Экономическая ситуация на рынке: экспертиза производителей

 

Финализируя год, мы подытоживаем обсуждение социально-экономической ситуации, сложившейся в  нашей стране на фоне хронических выборов главы исполнительной ветви власти. Вашему вниманию — компетентное мнение фармацевтических производителей.


Алексей Пуртов
, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам АО «Фармацевтическая фирма «Дарница».

Алексей Пуртов

Алексей Пуртов

— На протяжении последнего месяца фармацевтический рынок приспосабливается к изменившейся финансово-экономической ситуации. Принятие постановления НБУ № 576 по поводу деятельности банков отразилось на деятельности всех юридических лиц, в том числе и АО «Фармацевтическая фирма «Дарница». Но благодаря давним партнерским отношениям с нашими поставщиками и клиентами мы достаточно быстро нашли ресурс и резерв для стабилизации внутреннего финансового состояния. Важно подчеркнуть, что ситуация в стране и экономике не ухудшила взаимоотношений с нашими клиентами. На  сегодняшний день все компании, которым мы поставляем лекарственные средства, получают их согласно подписанным контрактам на тех же условиях, которые действовали 3–5 месяцев назад. «Дарница» не останавливала отгрузку, не повышала цены, не меняла условий ни на один из дней.

Оценивая ситуацию на рынке, можно сказать, что все мы в  течение короткого отрезка времени имели возможность наблюдать тактические действия всех участников рынка, за которыми прослеживалась стратегия компаний. После 21 ноября ряд компаний по нескольку раз меняли условия отпуска товара, некоторые прекращали продажи, изменяли цены. Вероятно, это может отображать скорость принятия решений и наличие либо отсутствие жесткой и  четкой политики компании. Вывод напрашивается сам собой: вряд ли о компании, которая за 10 дней 10 раз меняла условия работы, можно говорить как о стратегическом партнере. Мы разделяем опасения участников рынка по поводу нестабильной ситуации, но в то же время хотел бы обратиться ко  всем партнерам — ключевым принципом работы «Дарницы» является именно стабильность.

Статус лидера и  корпоративная политика фирмы обуславливают высокую социальную ответственность «Дарницы». Для нас очень важно, чтобы наш товар был доступен и присутствовал во всех уголках Украины, как в  аптечной сети, так и в лечебно-профилактических учреждениях. Не случайно сегодня каждая пятая упаковка, реализованная в Украине, — «Дарницкая»!

Поэтому хочу сообщить всем сотрудникам аптечных учреждений, что если какие-то действия и предпринимались производителями (в том числе и отечественными) в отношении приостановки поставок или изменения ценовой политики, то это не относится к  «Дарнице». Наоборот, взвешенная позиция компании «Дарница» в период «замешательства» на рынке позволила нарастить свою рыночную долю. Сегодня мы можем констатировать, что благодаря выдержанной политике производителя, продажи наших препаратов компаниям, которые не меняли условий работы, существенно возросли. В  определенной степени этому способствует начавшаяся имиджевая компания и активизация работы внешней службы предприятия. Основными целями активизации этих очень важных маркетинговых инструментов является не только повышение осведомленности и укрепление лояльности к продукции фирмы, но и  предоставление нового, более качественного информационного и промоционного сервиса на всех этапах продвижения препаратов. Уверен, что в  самое ближайшее время все наши партнеры ощутят это.

Мы продолжаем строить взаимоотношения производителя и  дистрибьютора на принципах равенства и  партнерства. Чем лучше мы будем понимать и  уважать интересы друг друга, тем проще будет совместно находить выход из сложных ситуаций. Могу добавить, что на протяжении последнего месяца мы обменивались информацией практически со всеми руководителями компаний-дистрибьюторов и не видели каких-либо причин для паники.

Сегодня все крупные игроки понимают, что для фармрынка встряска очень полезна, так как происходит естественный процесс самоочищения — уходят слабые и незрелые, а остаются сильнейшие. Если провести экскурс в прошлое, то в 1999 г. у «Дарницы» было 2,5 тыс. клиентов (от аптек — до экспортеров), в 2003 г. — 30 компаний-дистрибьюторов, в том числе компании-экспортеры и участники тендеров, в 2004 г. их количество уменьшилось до 20. Я уверен, что в  следующем году оно еще сократится, ведь процесс концентрации на рынке не прекращается, и мы, исходя из этого, корректируем свои логистические возможности. Определенные изменения в условиях отпуска товара на 2005 г. могут быть, но это никоим образом не должно повлиять на уменьшение маржи, мотивацию дистрибьютора и аптеки, а самое главное — на доступность наших препаратов каждому жителю Украины.

Пользуясь случаем, от имени коллектива АО «Фармацевтическая фирма «Дарница» хочу поздравить всех коллег, сотрудников аптек и  дистрибьюторских компаний с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым, поблагодарить за совместную качественную работу в уходящем году!

Олег Ищенко, глава представительства компании «Берлин Хеми (Менарини Групп)» в Украине:

Олег Ищенко

Олег Ищенко

— В настоящее время украинский фармацевтический рынок практически структурирован и ситуация на нем стабилизировалась, несмотря на происходящие в  стране политические события. Хорошо, что все это произошло в конце года, а не в начале или в  середине. Рынок развивается примерно так же, как и в других странах постсоветского пространства, хотя и имеет свои особенности. В частности, у нас практически отсутствует система возврата гражданам средств, потраченных на приобретение лекарственных средств. За исключением нескольких программ, в рамках которых приобретение медикаментов осуществляется за бюджетные средства, все остальные необходимые для лечения лекарственные препараты пациенты оплачивают из своего кармана. Это в определенной мере, обусловило тот факт, что украинские пациенты отдают предпочтение генерическим препаратам, отличающимся оптимальным соотношением цена/качество. Поэтому нынешний украинский фармацевтический рынок можно оценить как рынок качественных генериков. Надеюсь, что и  в дальнейшем рынок будет продолжать расти, а ситуация на нем будет оставаться спокойной.

Во многих документах был заявлен курс Украины на  интеграцию в Европейский Союз. Если движение в  этом направлении будет продолжено, то, на мой взгляд, страна в целом и фармацевтический рынок в  частности только выиграют. Благоприятные условия для вложения средств привлекут зарубежных инвесторов, которые будут строить здесь свои заводы. Это будет способствовать повышению благосостояния населения Украины, что в свою очередь не сможет не отразиться на  развитии фармацевтического рынка: известно, что, чем состоятельнее граждане, тем больше средств они вкладывают в заботу о собственном здоровье. Привлечение инвестиций также скажется на  доходной части бюджета, что дает возможность впоследствии выделять больше бюджетных средств на здравоохранение, в том числе на приобретение медикаментов.

Что касается инфляционных ожиданий, то это очень интересный вопрос. Мы наблюдаем, как в течение достаточно длительного времени курс гривни по отношению к  доллару США остается стабильным, в то время как курс евро значительно вырос. Если в дальнейшем наша страна будет в финансовой системе ориентирована более на евро, чем на доллар, то инфляция доллара по отношению к евро менее скажется на инфляционных процессах в Украине. Если же гривня по-прежнему будет «привязана» к  доллару, то с ростом курса евро уровень инфляции будет повышаться. Что касается инфляционных процессов, связанных с оттоком кредитных средств из банков, то я считаю, что это временное явление, и уже в первом квартале 2005 г. ситуация стабилизируется. Украинская банковская система достаточно прочна, чтобы справиться с временными трудностями.

Фармацевтический рынок — составная часть экономики, и участники рынка не в состоянии оказывать влияния на  процессы, происходящие в макроэкономике. Если серьезные изменения в макроэкономике произойдут, то мы все не сможем этого не заметить. Если же таких изменений не будет, то нам поможет, прежде всего, спокойствие и планомерная работа. Компания «Берлин Хеми (Менарини Групп)» не изменяла условий работы с украинскими партнерами, что, надеюсь, также вносит свою лепту в стабильность ситуации на фармацевтическом рынке. Хотелось бы, чтобы в Новом году сбылись наиболее оптимистичные прогнозы относительно развития ситуации, рынок продолжал расширяться, а население нашей страны получало все больше возможностей приобретать высококачественные лекарственные препараты.

Филя Жебровская, председатель правления и  генеральный директор ОАО «Фармак», кандидат экономических наук:

Филя Жебровская

Филя Жебровская

— Недавно я присутствовала на совместном совещании представителей Украинского союза промышленников и предпринимателей и  Национального банка Украины, где говорилось о том, что меры, предпринятые правительством, позволили в целом сохранить банковскую систему и  несколько сократить отток денежных средств из банков. Известно, что основным инвестором отечественной экономики является население. Поэтому когда в ноябре–декабре этого года люди стали активно изымать из банков денежные средства, мы как производственники почувствовали это, поскольку нас и наших дистрибьюторов перестали кредитовать. Страна сохранила банковскую систему, но ее «кровообращение» нарушено. Дистрибьюторы лишились кредитования, как следствие — за последние недели резко возросла дебиторская задолженность у производителей. В то же время производители не могут выполнить обязательства по расчетам за поставленные сырье и материалы. Если ноябрь–декабрь мы еще можем пережить на  собственном запасе «прочности», то в январе можно предвидеть достаточно серьезные проблемы. Ни производитель, ни дистрибьютор, ни аптеки не могут сдерживать цены, постоянно жертвуя собственными интересами. Фармацевтический рынок — сложная система взаимосвязанных звеньев. Финансово мы являемся заложниками дистрибьюторов, они, в свою очередь, очень зависят от розничного звена. В условиях отсутствия финансового кредитования приостановка деятельности того или иного оператора рынка — только вопрос времени. Безусловно, каждый из нас располагает неким резервом, который позволит продержаться более или менее длительный срок. Кто-то испытает перебои в поставках комплектующих и субстанций уже в январе месяце, а кто-то может вообще не столкнуться с такой проблемой — это зависит от запаса прочности предприятия.

Пока сложно с  точностью прогнозировать, какого именно уровня инфляции следует ожидать и что будет с  отечественным фармацевтическим рынком. При самом оптимистичном прогнозе я думаю, что «выравнивание» ситуации в экономике произойдет не раньше начала марта 2005 г.

Наше предприятие на данном этапе считает целесообразным проведение финансового аудита наших партнеров из числа дистрибьюторов. Если оптовая компания достаточно благополучна в  финансовом плане сегодня, то она будет меньше подвержена влиянию изменений в кредитном «портфеле» банков. Если же у компании нет достаточного объема собственных оборотных средств и она работает только на кредитах, у нее могут возникнуть серьезные проблемы. Соответственно сотрудничество с такими компаниями на данном этапе для нас рискованно. После кризиса 1998 г. мы несколько расслабились и  забыли о том, что такое финансовые риски. К сожалению, сейчас об этом стоит вспомнить и  заранее себя обезопасить. Со своей стороны дистрибьюторы, наверное, столь же осмотрительны сейчас в работе с аптеками и лечебными учреждениями. Для того, чтобы свести к минимуму возможность дестабилизации фармацевтического рынка, нам всем нужно быть предельно осторожными, избегать сотрудничества с недостаточно надежными партнерами, не принимать необдуманных решений и реально оценивать ситуацию. Я верю в то, что рынок будет сохранен. Все его участники приложили очень много усилий к его формированию, поэтому большинство из нас сделает все, чтобы не допустить дестабилизации. Это тот самый момент, когда необходима консолидация, конструктивный диалог и прозрачность взаимоотношений всех операторов. Мы должны понимать, что в случае дестабилизации рынка в выигрыше не останется никто: ни производители, ни дистрибьюторы, ни аптеки. И, конечно же, пострадают наши потребители, те, для кого, в конечном счете, мы все работаем. Надеюсь, что этого не произойдет. Накануне праздников хочется быть оптимистом. Однако в нынешних условиях важно оставаться реалистами и действовать, адекватно рассчитывая возможности как свои, так и деловых партнеров.

Людмила Безпалько, генеральный директор Борщаговского химико-фармацевтического завода:

Людмила Безпалько

Людмила Безпалько

— На мой взгляд, опасения «взрывного» повышения уровня инфляции не имеют под собой серьезных оснований. Пока я не стала бы строить прогнозов относительно возможного роста цен на фармацевтическую продукцию, выпускаемую отечественными производителями. Во всяком случае, в самом скором времени этого не случится. С уверенностью утверждать что-либо можно будет после того, как установится постоянный курс доллара США и евро. В  этом случае заводы отреагируют на то, каким будет курс гривни по отношению к американской и  европейской валюте. Значительную часть себестоимости нашей продукции составляет стоимость субстанций. Наше предприятие стремится закупать наиболее качественные субстанции зарубежного производства. Кроме того, оборудование завода также закупается за рубежом, преимущественно в европейских странах. Поэтому естественно, что с повышением курса доллара, а в  особенности евро, себестоимость продукции отечественных производителей автоматически повысится и мы вынуждены будем поднять цену. Однако я надеюсь, что этого не произойдет. Национальный банк Украины предпринимает серьезные меры, чтобы не допустить дестабилизации банковской системы и  экономической ситуации в нашей стране. Если действия Нацбанка и дальше будут столь же эффективными, то все участники фармацевтического рынка смогут продолжать работать в обычном режиме.

Очевидно, наши поставщики также оптимистично оценивают ситуацию, поскольку из довольно большого количества компаний, у которых мы закупаем оборудование, сырье и расходные материалы, только одна европейская фирма временно приостановила поставки по заключенному контракту. Со своей стороны, Борщаговский ХФЗ в  течение всего 2004 г. продолжал бесперебойно выпускать лекарственные средства и не изменял условий договоренности с дистрибьюторами. В  конце ноября отгрузка продукции была приостановлена на непродолжительный период, в  течение которого мы упорядочивали финансовые взаимоотношения с дистрибьюторскими компаниями, не погасившими задолженности за уже отпущенную им продукцию. После того, как все вопросы были оперативно урегулированы, мы возобновили поставки, работаем в привычном режиме и вполне укладываемся в запланированный объем реализации.

Мы не опасаемся повторения кризиса 1998 г., поскольку с тех пор ситуация на украинском фармацевтическом рынке значительно изменилось. В частности, сформировался круг дистрибьюторских компаний, которые действуют профессионально, строят взаимоотношения с производителями на основе взаимного доверия и открытости. Взаимовыгодное сотрудничество предполагает, что каждый из партнеров выполняет свои обязательства. На  Борщаговском ХФЗ ценят своих партнеров из числа украинских дистрибьюторов и с пониманием относится к ситуациям, связанным с временными трудностями. В то же время мы заботимся, чтобы по  этим причинам не пострадала работа нашего предприятия, и предпринимаем определенные меры, чтобы обезопасить себя от неоправданных финансовых рисков. Это составная часть обычной, каждодневной деятельности завода, поэтому никаких экстраординарных мер в последние 2 месяца нам предпринимать не пришлось.

Стабильность украинского фармацевтического рынка будет зависеть от стабильности экономики страны в  целом. Все, что зависит от нас, отечественных производителей, мы делаем и приложим максимум усилий, чтобы лекарства продолжали выпускаться, а их цена была доступна потребителям. Мы с  оптимизмом смотрим в будущее и планируем в 2005 г. продолжать приводить производство в  соответствие со стандартами GMP, осваивать новые лекарственные средства, выпускать продукцию высокого качества. В новом 2005 г. хотелось бы пожелать всем счастья, здоровья и успехов. Пусть наша жизнь станет более стабильной, а чувство защищенности и уверенность в завтрашнем дне помогут реализации самых смелых планов.

Янош Сабо, глава представительства «Рихтер Гедеон» в  Украине, глава представительства Гродзиского фармацевтического завода «Польфа» в Украине, кандидат экономических наук:

Янош Сабо

Янош Сабо

— Откровенно говоря, вот уже третий год пребывания в Украине я не перестаю удивляться тому факту, что официально публикуемый годовой уровень инфляции, измеряемый двухзначным процентным числом, практически никак не отражается на  обменном курсе доллара США — он стоит «как вкопанный». Это должно иметь хоть какие-то объяснения! Можно попытаться «списать» на  общемировую тенденцию девальвации доллара США относительно евро, но в Украине, как и в других странах, «гривневая» стоимость евро также неуклонно повышается. Возникает диссонанс: «по  евро» жизнь в стране дорожает, а «по доллару» — полное благополучие… Закономерен вопрос: где таится субстрат этой инфляции и какова будет ее дальнейшая динамика? За счет чего гривня настолько сильна? — ведь если сопоставить уровень валового национального продукта на душу населения в Украине и в некоторых странах — новоиспеченных членах ЕС, то в некоторых случаях увидим чуть ли не десятикратную разницу в пользу последних!

Следует заметить: обоснование тех или иных ожиданий (предположений, прогнозов), связанных с возможным уровнем инфляции, — удел макроэкономистов и  соответствующих государственных органов: национального банка, министерств экономики и  финансов. Лично я не располагаю исчерпывающими достоверными сведениями обо всех истинных факторах и рычагах инфляции в стране, но как экономист по специальности и представитель зарубежного бизнес-оператора на  фармацевтическом рынке Украины могу иметь свою точку зрения в этом вопросе. По моему мнению, если руководители соответствующих ведомств смогут разумно и пошагово ослабить «привязанность» украинской монетарной системы к доллару США, то среднеквартальный уровень инфляции возможно будет удержать на уровне 5%. Стабилизация такого показателя и плавное удержание широты валютного коридора в течение года позволит рынку и его операторам постепенно и наименее болезненно адаптироваться к новым условиям. В таком случае экономические катаклизмы будут не страшны.

Что касается компании «Рихтер Гедеон», то условий работы на  украинском фармацевтическом рынке она не изменила: мы не видим для этого оснований. В любой стране выборы президента в той или иной степени отражаются на экономическом статусе государства и его населения — это вполне естественно. Но разве это повод менять ключ взаимоотношений с  теми партнерами, с которыми мы плодотворно взаимодействуем в течение многих лет ! Между нами существуют двусторонние контракты, которые, безусловно, предусматривают форс-мажорные обстоятельства, но это — наводнение, военный переворот… Слава Богу, сегодня в Украине ничего похожего нет. Ныне я не вижу никаких предпосылок для дестабилизации украинского фармацевтического рынка да и экономической системы Украины в целом. Из-за затянувшихся выборов Президента Украины, пока никому не приходит в голову муссировать вопрос о введении НДС на лекарственные средства, взбудораживший отрасль год тому назад.

Ценовая политика нашей компании и ее прайс-лист подвергаются плановому пересмотру ежегодно. Именно такой плановый пересмотр будет предпринят и на следующий, 2005 год. Обо всех соответствующих изменениях мы заранее — откровенно и открыто — в соответствии с  условиями контракта ставим в известность наших дистрибьюторов. В то же время, я хорошо понимаю осторожность, которую проявили некоторые дистрибьюторские компании, подсократив отсрочку платежей: на тот момент, когда было неизвестно, «освободят» обменный курс или нет, их опасения и  стремление строже отслеживать финансовую дисциплину своих партнеров вполне естественны. Следует подчеркнуть: тщательный мониторинг потоков и возврата товара и высокая финансовая дисциплина — были, есть и будут актуальными всегда. Главное — на все времена — чтобы мы могли спокойно и с чистой душой смотреть в глаза своим партнерам. Для этого мы сделаем все, что в наших силах, а при необходимости — и большее.

Я смею быть уверенным в том, что экономика Украины и  благосостояние ее жителей будут возрастать. А значит, будет повышаться и потребительский спрос на лекарственные препараты от «Рихтер Гедеон» (которые традиционно востребованы широкими слоями населения благодаря оптимальному соотношению качества и цены) — соответственно аптекам и дистрибьюторским компаниям будет все выгоднее работать с этой продукцией. В  заключение позвольте воспользоваться представившейся возможностью и пожелать всем читателям «Еженедельника АПТЕКА» встретить и  прожить наступающий 2005 год во всех смыслах лучше и здоровее, удачливее и счастливее, чем все предыдущие годы! o

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті