АО «Киевмедпрепарат»: в качестве лекарственных препаратов уверены

В рейтинге, проведенном «Еженедельником АПТЕКА» (№ 8 (279)), АО «Киевмедпрепарат» заняло 3-е место среди производителей лекарственных средств по итогам опроса работников аптек и 2-е — по итогам опроса персонала дистрибьюторских фирм. Недавно мы уже рассказывали читателям «Еженедельника АПТЕКА» об этом предприятии (№ 50 (271)), поэтому сегодня речь пойдет о тех аспектах деятельности АО «Киевмедпрепарат», которым было уделено недостаточно внимания в предыдущем материале. В беседе принимают участие генеральный директор АО «Киевмедпрепарат» Вячеслав Виноградов (В.В.), коммерческий директор Александр Партышев (А.П.), директор по маркетингу Владимир Митин (В.М.) и директор по управлению качеством Валентина Шевченко (В.Ш.).

Кор.: Как бы вы сами оценили позиции предприятия в рейтинге, за счет чего удалось добиться столь высоких показателей?

В.В.: Мы рады, что наши партнеры — дистрибьюторы и работники аптек по достоинству оценили работу, которую проводит коллектив предприятия. Находясь в непростых экономических условиях, мы не просто выжили, но и продвинулись вперед. В результате предприятие заняло достойное место на рынке, и теперь мы будем работать над тем, чтобы упрочить позиции АО «Киевмедпрепарат». Высокая оценка — это еще и большая ответственность, поэтому мы не намерены останавливаться на достигнутом и будем стремиться совершенствовать свою деятельность по всем направлениям. Если несколько лет назад для обеспечения стабильных продаж на украинском рынке достаточно было предлагать лекарственные препараты по цене, которая в 2–3 раза ниже стоимости импортных аналогов, то сегодня этого недостаточно. Необходимо, чтобы конкурентоспособными были цена, качество продукции, ее внешний вид, сервисное обеспечение, кроме того, нужны серьезная информационная работа, участие в научных симпозиумах и конференциях, общение с врачами и фармацевтами. Все это способствует формированию имиджа предприятия на фармацевтическом рынке. Судя по оценкам участников рейтинга, мы движемся в правильном направлении.

Вячеслав ВИНОГРАДОВ

Генеральный директор АО «Киевмедпрепарат»

В.Ш.: Качество продукции в настоящее время является очень важным фактором. Конечно, дистрибьюторская фирма и аптека — не контрольно-аналитическая лаборатория и не в состоянии оценить качество лекарственных препаратов по ряду параметров, но по роду своей деятельности они косвенно оценивают тот или иной препарат (отзывы контролирующих инстанций, мнение потребителей, внешний вид упаковки и т.д.). В 2000 г. АО «Киевмедпрепарат» не получило ни одной рекламации на свою продукцию. Думаю, что участники рейтинга оценили качество нашей продукции и деятельность предприятия в этом направлении.

А.П.: Поскольку я руковожу коммерческим департаментом, то мой ответ будет более прозаичным. Чем в первую очередь предприятие может быть привлекательным для дистрибьютора? Как правило, тем уровнем прибыли, которую они могут получить, реализуя продукцию этого завода. Конечно, нельзя сказать, что мы обеспечиваем нашим партнерам сверхприбыль, но высокая оценка в рейтинге свидетельствует о том, что продукция АО «Киевмедпрепарат» успешно реализуется, а предлагаемые нами условия сотрудничества выгодны партнерам. Очевидно, сыграла свою роль и та политика, которую проводит предприятие в области дистрибьюции. Мы стремимся к стабильным партнерским отношениям и сотрудничаем прежде всего с теми дистрибьюторскими компаниями, которые поставляют наши медикаменты непосредственно в розничную сеть. Мы не пытаемся «избавиться» от выпущенной продукции любыми способами, реализуя ее как можно большему числу покупателей. Такой метод может принести кратковременную выгоду, но впоследствии обернется взаимным демпингом дистрибьюторов, невозможностью планировать объемы реализации и соответственно производства.

В.М.: Привлекательность предприятия для сотрудничества определяется рядом факторов, и не последнее место среди них занимает ассортимент предлагаемой продукции. В настоящее время у нас хороший портфель препаратов, в котором есть как традиционные для нашего завода лекарственные средства, предназначенные для борьбы с инфекциями, так и медикаменты других фармакотерапевтических групп. Мы предлагаем на рынке современные генерические препараты хорошего качества по приемлемой для украинского потребителя цене. Кроме того, предприятие обеспечивает своей продукции информационную поддержку, что способствует более успешной ее реализации.

Кор.: Какими принципами вы руководствуетесь при формировании ассортимента и каковы приоритеты на ближайшие годы?

В.В.: Мы придерживаемся основного правила: «Лучше меньше, да лучше». Уже пройден этап, когда мы стремились выпустить на рынок как можно больше препаратов и осваивали выпуск 10–20 лекарственных средств ежегодно. Пусть новых препаратов будет немного, но они должны быть современными и востребованными. При таком подходе мы можем вкладывать больше средств в продвижение продукции, что особенно важно при работе с новыми препаратами.

В.М.: Наш основной принцип — наличие в ассортименте такого количества продуктов, которому мы в состоянии обеспечить качественную информационную поддержку и соответствующее сервисное обеспечение. Десять лет назад, когда предприятие делало первые самостоятельные шаги в бизнесе, началось активное освоение новых лекарственных средств и расширение ассортимента. В результате к 1998–1999 гг. был сформирован солидный портфель препаратов, однако инфраструктура предприятия, отдел маркетинга, коммерческий департамент не были готовы к тому, чтобы адекватно распорядиться таким количеством продуктов, и мы несколько замедлили темп внедрения новых продуктов, уделив внимание «раскрутке» уже освоенных препаратов. Нужно отдавать себе отчет в том, что «запуск» нового препарата на рынок — это не просто включение его в свой прайс-лист, а целый комплекс мероприятий, требующих кропотливой работы и финансового обеспечения. На мой взгляд, для предприятия, производящего генерические препараты, оптимальным является ассортимент, насчитывающий 150–200 наименований, 20% из которых должны составлять активно продаваемые продукты, обеспечивающие 70–80% продаж. Это идеальная модель, к которой следует стремиться. Однако мы реально оцениваем свои возможности и ситуацию на украинском рынке. В настоящее время оптимальным для нас является ассортимент, включающий около 80 наименований, из которых 10–15 обеспечивают основной объем продаж.

Что касается приоритетов, то продолжая удерживать лидерство в области производства лекарственных препаратов для борьбы с инфекциями, мы диверсифицируем свой портфель. Процесс этот начался 3–4 года назад. В настоящее время у нас уже есть не относящиеся к антибиотикам препараты, претендующие на звание бестселлеров, например ЛОРАТАДИН-КМП и ЛОВАСТАТИН-КМП. Мы оцениваем «запуск» этих лекарственных средств на украинском рынке как весьма успешный и не собираемся останавливаться на достигнутом.

Кор.: Не приведет ли расширение ассортимента за счет препаратов различных фармакотерапевтических групп к тому, что АО «Киевмедпрепарат» потеряет свое лицо?

В.М.: Этого не произойдет. Приоритетом по-прежнему остается выпуск лекарственных средств для лечения инфекционных заболеваний. Более того, мы будем расширять спектр противоинфекционных лекарственных средств за счет более активного освоения не только антибиотиков, но и противовирусных, а также противогрибковых препаратов. Мировой опыт убедительно свидетельствует о жизнеспособности такой модели развития, при которой предприятие, являясь лидером в одной-двух областях, успешно продает препараты различных фармакотерапевтических групп. Это позволяет снизить финансовый риск, которому подвергается завод, если на рынке появляются конкурирующие продукты. Для отечественного предприятия, которое производит генерические препараты, такая мера предосторожности просто необходима, поскольку дублирование ассортимента все еще остается одной из основных проблем отечественной фарминдустрии.

Кор.: Существует ли возможность договориться с другими отечественными заводами относительно ассортимента?

А.П.: Говорить можно, а договориться нельзя. В последнее время мы все больше рассматриваем друг друга не как коллег, а как конкурентов. Сама специфика работы в некоторой степени предполагает это: мы все производим генерические препараты, соответственно находимся вне сферы действия патентного права. Поэтому некорректно, да и просто невозможно убедить руководство того или иного завода не осваивать или прекратить выпуск лекарственного препарата, если он оценен этим предприятием как перспективный. К сожалению, при этом не всегда соблюдаются этические нормы. На мой взгляд, неэтично дожидаться, когда предприятие «раскрутит» новый для украинского рынка препарат, а потом тоже пустить его в продажу, да еще и по более низкой цене, чем «завод-первопроходец». В настоящее время некоторые из наших успешных препаратов, которые были освоены около 5 лет назад, выпускают другие предприятия. Но наше предприятие с тех пор шагнуло далеко вперед, и теперь конкуренты вновь «присматриваются» к препаратам, которые являются успешными сегодня. Что можно сделать в данной ситуации? Не оставаться на месте, создавать новый портфель препаратов.

Александр ПАРТЫШЕВ

Коммерческий директор

В.М.: Мы стараемся обсуждать с руководством ряда отечественных предприятий подходы к формированию портфеля препаратов, но легитимного пути пресечения копирования ассортимента в настоящее время не существует. Со своей стороны, намереваясь внедрить в производство тот или иной препарат, мы пытаемся выяснить планы других украинских заводов, и если выясняется, что данный препарат уже «взят на заметку» нашим потенциальным конкурентом, то отказываемся от его освоения. Ведь объем рынка не увеличится оттого, что один и тот же препарат будут производить два завода. Наоборот, поставляя на рынок новый генерический препарат, который никто больше не выпускает, можно рассчитывать и на большую долю рынка, и на высокую рентабельность. Дублирование ассортимента — не самый перспективный путь для отечественных производителей. Конкурентов становится все больше: это и производители генериков из Восточной Европы и Индии, и зарубежные «брендовые» компании, которые активизировали свою деятельность на украинском рынке.

Кор.: Как вы относитесь к идее проведения в Украине исследований по изучению биоэквивалентности препаратов?

В.М.: Мы можем только приветствовать эту идею. Не секрет, что существует мнение о сомнительном качестве отечественных лекарственных средств, причем те, кто придерживается этого мнения, как правило, распространяют его на всех украинских производителей. Существующая в настоящее время в Украине практика проведения клинических исследований не позволяет достаточно аргументированно возражать оппонентам. Думаю, что исследования биоэквивалентности лекарственных средств все расставят по своим местам. Мы со своей стороны готовы к ним и не сомневаемся в качестве продукции, выпускаемой под маркой АО «Киевмедпрепарат». Об этом свидетельствует и тот факт, что мы стремимся к сотрудничеству с ведущими украинскими специалистами, и одним из непременных условий такого сотрудничества является обнародование полученных результатов, даже если они оказываются невыгодными для производителя. Пока еще не было случая, чтобы отзывы о нашей продукции были негативными. Например, эффективность и безопасность применения препарата ЛОВАСТАТИН-КМП положительно оценила профессор Екатерина Амосова, которая имеет богатый опыт работы с брендами.

В.Ш.: О том, что вопросам качества на предприятии уделяют особое внимание, свидетельствует хотя бы тот факт, что в стратегическом плане развития завода первая глава посвящена управлению качеством. Около двух лет назад на предприятии было организовано новое структурное подразделение — департамент управления качеством, в задачи которого входит разработка стандартов предприятия, регламентирующих взаимосвязь всех элементов системы качества, а также проведение самоинспекций, внутреннего и внешнего аудитов. Кроме того, создан Координационный совет по управлению качеством, который возглавляет генеральный директор. На заседаниях этого совета рассматриваются вопросы, выходящие за рамки компетенции руководителей департаментов. Система управления качеством предусматривает контроль качества на всех этапах производства, начиная от закупки сырья и заканчивая сбытом готовой продукции. Хочу подчеркнуть, что установленные для любого производственного цикла стандарты соблюдаются неукоснительно и руководитель каждого подразделения несет за это персональную ответственность.

Что касается конкретных мероприятий, то приведу лишь несколько примеров. Введена система идентификации сырья на складах с помощью бирок различного цвета. Это позволяет четко разграничить сырьевые ресурсы, готовые к использованию, находящиеся на стадии проверки качества и имеющие отклонения от нормы по показателям качества. Сигнальные бирки также крепятся к каждой единице оборудования. Они содержат информацию о степени готовности данного оборудования к работе, о калибровке измерительных средств и о том, кто ответственен за его подготовку. Кроме того, разработаны новые формы отчетности, позволяющие отслеживать весь жизненный цикл лекарственных препаратов, начиная с исходного сырья и заканчивая выпуском готовой лекарственной формы. Заключение о пригодности продукции к реализации выдается не только на основании результатов анализа отдела контроля качества, но и оценки технологического процесса в целом, а также всех подготовительных процедур, которые отражены в протоколе изготовления серии.

Важной составляющей качества лекарственных препаратов является качество субстанций. Чтобы быть уверенными в качестве закупаемого сырья, наш департамент анализирует, насколько четко в контрактах сформулированы требования к качеству субстанций и исходного сырья, к упаковке и маркировке. В дальнейшем мы планируем осуществлять аудит производителей субстанций с тем, чтобы определить наиболее надежных партнеров. Следует отметить, что с ужесточением наших требований к качеству закупаемого сырья изменилось и отношение к нам со стороны производителей субстанций. Если раньше бытовало мнение, что «украинские заводы все возьмут, лишь бы подешевле», то теперь к нам относятся как к полноправным партнерам.

Что касается непосредственно производства, то предприятие постоянно обновляет и модернизирует оборудование. В настоящее время цеха по производству инъекционных препаратов и лекарственных средств в форме таблеток оснащены современным оборудованием и осуществляют выпуск продукции в условиях, приближенных к стандартам GMP.

Кор.: Все эти мероприятия требуют капиталовложений. Как это отражается на цене препаратов?

В.М.: Если мы хотим создать производство, которое было бы не стыдно показать европейским инспекциям, то должны отдавать себе отчет в том, что часть затрат придется компенсировать за счет цены. Конечно, некоторые наши лекарства становятся чуть дороже, но при этом их качество все больше приближается к европейским стандартам.

Владимир МИТИН

Директор по маркетингу

В первую очередь мы стремимся к тому, чтобы лекарственные препараты АО «Киевмедпрепарат» были эффективны, безопасны и максимально соответствовали эталону — бренду. Нам кажется неразумной тактика, когда на рынке предлагают новый генерический препарат по цене в 10–15 раз ниже, чем стоимость бренда. Лучше сделать его дешевле в три раза, но обеспечить дополнительный сервис, информационную поддержку, проведение постмаркетинговых исследований. Тогда препарат становится известным и сравнимым по популярности с брендом. Работать с рентабельностью, например, 5% невыгодно и неперспективно. Не раскрою секрета, если скажу, что уровень рентабельности, который закладывает предприятие по разным препаратам, неодинаков. Это связано с объективными и субъективными причинами. В целом рентабельность отечественных производителей, в частности, нашего предприятия довольно низкая по сравнению с западными фармацевтическими компаниями. Это мешает нам развиваться, делать адекватные вложения в реконструкцию производства. С другой стороны, цены должны находиться в динамическом равновесии с той ситуацией, которая складывается на рынке. Мы считаем, что наша миссия заключается в обеспечении украинских граждан высококачественными медикаментами по доступным ценам. В то же время предприятие не может стоять на месте, оно должно развиваться, а для этого необходимо повышать рентабельность производства. Мы практикуем дифференцированный подход, предполагающий более низкий уровень рентабельности производства давно освоенных препаратов и жизненно важных лекарственных средств и более высокий — новых медикаментов, не относящихся к жизненно важным.

А.П.: На каждом предприятии такой уровень рентабельности, какой считается допустимым. Трудно конкурировать с предприятиями, которые хотят зарабатывать меньше и соответственно предоставляют большие скидки. Мы также ищем пути снижения себестоимости выпускаемой продукции, в частности, разрабатываем систему логистики. Это основная задача, которую предстоит решить коммерческому департаменту. Снижение издержек производства, затрат на хранение сырья и материалов позволит обеспечить приемлемый уровень рентабельности и сохранить доступные для украинского потребителя цены. Думаю, в этом году нам удастся закончить эту работу и свести к минимуму все основные издержки. В связи с этим будут несколько изменены структура предприятия и некоторые традиционные процедуры внутренней отчетности.

Кор.: В чем вы видите основной источник возможной экономии средств?

Валентина ШЕВЧЕНКО

Директор по управлению качеством

А.П.: На мой взгляд, это точность планирования и прогнозов. Если мы будем с большей точностью планировать затраты предприятия на производство и хранение сырья и готовой продукции, то это будет весомым вкладом в экономию средств. Для этого необходимо не только разработать логистические системы, но и усовершенствовать контроль за движением товара после его реализации дистрибьюторам. Это оговорено в наших договорах с дистрибьюторами, однако около 30% компаний такую информацию не предоставляют или предоставляют несвоевременно. Сейчас мы уделяем большое внимание упорядочению системы контроля за движением товарных запасов, потому что логистика будет включать планирование ресурсов дистрибьюторов с тем, чтобы не перегружать рынок нашей продукцией и максимально быстро восполнять дефектуру по тем или иным позициям.

Кор.: Какие задачи предстоит решить предприятию в ближайшее время?

В.В.: Мы разработали стратегический план развития предприятия на 5 лет, в котором четко сформулированы задачи: сохранить свое место на украинском фармацевтическом рынке среди ведущих предприятий, работать над повышением качества продукции, обеспечить лекарственным препаратам надежную информационную поддержку. Одной из первоочередных задач является внедрение новой информационной системы управления, что предусматривает создание единой компьютерной сети с соответствующим программным обеспечением. В настоящее время проводится реконструкция заводоуправления, цель которой — не только создать более комфортные условия для работы персонала и приема посетителей, но и обеспечить техническую возможность включения всех подразделений и департаментов в единое информационное пространство.

В.М.: В этом году мы планируем выпустить на рынок не менее 5 потенциальных бестселлеров из числа генерических препаратов, относящихся к различным фармакотерапевтическим группам. После того как они появятся на рынке, все смогут убедиться, что наши новые продукты не будут являться копиями чего-то уже «раскрученного» из ассортимента отечественных производителей.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*