Куда идем, или зри в корень

?

Кто не помнит знаменитую фразу из кинофильма «Белое солнце пустыни»: «Мне за державу обидно»?

Проблема, о которой пойдет речь, кому-то может показаться узкопрофессиональной, касающейся только Национальной фармацевтической академии Украины (НФАУ). На самом деле от ее решения зависит успешное развитие высшей школы в Украине, а возможно, и фармацевтической промышленности.

Проблема эта — распределение выпускников НФАУ, окончивших факультет «Промышленная фармация».

После распада СССР в 1991 г. единственный вуз, где готовили специалистов для промышленной фармации, Ленинградский химико-фармацевтический институт, оказался за границей.

В НФАУ ясно понимали, что сохранить от развала фармацевтическую промышленность смогут только грамотные, хорошо обученные специалисты. И готовить их нужно уже сегодня, ибо промедление хотя бы на несколько лет будет «смерти подобно». Так в 1992 г. в НФАУ появился еще один факультет — «Промышленная фармация». Наверное, все понимают, что означает для Украины собственная фармацевтическая промышленность. Это рабочие места для десятков тысяч людей, лекарства, стоимость которых в 3–4 раза ниже, чем импортных, но по качеству ничуть не уступающие им, а зачастую и превосходящие зарубежные аналоги, обеспечение занятости ученых (светлых голов среди ученых-фармацевтов у нас в стране предостаточно). Все это вместе взятое является мощным источником поступлений в государственный бюджет.

И все же, несмотря на всю очевидность преимуществ, которые дает стране развитая фарминдустрия, в фармацевтической промышленности складывается парадоксальная ситуация. НФАУ продолжает готовить и выпускать высококлассных инженеров-технологов для заводов — изготовителей лекарственных средств. Только вот большинство заводов к этому абсолютно равнодушны.

Декан факультета «Промышленная фармация» проф. В. Тиманюк и его заместитель доцент А. Шаповалов приводят такие цифры. Из 30 крупных заводов только половина подает заявки на выпускников академии. Директора «заводов-отказников» никак не комментируют свое решение не подавать заявки на специалистов, ограничиваясь словами: «Нам специалисты не нужны». В. Тиманюк и А. Шаповалов выдвигают свои версии происходящего. Согласно одной из них руководство некоторых заводов не желает что-либо менять и продолжает идти по проторенной дорожке, так как боится нового и не знает, куда оно может привести. Еще одна версия — корпоративность, когда работники, пусть и не специалисты, но «свои» люди. И наконец, боязнь руководителей брать на себя ответственность за выпускника вуза, ведь ему надо предоставить льготы как молодому специалисту. Поэтому уже в течение пяти лет половина выпускников факультета вынуждены сами искать работу.

Есть и еще одна причина отказа. Так, «Галичфарм» объясняет свое нежелание трудоустраивать выпускников НФАУ тем, что в Львовском политехническом университете открылся факультет, где также готовят инженеров-технологов. Но самое удивительное заключается в том, что заводы отказываются брать на работу выпускников при том, что фармацевтическая промышленность Украины обеспечена специалистами с высшим фармацевтическим образованием лишь на 3–4%. Это данные прозвучали на съезде фармацевтов, состоявшемся в 1999 году. Тем более обидно, что треть всех «отказников» — харьковские заводы.

Получается, что высококлассные специалисты с дипломами НФАУ промышленности не нужны. Нужны, да еще как! По словам сегодняшних выпускников, они не обеспокоены тем, поступит на них заявка или нет. По опыту прежних выпусков они хорошо знают, что их с радостью примут на работу на те же заводы-«отказники».

В этом и заключается нравственная, а точнее, безнравственная сторона проблемы. Специалисты заводам нужны. Только платить за их обучение не хочется. Пусть это делает государство. Но у государства нет средств, так что финансовое бремя по подготовке специалистов полностью ложится на НФАУ.

Итак, из трех звеньев одной цепи: государство — промышленность — вуз в выигрыше все, кроме академии. Руководство заводов удовлетворено тем, что смогло приобрести бесценный капитал — высококвалифицированных специалистов, не вложив при этом ни копейки. А материальные потери НФАУ исчисляются миллионами гривень, поскольку все студенты факультета «Промышленная фармация» — «бюджетники». Почему не 30%, как положено, а 100%?

Руководство академии, с одной стороны, обеспокоено будущим отечественной фарминдустрии, а с другой — понимает, что если заявки на специалистов не будут поступать, то «бюджетные» наборы в НФАУ придется сократить, а то и свести к нулю.

Изменить сложившуюся ситуацию довольно сложно, так как из 30 крупных заводов только 7 — государственные предприятия. И все-таки выход есть. Нужно, чтобы все заинтересованные лица из министерств и ведомств разработали план набора и выпуска специалистов на бюджетной основе для всех отраслей фармации и не только, потому что подобные проблемы существуют и в других вузах Украины. При решении этого вопроса можно воспользоваться опытом России, где уже третий год подряд высшие учебные заведения выпускают столько специалистов, сколько необходимо экономике.

Но и это не все. До конца прояснить ситуацию, расставить все точки над «i» помог ректор НФАУ чл.-кор. НАН Украины проф. Валентин Черных. По его мнению, многие проблемы, которые сегодня существуют в стране, могли бы быть решены, если все мы осознаем, в какое время живем. Сегодня отношения между государством и гражданином, работодателем и наемным работником — это рыночные отношения. Нас приучили только брать и требовать: «Дайте! Дайте бесплатное образование, медицину, путевку в санаторий и пр.» Нас отучили отдавать, например — силы и время на приобретение и внедрение знаний, которые со временем с лихвой окупятся. Мы с юности хотим сразу все, забывая мудрое изречение: «Первую половину жизни человек должен работать на свое имя, и тогда вторую половину жизни имя будет работать на него».

Давайте забывать о бесплатном образовании и бесплатной медицине. Государство не в состоянии обеспечить это, так как затраты очень велики. Поэтому богатые западные страны могут позволить себе обучение в вузах за государственный счет лишь от 10 до 30% студентов. В США, например, за обучение платят все студенты. Наше же государство пытается за свой счет обучать почти треть студентов, тогда как в состоянии оплатить стоимость обучения лишь 10%. Надо отказаться от привычки выглядеть богатыми, сегодня 100% плата за обучение — это наиболее реальный выход из сложившейся в стране ситуации, если, конечно, оценивать ее (ситуацию) с точки зрения рыночной экономики.

Как в таком случае «выбиться в люди», если нет денег на учебу? Все очень просто: взять кредит на обучение или заработать самому. Такой путь подсказывает и оправдавший себя опыт зарубежных стран. Как известно, в жизни за все надо платить. А пока получается, что за обучение «бюджетника» платит только вуз, так как государство не в состоянии, а те, для кого обучают специалистов, попросту не хотят этого делать.

Студент-«бюджетник» — это человек, которого государство обучает в долг, он обязан отработать эти деньги. Но пока все получается наоборот. Раньше, если выпускник вуза отказывался отработать три года, в том месте и в том качестве, какое было важно для государства, его обязывали это сделать, подчас с помощью милиции и прокурора. Лишь в редких случаях новоиспеченный специалист мог получить «свободный» диплом на законных основаниях. Сегодня же, получив образование в долг, выпускник волен поступать так, как ему заблагорассудится. В НФАУ ежегодно поступают заявки от фармпредприятия «Монфарм» на выпускников-«бюджетников». Но последних туда и калачом не заманишь — никто не хочет жить и работать «в глуши», а завод этот находится в селе Монастырище Черкасской области. Заводчане со своей стороны гарантируют молодым специалистам бесплатное жилье и прочие льготы, но…

Вот пример. НФАУ вкладывает в обучение студентов средства, заработанные хозрасчетной деятельностью. В этом учебном году 50 студентов-«бюджетников» окончат факультет «Промышленная фармация». За пять лет учебы академия израсходовала на каждого из них по 30 тыс. грн., всего — 1,5 млн грн. Это означает, что государство недополучит от ученых вуза ряд научных изобретений, в данном случае — новейших лекарственных препаратов, более дешевых по сравнению с импортными и способных исцелить от различных заболеваний миллионы наших сограждан. Можно ли такой подход назвать государственным, рыночным?

Но и в данном случае выход прост. Государству приносит прибыль современная промышленность, которую могут развивать только высококлассные специалисты. А таковых готовит НФАУ. Следовательно, все затраты на обучение и подготовку этих специалистов должна взять на себя промышленность, в нашем случае — заводы — производители лекарственных препаратов.

Руководитель области Евгений Кушнарев на встрече со студентами и преподавателями Харьковского государственного университета так определил дальнейшую политику государства: главный приоритет — кадры. Только высокообразованные и высококлассные специалисты способны поднять экономику страны до мировых стандартов. Пора руководителям промышленных предприятий понять эту простую истину и взять на себя роль государства в обеспечении себя же специалистами. Именно так поступило руководство АО «Фармацевтическая фирма «Дарница». Вот уже в течение нескольких лет ежегодный заказ этого предприятия на выпускников НФАУ составляет 10–15 человек. Модернизацию производства здесь начали с кадров.

Что сегодня означает словосочетание «выпускник НФАУ»? Знание высочайших технологии и стандартов GMP, умение «настроить» промышленное производство, творческое мышление, способность из множества идей выбрать те, которые станут определяющими.

Сегодня только высококвалифицированные кадры решают все. Когда мы это поймем, мы сможем решить все «наболевшие» проблемы. Как тут не убедиться в правоте Козьмы Пруткова? В жизни надо всегда «зрить в корень»!

P.S. Информация к размышлению. Вот выдержка из Указа Президента Украины от 23.01.96 г. «Про заходи щодо реформування системи підготовки спеціалістів та працевлаштування випускників вищих навчальних закладів» и из приказа Министерства здравоохранения Украины от 25.12.97 г. № 367 «Про затвердження Порядку працевлаштування випускників державних вищих медичних (фармацевтичних) закладів освіти, підготовка яких здійснювалась за державним замовленням»: «…2. Установити, що особи, які навчаються за рахунок державних коштів, укладають з адміністрацією вищого навчального закладу угоду, за якою вони зобов’язуються після закінчення навчання та одержання відповідної кваліфікації працювати в державному секторі народного господарства не менше ніж три роки. У разі відмови працювати в державному секторі народного господарства випускники відшкодовують в установленому порядку до державного бюджету повну вартість навчання…».

В. Антипов, Харьков

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті