10.01.2012 г. Президент Украины подписал Закон Украины № 4196-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере здравоохранения относительно усиления контроля над оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического употребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок», который среди прочего предусматривает возможность ограничения рекламы некоторых безрецептурных препаратов, в случае, если такие будут включены в Перечень лекарственных средств, реклама которых запрещается.
Положения о запрете рекламы указанных препаратов вступят в силу через 6 мес с момента опубликования упомянутого закона. Отбор безрецептурных лекарственных средств, которые будут включены в перечень, должен осуществляться по критериям, утверждаемым МЗ Украины. Согласно закону решение об отнесении препаратов к таким, реклама которых запрещена, должно приниматься во время государственной регистрации/перерегистрации лекарственных средств с внесением соответствующей информации в Государственный реестр лекарственных средств. При этом реклама препаратов, зарегистрированных в Украине до вступления в силу данного положения, может осуществляться только после внесения изменений в Государственный реестр лекарственных средств.
Соответственно с момента вступления закона в силу реклама препаратов будет фактически запрещена и фармкомпании вынуждены будут обращаться в МЗ Украины с целью внесения изменений в реестр. Такая новелла законодательства повлечет за собой значительные финансовые и временные затраты для фармкомпаний, связанные с расторжением договоров со средствами массовой информации на размещение рекламы, падением уровня продаж препаратов, бюрократическими издержками при подаче документов в МЗ и т.д.
Кроме того, данная редакция закона фактически предусматривает селективный подход к производителям лекарственных средств и тем самым создает почву для коррупции. Насколько прозрачными будут критерии осуществления отбора препаратов, реклама которых будет запрещена, — ключевой вопрос. Кроме того, производители безрецептурных лекарственных средств попадут в неравные условия, что, безусловно, ограничит конкуренцию в этом сегменте рынка.
управляющий партнер Адвокатского объединения «Arzinger»
Коментарі