного законодательства с европейским. Регулирование цен на лекарственные средства в странах ЕС —обычная практика.
Представители рынка в свою очередь подчеркнули, что одной из важных составляющих систем здравоохранения европейских стран является медицинское страхование. Поэтому ценовое регулирование в Украине должно вводиться параллельно с механизмом реимбурсации и обязательным медицинским страхованием, а также внедрением стандартов и протоколов лечения.
Однако, к сожалению, мнение участников фармрынка так и не было учтено. М. Бродский четко сформулировал позицию правительства: уже в ближайшем будущем будет решен вопрос касательно механизма регулирования цен, после чего следует ожидать введения НДС на лекарственные средства, которое якобы позволит предотвратить необоснованное завышение их стоимости при ввозе в Украину.
Эта позиция была поддержана А. Соловьевым. Он также не согласился, что сначала в Украине необходимо отработать эффективный механизм реимбурсации, а потом уже регулировать цены, поскольку, по его мнению, в условиях свободного рынка с учетом менталитета украинцев это приведет к неконтролируемым расходам бюджетных средств. Кроме того, и в странах, в которых внедрена система реимбурсации, и в тех, где она не внедрена, препараты приобретаются за средства налогоплательщиков. И неважно, лично ли пациент купил препарат, или передал свои средства государству (страховой компании).
Также был поднят вопрос регистрации лекарственных средств. М. Бродский поддержал мнение Премьер-министра Украины о том, что в стране зарегистрировано избыточное количество препаратов, а также отметил, что МЗ будет дано поручение пересмотреть Государственный реестр лекарственных средств в Украине с целью исключения из него более половины препаратов.
А. Соловьев внес предложение, чтобы одним из критериев допуска препарата на рынок, кроме эффективности, качества и безопасности, стала его цена, как это принято в Европе.
Представители профессиональных ассоциаций не поддержали данную инициативу, отметив, что в Европе оценка стоимости лекарственного средства при допуске на рынок обоснована тем, что там действуют механизмы реимбурсации, в то время как рынок в Украине — свободный и конкурентный.
Во время круглого стола представители профессиональных организаций высказали готовность к налаживанию диалога с органами власти для формирования прозрачной регуляторной политики. В то же время была отмечена некоторая разбалансированность в принятии законодательных решений. Нередко проекты нормативных актов вообще не выносятся на общественное обсуждение, а в некоторых случаях уже принятые законодательные инициативы имеют противоречивый характер. В качестве примера было приведено практически одновременное принятие постановления КМУ от 14.11.2011 г. № 1165 «О внесении изменений в Порядок государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств», а также принятие Верховной Радой Украины закона «О внесении изменений в ст. 9 Закона Украины «О лекарственных средствах» (относительно порядка регистрации лекарственных средств в соответствии с международными стандартами, законопроект № 7412, автор — Н.Я. Азаров, КМУ), которые терминологически не согласованы. Правительственный уполномоченный по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности обещал помочь решить данную проблему, в частности, направить Президенту Украины предложение ветировать принятый законопроект и направить его на доработку.
В завершение круглого стола, М. Бродский отметил: «КМУ решительно настроен изменить правила игры на фармрынке в пользу украинского народа». При этом он пообещал, что политика правительства не приведет к резким колебаниям и изменениям, поскольку она направлена на поиск компромиссного решения для всех заинтересованных сторон. По мнению правительственного уполномоченного по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности, все ассоциации сегодня должны объединиться в единый отраслевой совет, что позволит более эффективно защищать интересы фармcектора.
Возможно, такая позиция правительственного уполномоченного по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности отражает неготовность власти к широкому диалогу с фармацевтической общественностью. А вот представители общественности были единодушны в том, что такой диалог надо возобновить, и немедленно .
фото Сергея Бека
Коментарі