Без государственной поддержки фарминдустрии не выжить

?

КУРС — НА СЕМЕЙНУЮ МЕДИЦИНУ

28 июля состоялось заседание коллегии Министерства здравоохранения Украины, посвященное подведению итогов работы отрасли в первом полугодии 2000 г., которую министр здравоохранения Виталий Москаленко в целом охарактеризовал позитивно. В частности, он отметил укрепление нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование отрасли в условиях рыночных социально-экономических преобразований в государстве и приведение ее в соответствие с международными нормами. В первом полугодии 2000 г. принято 8 Законов Украины, 4 Указа Президента, 22 постановления и 4 распоряжения Кабинета Министров, 146 приказов, касающихся непосредственно деятельности МЗ Украины. В. Москаленко сообщил, что завершена структурная реформа министерства, итогом которой стало издание Президентом Украины Указа № 918/2000 от 24.07.2000 г. «О Положении о Министерстве здравоохранения Украины» (см. с. 55).

Министр отметил, что структурная перестройка отрасли была направлена на переход к организации медицинской помощи на принципах семейной медицины. Этому способствовало принятие Кабинетом Министров постановления № 989 от 20.06.2000 г. «О комплексных мероприятиях по внедрению семейной медицины в систему здравоохранения, созданию единого медицинского пространства независимо от подчиненности и форм собственности лечебно-профилактических учреждений». При МЗ Украины уже создан Межведомственный координационный совет по вопросам межотраслевого взаимодействия учреждений здравоохранения. В настоящее время разрабатываются механизмы оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений по территориальному принципу, а также изучается перечень ведомственных учреждений здравоохранения и ведется работа по составлению графика их поэтапной передачи в подчинение МЗ Украины.

К позитивным изменениям в отечественном здравоохранении В. Москаленко отнес и разработку отраслевой программы «Ветеранские аптеки», направленную на решение проблемы льготного обеспечения населения лекарственными препаратами. Специальные «ветеранские отделы», где медикаменты отпускаются со скидкой, открыты уже во всех областях Украины, более 100 таких отделов функционируют в помещениях лечебных учреждений, 19 аптек специализируются исключительно на оказании медикаментозной помощи категориям населения, пользующимся определенными льготами. Министр выразил уверенность, что опыт работы «Ветеранских аптек» и специальных отделов получит широкое распространение во всех регионах Украины.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО

С докладом об обеспечении населения лекарственными препаратами и о состоянии дел в фармацевтической отрасли выступил заместитель министра здравоохранения, руководитель Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения Александр Коротко. Он, в частности, сообщил, что по итогам первого полугодия 2000 г. предприятиями, находящимися в подчинении МЗ Украины, изготовлено фармацевтической продукции в действующих ценах на сумму 544 млн грн., в сравнительных ценах — на 538 млн грн., что по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. составляет 134,5%. В натуральном выражении объем выпущенной продукции составил 334 млн упаковок (112% по сравнению с первым полугодием 1999 г.) и 272,5 млн ампул (116%). А. Коротко подчеркнул, что все выпущенные лекарственные средства нужны украинским потребителям, а некоторые из них жизненно необходимы.

Самой важной проблемой в настоящее время, по мнению А. Коротко, является обеспечение экономической доступности качественных, безопасных и эффективных лекарственных средств для всех слоев населения. Этого можно достичь только при органичном объединении современного уровня производства, действенного контроля качества и хорошо организованной системы доставки медикаментов конечному потребителю. При этом экономическая доступность медикаментов возможна только в том случае, если учет потребительских интересов станет приоритетным принципом. Между тем, констатировал А. Коротко, в настоящее время это условие не выполняется или выполняется не в должном объеме. В частности, он охарактеризовал существующую в Украине систему дистрибьюции медикаментов как низкоэффективную: она не мобильна, требует значительных затрат, а вследствие многочисленных перепродаж не гарантирует сохранения свойств медикаментов. К числу негативных факторов руководитель Департамента отнес и наличие в Украине слишком большого количества мелких оптовых фирм, что существенно отличается от практики, принятой в цивилизованных государствах. Например, в США на фармацевтическом рынке действуют только 9 оптовых компаний, в Германии — 8, в то время как в Украине их около 4000.

ЦЕНЫ — ПОД КОНТРОЛЬ

А. Коротко отметил, что цены на лекарственные препараты в Украине возросли, однако не так стремительно, как в других отраслях промышленности. Согласно данным Госкомстата Украины, в первом полугодии текущего года индекс прироста цен на фармацевтическую продукцию составляет немногим более 7%, в то время как по промышленности в целом этот показатель достигает почти 12%. Рост цен на лекарства объясняется не только наличием большого числа посредников в цепочке доставки препарата конкретному потребителю, но и отсутствием четкого единого механизма формирования оптовых цен отечественными заводами-изготовителями.

Необходимость в расширении ассортимента, модернизации производства, в частности приведении его в соответствие со стандартами GMP, требует значительных затрат. В то же время Комплексная программа развития медицинской промышленности на 1997–2003 гг., утвержденная Кабинетом Министров Украины, фактически не финансируется. Поэтому предприятия вынуждены вкладывать в развитие собственную прибыль, что не может не отразиться на стоимости готовой продукции. Так, только в первом полугодии текущего года на модернизацию производства и его переоснащение в соответствии со стандартами GMP предприятиями отрасли израсходовано 25 млн грн., за этот же период освоен выпуск 47 новых наименований лекарственных препаратов, относящихся к 8 различным фармакотерапевтическим группам. Вместе с тем, А. Коротко отметил, что продукция, выпускаемая отраслью, пока еще не полностью удовлетворяет запросы массового потребителя. Выход может быть только в осуществлении реальной поддержки отечественного производителя со стороны государства. Такая поддержка позволит гармонизировать интересы потребителя и производителя: население получит гарантии экономической доступности лекарственных средств, а предприятия отрасли — фундамент для ее обеспечения. В качестве примера А. Коротко привел российский опыт, где производители жизненно необходимых лекарств освобождены от уплаты налога на прибыль.

А. Коротко также отметил, что в странах Европейского Союза вопросы ценообразования на лекарственные препараты контролируются со стороны государства. Контролю в обязательном порядке подлежат оптовые и розничные цены на препараты, стоимость которых оплачивается из бюджетных средств или из специальных фондов медицинского страхования. Подобную систему целесообразно внедрить и в нашей стране. В настоящее время специалисты отечественного здравоохранения разрабатывают стандарты лечения. Предполагается, что государство будет контролировать цены на лекарственные препараты, включенные в эти стандарты и оплачиваемые из бюджетных средств или страховых фондов (когда таковые будут созданы). Все остальные лекарственные средства будут находиться в зоне свободного ценообразования.

До окончания разработки и утверждения стандартов лечения А. Коротко предложил принять единый перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, а также тех, которые используются для лечения социально значимых заболеваний. Государство будет осуществлять контроль за формированием оптовой цены производителем и за установленным на региональном или общегосударственном уровне размером торговой наценки на лекарственные препараты, включенные в этот перечень. Основной задачей при разработке такого перечня является максимальное включение в него препаратов отечественного производства. А. Коротко также отметил целесообразность внедрения системы государственных и региональных заказов на социально значимые препараты и вакцины. Специалисты Департамента уже разработали предложения по формированию заказа на 2001 г. с учетом потребностей населения регионов и Украины в целом.

ГОСЗАКАЗ, ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ПРЯМЫЕ ПОСТАВКИ

По мнению А. Коротко, следует пересмотреть существующий порядок закупок по государственному и региональному заказу продукции отечественных фармацевтических предприятий, которые являются единственными производителями данной продукции в Украине. В качестве примера был приведен отечественный инсулиновый завод «Индар». В частности, участники коллегии были проинформированы о том, что предприятие создано в прошлом году в рамках выполнения комплексной программы «Сахарный диабет». За истекший период «Индар» выпустил 2,5 млн флаконов препаратов инсулина на общую сумму 55 млн грн., из них более чем на 30 млн грн. — в первом полугодии 2000 г. В медицинские учреждения Украины поставлено 1,7 млн флаконов препаратов инсулина на сумму 37,3 млн грн. Однако оплата за поставленную продукцию из средств местных бюджетов в среднем составила 50%. Поэтому завод был вынужден обратиться к дистрибьюторам, имеющим опыт работы на рынке инсулинов. В результате объем реализации готовой продукции увеличился в 3,5 раза, а обеспеченность отечественными препаратами инсулина населения в регионах возросла с 19% от потребности в I квартале до 61% во II. Руководитель Департамента подчеркнул, что в настоящее время «Индар» в состоянии обеспечить потребности больных сахарным диабетом в препаратах инсулина. Однако перед руководством завода стоит дилемма: продолжать развитие посреднической сети и обеспечивать больных инсулином или оставить решение этого вопроса в компетенции местных органов самоуправления, что в конечном счете может привести к гибели предприятия. А. Коротко отметил, что вспомогательная дистрибьюция требует дополнительных расходов государственных средств и обратился к руководителям областных управлений здравоохранения с предложением закупать отечественные препараты инсулина на условиях прямых поставок в рамках потребностей региона. Подводя итог, А. Коротко сказал, что деятельность завода «Индар» свидетельствует о том, что без государственного заказа и льготного налогообложения невозможно обеспечить реальные потребности населения в социально значимых лекарственных средствах.

Поэтому первоочередными задачами, которые предстоит решить Департаменту, по мнению А. Коротко, являются разработка и утверждение перечня жизненно необходимых и социально значимых препаратов; направление на рассмотрение Верховной Радой Украины предложений по изменению налогообложения предприятий отрасли, а также по внесению изменений в закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд» с учетом интересов потребителя и отечественного производителя; дальнейшее усовершенствование закона Украины «О лекарственных средствах»; завершение работы над новой концепцией ценообразования в фармацевтическом секторе.

РЕФОРМЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

По итогам заседания коллегия приняла решение. В частности, сосредоточить работу органов и учреждений здравоохранения на реализации в 2000 г. задач, предусмотренных Посланием Президента Украины Верховной Раде, Поручениями Президента Украины и Программой деятельности Кабинета Министров Украины, направленных на улучшение социально-экономического положения. В течение III квартала планируется завершить разработку Концепции реформирования здравоохранения Украины. К декабрю 2000 г. необходимо определить потребности учреждений здравоохранения в количестве врачей общей практики («семейных врачей») и укомплектовать штат врачей в учреждениях здравоохранения сельской местности. До 01.10.2000 г. будет подготовлен Приказ МЗ Украины о поэтапном переходе к организации первичной медико-санитарной помощи на принципах семейной медицины. В IV квартале планируется завершить разработку нормативных документов, касающихся амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи беременным, роженицам, родильницам и детям. Согласно решению коллегии, будет обеспечено финансирование реконструкции акушерских и детских стационаров и приведения их в надлежащее санитарно-гигиеническое состояние. Также планируется выделить бюджетные средства на приобретение медикаментов, дезинфицирующих средств, препаратов крови, медицинского оборудования и мягкого инвентаря для родильных отделений и детских стационаров.

Пресс-служба
«Еженедельника АПТЕКА»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті