?
В 2001 г. ВОЗ ПЛАНИРУЕТ ПРОВЕСТИ В УКРАИНЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
27–31 августа 2000 г. в Вене (Австрия) состоялся 60-й Всемирный фармацевтический конгресс, организованный Международной фармацевтической федерацией (International Pharmaceutical Federation, FIP). Его участниками стали более 3000 делегатов. В рамках конгресса было проведено специальное заседание, посвященное развитию фармацевтического сектора в Новых независимых государствах, в котором приняли участие около 200 человек. В ходе работы отдельной секции были рассмотрены вопросы фармацевтического образования.
Украину на конгрессе представляли заместитель министра здравоохранения Украины, председатель Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения А. Коротко, директор Государственного фармакологического центра МЗ Украины А. Стефанов и ректор Национальной фармацевтической академии Украины В. Черных.
|
О работе секции, посвященной проблемам фармацевтического образования, о перспективах развития образования в Украине рассказал корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» ректор НФАУ, член-корреспондент НАН Украины, доктор фармацевтических и химических наук Валентин Черных.
— Международная фармацевтическая общественность не случайно заинтересовалась странами СНГ и пригласила представителей этих государств на конгресс. Во-первых, страны бывшего Советского Союза — это большой рынок сбыта фармацевтической продукции. Во-вторых, представители стран СНГ недостаточно активно участвуют в международном фармацевтическом движении.
Было несколько неловко за нашу страну, ведь даже такие небольшие государства, как Армения, Молдова, страны Балтии, Беларусь, постоянно участвуют в международных встречах фармацевтов. Эти государства имеют своих постоянных представителей в международных организациях.
Показательный факт: из Молдовы на конгресс в Вену приехали несколько десятков делегатов, из маленькой Литвы — около 60 человек, а из Украины — только 3.
Многие выступавшие говорили о положении дел на фармацевтическом рынке в Новых независимых государствах, были и доклады по актуальным вопросам фармацевтического образования.
Выступления коллег из соседних стран были по-своему интересны, но, с моей точки зрения, в них отсутствовала четко сформулированная концепция развития высшего фармацевтического образования. Суть их сводилась к рассказу о том, что изменилось в учебных планах. К сожалению, существенного сдвига в развитии фармацевтического образования в постсоветских странах, на мой взгляд, не произошло.
Возможно, кому-то это покажется нескромным, но я хотел бы отметить, что доклад представителя Украины вызвал особый интерес и был признан «выступлением высокого уровня». Представители фармации различных стран узнали о том, что в Украине высшее фармацевтическое образование находится на достаточно высоком уровне, что наметился определенный прогресс в этой сфере. Было отмечено, что в Украине начата подготовка кадров по новым специальностям, существует высокая обеспеченность педагогическими кадрами, учебниками, практическими руководствами. Сотрудники ВОЗ высоко оценили как уровень подготовки украинских специалистов, так и высшие учебные заведения, в которых готовят кадры для практической фармации, научных учреждений и фармацевтической промышленности.
Всемирная организация здравоохранения приняла решение о проведении в 2001 г. международного форума по вопросам фармацевтического образования. Предполагается, что он состоится в Харькове на базе Национальной фармацевтической академии Украины.
В докладе, представленном на конгрессе, образовательная система в Украине была рассмотрена с различных позиций, определенных на V съезде фармацевтов Украины. Сегодня мы рассматриваем фармацевтическую отрасль как единое целое. Это структура, которая состоит из шести взаимосвязанных частей: среднего специального и высшего образования, науки, производства, аптечных учреждений, системы контролирующих органов и информационного поля фармации. Национальная фармацевтическая академия Украины рассматривает диверсификацию специальностей как один из важнейших аспектов подготовки фармацевтических кадров XXI века и реализации основополагающих принципов ВОЗ. Сегодня в НФАУ готовят студентов по 10 специальностям.
В аптечной сети Украины работают 80 тыс. человек, в том числе 23 тыс. провизоров (28,2%) и 28 тыс. фармацевтов (35%), 29 тыс. человек (36,2%), работающих в аптечных учреждениях, не имеют профильного образования. В химико-фармацевтической промышленности из 20% специалистов с высшим образованием только 1–3% специалистов имеют специальное фармацевтическое образование. Украина значительно отстает по этому показателю от таких передовых стран, как США, Япония, Канада, Германия, где планируется до 2010 г. довести долю специалистов с высшим образованием в фармацевтической промышленности до 90%. Уже сегодня в этих странах высшее образование имеют 60–70% работающих в отрасли. Однако у нас есть все возможности, для того чтобы число специалистов с высшим образованием в фармации увеличилось.
Самое главное — у людей есть стремление к приобретению знаний. Отрадно, что не только государство, но и люди заинтересованы в этом. С каждым годом желающих учиться становится все больше.
На наш взгляд, необходимо увеличить число фармацевтических факультетов в высших медицинских учебных заведениях, в первую очередь в тех, где для этого есть материально-техническая база. Практика показывает, что выпускники фармацевтических факультетов, как правило, «оседают» в тех городах, где они учились: в Харькове, Львове, Запорожье, Киеве.
Уже сегодня ректоры многих медицинских вузов делают все возможное для обеспечения подготовки будущих преподавателей фармации. Конечно, для этого требуется время, но через 10 лет в стране будет достаточно педагогов, которые займутся подготовкой кадров для практической фармации.
В ближайшие 10 лет систему фармацевтического образования в Украине необходимо привести в соответствие с потребностями развивающегося фармацевтического сектора. Для этого нужно увеличить научный потенциал, углубить интеграцию науки и практической фармации, усовершенствовать учебные программы, внедрить новые методы и формы обучения, в том числе, дистанционное обучение. Необходимо создать региональные центры последипломного образования, государственный банк данных о движении и сроках повышения квалификации специалистов отрасли, усовершенствовать систему контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного фармацевтического образования. Реализация поставленных целей позволит значительно повысить престиж и авторитет провизора как ключевой фигуры в системе лекарственного обеспечения, что будет способствовать сохранению здоровья нации.
Сергей Павлович
Фото Евгения Кривши
СПРАВКА "Еженедельника АПТЕКА" |
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим