Европейская бизнес ассоциация готова активизировать работу

Пора отпусков не стала периодом затишья в деятельности комитета по  здравоохранению Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА). Именно летом было принято решение об учреждении должности исполнительного директора комитета, которым стал Александр Марков (А.М.), составлен план работы на предстоящее полугодие, определены первоочередные задачи. Об этом в  беседе с корреспондентом «Еженедельника АПТЕКА» рассказывают вице-президент ЕБА Виктор Пушкарев (В.П.), глава комитета по  здравоохранению Владимир Игнатов (В.И.), глава маркетингового подкомитета комитета по  здравоохранению Валерий Кидонь (В.К.) и глава подкомитета по вопросам регистрации комитета по  здравоохранению Александр Потапков (А.П.).

А.М.: В последние несколько месяцев внимание комитета по здравоохранению ЕБА, как и всех участников украинского фармацевтического рынка, было приковано к вопросу о введении НДС на реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. В «Еженедельнике АПТЕКА» уже освещалась позиция ЕБА по этой проблеме, в том числе был опубликован официальный пресс-релиз. Отрадно, что Президент Украины наложил вето на принятие закона. Таким образом, у участников фармацевтического рынка появилась возможность консолидировать свои усилия для того, чтобы решение о введении НДС на лекарственные средства было принято без ущерба для потребителей и рынка лекарственных средств. Надеемся, что ЕБА сыграла позитивную роль в формировании общественного мнения по этому вопросу, однако следует подчеркнуть, что это — лишь начало дальнейшей кропотливой работы.

Слева направо: Александр Потапков, Виктор Пушкарев, Валерий Кидонь, Александр Марков и Владимир Игнатов

В.И.: Действительно, вето наложено, но все мы понимаем, что в целом закон является прогрессивным, поэтому после внесения в него коррективов, по-видимому, он будет принят. Учитывая это, всем структурам, заинтересованным в развитии украинского здравоохранения и фармацевтического рынка, в том числе Комитету по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Верховной Рады, Министерству здравоохранения Украины и ЕБА следует добиваться, чтобы в новой редакции закона об НДС было учтено мнение участников фармацевтического рынка и общественности относительно ставки НДС на операции по реализации лекарственных средств. Очевидно, что на сегодняшний день жители Украины не готовы к тому, чтобы государство взимало полную ставку НДС на операции по реализации медикаментов, медицинской техники, изделий медицинского назначения и на медицинские услуги. Оптимальное решение данной проблемы в настоящее время является актуальным. Необходимо, чтобы те, кто будет отстаивать льготную или нулевую ставку НДС на реализацию лекарственных средств, делали это аргументированно, располагая необходимыми расчетами, иллюстирирующими, сколько будет стоить государству и потребителю та или иная процентная ставка на медикаменты. Аргументация также должна включать показатели состояния здоровья населения нашей страны, учитывать демографическую ситуацию и факты, свидетельствующие о том, что в Украине медицинские услуги и лекарства не являются предметами роскоши и принятие мер, которые могут привести к ограничению потребления этих товаров и услуг, будет иметь негативные последствия.

— Учитывая опыт многих европейских государств, который аккумулирует в своей деятельности ЕБА, какую ставку НДС на операции по  реализации медикаментов можно считать оптимальной для Украины в настоящее время?

В.И.: На наш взгляд, эту проблему следует увязывать с вопросом о пошлинах на ввоз лекарственных средств. Как известно, в настоящее время на импортируемые медикаменты установлены ввозные пошлины в размере 5–20%. В случае отмены пошлины на импорт, оптимальная ставка НДС на лекарственные средства могла бы быть 2–5%. Это соответствовало бы европейским канонам и позволило бы, с одной стороны, упорядочить контроль за движением товара с точки зрения налоговой службы, а с другой — сохранить уровень цен на импортные лекарственные средства.

— Каково ваше мнение относительно перечня основных лекарственных средств, которые, в частности, не предполагается облагать НДС?

В.К.: Принимая во внимание непрозрачность процедуры и отсутствие четких критериев формирования такого перечня, возникает много вопросов. Кроме того, существует проблема практического характера, а именно данный перечень необходимо «вписать» в работу налоговой и таможенной службы. Исходя из этого, целесообразно, чтобы перечень основных лекарственных средств представлял собой один постоянно обновляющийся документ. Составление такого перечня — очень важная и серьезная работа. Со своей стороны, ЕБА готова оказать Министерству здравоохранения любую методическую помощь.

В.И.: Перечень очень важен, но он «вторичен», поскольку представляет собой административный список лекарственных средств. На наш взгляд, прежде всего следует сосредоточить усилия на разработке стандартов лечения, тех, которые в настоящее время в Украине отсутствуют, и уже «под стандарты» создавать перечень. При отсутствии стандартов лечения все препараты, вносимые в перечень, лишь эмпирически отражают существующие воззрения на лечение тех или иных заболеваний. Перечень должен быть финальной, а не начальной фазой в процессе внедрения стандартов лечения. Сначала необходимо разработать стандарты, и только потом создавать перечень, исходя из имеющихся стандартов. Поэтому в настоящее время очень важной задачей для комитета здравоохранения ЕБА является сотрудничество с Министерством здравоохранения, с главными специалистами МЗ Украины с тем, чтобы в максимально сжатые сроки разработать стандарты лечения, которые были бы эффективны и максимально приближены к европейским. На базе таких стандартов возможно формирование перечня лекарственных средств.

А.М.: Мы видим свою роль в том, чтобы оказать качественную помощь в формировании идеологии создания перечня, который в перспективе может стать хорошей базой для внедрения страховой медицины. Следует отметить, что ЕБА может оказать такую помощь, поскольку мы располагаем богатым опытом многих европейских стран и международных организаций в создании подобных перечней.

В.П.: Как известно, в настоящее время в Украине действует перечень, составленный в 2001 г., который, несомненно, требует пересмотра. За время, прошедшее с момента утверждения этого перечня, фармацевтический рынок изменился, в Украине были зарегистрированы новые лекарственные препараты. Кроме того, перечень содержит положения, которые дискриминируют иностранных производителей, в частности ограничения относительно возможности применения импортных лекарственных препаратов. Более того, такой подход сдерживает отечественных производителей: если определенный лекарственный препарат внесен в перечень как импортный, то отечественный производитель, освоивший его выпуск, окажется «за рамками» перечня. Подобного рода ограничения должны быть полностью исключены на основании соглашения о партнерстве, которое Украина заключила с Европейским Союзом, поскольку при создании подобных документов следует учитывать не только медицинские аспекты, но и политические обязательства.

— Как часто следует обновлять перечень основных лекарственных средств?

В.П.: Думаю, это должен быть «живой» перечень. Однако, учитывая необходимость коммуникации с таможенными и налоговыми органами, следует выбрать оптимальный режим обновления, но не реже одного раза в год.

В.И.: По-видимому, ежегодное обновление наиболее рационально. Напомню, что перечень создается «под» стандарты лечения, а последние тесно связаны со статистикой заболеваемости. Это позволяет, исходя из стоимости стандартного лечения одного пациента с тем или иным заболеванием и общего количества пациентов, рассчитать расходы на лечение данной патологии в течение года, и предусмотреть эту сумму в бюджете здравоохранения или тех организаций, которые будут выделять средства на лечение. Смысл создания перечней препаратов и стандартов лечения заключается в том, чтобы получить четкое представление о стоимости лечения и бюджетных расходах. Поскольку бюджет принимается ежегодно, то и периодичность пересмотра стандартов лечения и обновления перечней также должна быть ежегодной.

— На каком этапе находится работа по  созданию маркетингового кодекса?

В.К.: Текст маркетингового кодекса уже разработан, одобрен и утвержден всеми компаниями — членами комитета по здравоохранению ЕБА. В настоящее время маркетинговый кодекс направлен в Антимонопольный комитет Украины — высший орган, регламентирующий конкурентные отношения в нашей стране. Хотелось бы подчеркнуть, что такая процедура принятия маркетингового кодекса является показателем зрелости самой организации — ЕБА и издаваемых этой организацией документов. Маркетинговый кодекс — не просто декларация, составленная представителями ряда фирм, а документ, соответствующий украинскому законодательству. Соответственно, процесс его прохождения в официальных инстанциях не проще, чем процесс легитимизации любого нормативного акта.

Оценивая уровень конкуренции на украинском фармацевтическом рынке, следует отметить следующее. Все действующие на рынке компании стремятся выдержать конкуренцию, и каждая из них действует в этих условиях согласно корпоративным установкам. Принятие маркетингового кодекса позволит сделать конкурентные отношения на украинском фармацевтическом рынке более цивилизованными. Это правила игры, которые позволяют оценить, насколько этично ведет себя на рынке та или иная компания. В отсутствие же такого эталона разговоры об этичности действий беспредметны, в то время как в бизнесе следует оперировать точными понятиями, адекватно воспринимаемыми всеми участниками рынка.

— Каково отношение украинских производителей к маркетинговому кодексу? Изъявляют ли они желание придерживаться этических норм?

А.М.: Украинские производители проявили боўльшую заинтересованность в установлении на фармацевтическом рынке общих правил игры. Более того, создан прецедент: недавно вступил в ЕБА один из крупнейших украинских производителей — ОАО «Киевмедпрепарат». Этот факт свидетельствует о том, что украинские фармацевтические предприятия демонстрируют свою приверженность европейским принципам менеджмента и выражают свою готовность к сотрудничеству в рамках ЕБА. Одним из направлений такого сотрудничества и является маркетинговый кодекс. Когда к маркетинговому кодексу присоединятся все ведущие украинские производители, то рынок, несомненно, станет более цивилизованным и работать будет значительно проще.

— Какие еще точки соприкосновения могут быть у ЕБА и украинских производителей?

В.П.: Разумеется, сотрудничество с отечественными производителями не ограничивается сферой, связанной с маркетинговым кодексом. Возможно, было бы целесообразно создать рабочую группу для взаимодействия с представителями фармацевтических предприятий Украины по целому ряду интересующих их вопросов. Например, в настоящее время актуальна «судьба» регистрационных свидетельств, выданных на препараты украинского производства в странах, которые готовятся к вступлению в Европейский Союз в следующем году. Если эти регистрационные свидетельства не утратят своей юридической силы после вступления этих стран в ЕС, то это автоматически открывает украинским производителям дорогу на рынки европейских стран. Пока еще не принято конкретного решения по данному вопросу и ЕБА могла бы осуществлять посреднические функции между группой заинтересованных украинских производителей и теми структурами ЕС, которые регулируют лицензирование в фармацевтическом секторе стран ЕС.

Возможность сотрудничества с украинскими производителями по различным направлениям деятельности лишний раз подтверждает, что ЕБА не является организацией, защищающей интересы группы европейских компаний. Наша задача — содействать установлению на украинском рынке цивилизованных правил игры и привнесение на этот рынок передового мирового опыта.

А.М.: Еще одной точкой соприкосновения ЕБА и украинских производителей является решение уже обсуждавшейся в нашей беседе проблемы НДС на лекарственные средства. Поскольку введение НДС затрагивает интересы практически всех участников украинского фармацевтического рынка, мы считаем перспективным сотрудничество по этому вопросу с украинскими фармпроизводителями.

В.П.: Позиция украинских компаний, в частности фармацевтических производителей, в отношении НДС, недвусмысленно прозвучала на совещании в Министерстве здравоохранения. Тогда они выразили чрезвычайную обеспокоенность тем, что существенно сократятся доходы, которые направляются преимущественно на реконструкцию и развитие производства. Вполне понятны также опасения этих компаний в отношении возможного обострения конкуренции на рынке, поскольку существует группа зарубежных производителей, которые реализуют свою продукцию по демпинговым ценам.

— Каковы планы дальнейшей работы подкомитета по регистрации лекарственных средств?

А.П.: Прежде всего, хотелось бы сказать несколько слов о роли ЕБА, в частности комитета по вопросам здравоохранения, и подчеркнуть, что эта организация создавалась не для защиты интересов тех или иных компаний. Комитет объединяет фармацевтических производителей, у каждого из которых своя специфика работы и свои задачи. Уникальность нашей организации в том, что она является своеобразным «мостиком» между Европой и Украиной, которая стремится стать частью Европы. Это в полной мере относится и к вопросам регистрации. К счастью, сегодня руководители украинских регистрационных органов имеют возможность воочию ознакомиться с опытом западных коллег и оценить, как меняется ситуация в области регулирования деятельности фармацевтических компаний, в частности, на рынках стран Восточной Европы. Вместе с тем, под влиянием местных реалий западный опыт не всегда оказывается востребован. Поэтому необходима организация, которая, работая в Украине, помогала бы регуляторным ораганам интегрировать европейские нормы в украинскую реальность. Поскольку наша страна взяла курс на вступление в Европейский Союз, для этого прежде всего следует привести все законодательные документы в соответствие с европейскими нормами.

Принимая тот или иной документ, регламентирующий, в частности, деятельность на фармацевтическом рынке, следует сверять его с подобными документами, действующими в Европейском Союзе. Со своей стороны мы стремились способствовать этому и намерены и далее взаимодействовать с украинскими регуляторными органами. Надеемся, что с введением должности исполнительного директора, для которого работа в ЕБА является основной, мы сможем более динамично решать возникающие вопросы. Комитет сможет более оперативно рассматривать предложения, поступающие как от компаний-производителей, так и от государственных структур, сравнивать их с существующими европейскими нормами и на этой основе вырабатывать свои предложения для того, чтобы сделать процедуру регистрации максимально прозрачной, быстрой и удобной как для зарубежных, так и для украинских производителей. В процессе регистрации не должно возникать конфликтных ситуаций между украинскими и иностранными производителями (разная сумма регистрационного взноса, особые требования к упаковке и маркировке и т.п.). Надеемся, что и регуляторные органы также заинтересованы в конструктивном сотрудничестве. В ближайшее время мы намерены возобновить регулярные встречи с руководством Государственного фармакологического центра МЗ Украины и Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств для решения актуальных вопросов регистрации и перерегистрации фармацевтической продукции.

В.П.: Регистрация, являющаяся для фармацевтической продукции «пропуском» на рынок, — это один из вопросов, по которому мы можем достичь взаимопонимания и сотрудничать с украинскими производителями благодаря тому, что значительная часть компаний — членов ЕБА не является конкурентами украинским производителям, поскольку представляет продукцию, как правило, относящуюся к иному ценовому диапазону. Общими усилиями мы можем способствовать тому, чтобы на украинский рынок не попадали препараты, качество которых значительно отличается от европейских стандартов. Кроме того, несмотря на декларацию о стремлении к интеграции в ЕС, на уровне регулирования фармацевтического сектора эта тенденция просматривается пока недостаточно четко. Если учесть, что Украина выражает желание вступить в Европейский Союз в 2011 г., то срок действия регистрационных свидетельств, выданных в 2006 г., будет заканчиваться уже после вступления Украины в ЕС. В то же время после вступления в ЕС на украинский рынок будут поступать лекарственные средства, зарегистрированные в Европе. Готовы ли отечественные регуляторные органы к этому, сформулировали ли они свою позицию по данным вопросам? Как будет осуществляться взаимодействие с теми европейскими организациями, которые регулируют обращение лекарственных препаратов на рынках Европы.

— Если подвести итоги нашей беседы, то каковы основные задачи, которые намерен решать комитет здравоохранения ЕБА в ближайшее время?

А.М.: В конце текущего месяца мы планируем встречу с главой Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения МЗ Украины по поводу разработки стандартов лечения, внедрения формулярной системы и формирования перечня основных лекарственных средств, а в октябре — с руководством Государственного фармакологического центра МЗ Украины. Помимо конкретных проблем, касающихся регистрации и маркетинга, которыми будут заниматься соответствующие подкомитеты, комитет здравоохранения планирует также решать ряд общих вопросов, имеющих чрезвычайную важность не только для фармацевтического рынка. В частности, речь идет о праве интеллектуальной собственности. Уже много лет ЕБА уделяет самое пристальное внимание этой проблеме. К сожалению, пока мы не можем сообщить о положительных результатах, а между тем защита интеллектуальной собственности очень важна для европейских фирм, которые намерены работать в Украине. Если мы стремимся к интеграции в Европейский Союз, то должны соблюдать международные правила, а защита интеллектуальной собственности является одним из наиболее важных признаков цивилизованности рынка. Следует отметить, что в настоящее время активизировалась борьба с распространением фальсифицированной продукции. Со своей стороны ЕБА также будет способствовать предотвращению распространения контрафактной продукции и готова принять самое активное участие в этой работе.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Чорного

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті