Регистрация специальных пищевых продуктов: на рынке все спокойно, но расслабляться не стоит

16 марта 2005 г. в Министерстве юстиции Украины был зарегистрирован приказ Государственной санитарно-эпидемиологической службы МЗ Украины № 2 от 29 ноября 2004 г. «Об утверждении Порядка проведения экспертизы по отнесению пищевых продуктов к категории специальных и экспертизы специальных пищевых продуктов для нужд государственной регистрации (перерегистрации)» (Приказ № 2). Это событие положило начало новому витку обсуждений относительно последствий и путей оптимизации процедуры внедрения на украинском рынке государственной регистрации специальных пищевых продуктов (СПП). Свои первые комментарии по этому поводу представители регуляторных органов, ответственных за проведение этой процедуры, и операторы отечественного рынка СПП высказали в наших предыдущих публикациях («Еженедельник АПТЕКА» № 31 (452) от 16 августа 2004 г. и № 35 (456) от 13 сентября 2004 г.). После принятия Кабинетом Министров Украины Постановления № 942 от 23 июля 2004 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной регистрации специальных пищевых продуктов и заключений санитарно-эпидемиологической экспертизы на продовольственные товары» (далее — Постановление), с которого, собственно, и начался процесс внедрения процедуры государственной регистрации СПП в Украине. Положения этого нормативно-правового акта вступили в силу с 1 января 2005 г. Ситуацию, которая сложилась на украинском рынке СПП в связи с этим, корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» попросил прокомментировать Сергея Гулого, президента Украинской ассоциации производителей, дистрибьюторов и разработчиков биологически активных пищевых добавок, генерального директора компании «Нутримед».

Сергей Гулый

Сергей Гулый, президент Украинской ассоциации производителей, дистрибьюторов и разработчиков биологически активных пищевых добавок, генеральный директор компании «Нутримед»

— Сергей Иванович, как вы можете охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на украинском рынке СПП сегодня?

— С момента принятия Постановления всех операторов рынка СПП беспокоил главный вопрос — не произойдет ли его «обвал» с 1 января 2005 г. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что до конца не было ясно главное — будет ли после нового года разрешен оборот СПП, которые не успеют пройти процедуру регистрации и получить регистрационное свидетельство. Также ввиду того, что по состоянию на 1 января 2005 г. соответствующие приказы МЗ Украины или его подразделений, в которых была бы регламентирована процедура регистрации СПП, установлены сроки каждого из ее этапов, приведен перечень соответствующих организаций, которые будут проводить экспертизу СПП, не были изданы или еще не вступили в силу, ситуация на рынке постепенно накалялась. В целом царившую на отечественном рынке СПП сразу же после приема Постановления атмосферу можно охарактеризовать как информационно-правовой вакуум и неопределенность. На фоне социально-политических событий, происходивших в Украине в конце прошлого — начале нынешнего года, среди некоторых операторов рынка СПП стало даже бытовать мнение, что новым составом Кабмина вышеуказанное Постановление будет отменено и все снова вернется на круги своя.

Определенную ясность внесло письмо первого заместителя Главного государственного санитарного врача Украины от 29 декабря 2004 г. под № 05-20/1233 (Прим. ред. — см. «Еженедельник АПТЕКА» № 1 (472) от 10 января 2005 г.). Этот документ содержит некоторые пояснения относительно сроков проведения процедуры регистрации СПП и действия заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы на данные виды продукции. Так, в письме указано, что процедура государственной регистрации СПП с 1 января 2005 г. в целом длится 140 календарных дней и положение Постановления, которое запрещает оборот на территории Украины СПП, не имеющих регистрационного свидетельства, будет применено только после 20 мая 2005 г. А у операторов рынка СПП появился определенный «люфт времени» для подготовки своей продукции к прохождению процедуры регистрации, а главное, стало ясно — с 1 января 2005 г. коллапс украинскому рынку СПП не грозит.

Вступление в силу Приказа № 2 от 29 ноября 2004 г. после регистрации его в Министерстве юстиции Украины 16 марта текущего года является, на мой взгляд, кардинальным переломом ситуации к лучшему. Это прежде всего связано с тем, что появилась не только четко расписанная процедура регистрации СПП, но, собственно, был дан официальный старт этому процессу. Есть время изучить положения документа и подготовиться к их выполнению.

— Все ли вопросы удалось снять с  повестки дня после принятия Приказа № 2?

— Процедура регистрации СПП является стратегическим нововведением на украинском рынке, поэтому, на мой взгляд, решить все связанные с этим вопросы с помощью принятия одного или даже нескольких нормативно-правовых актов нереально. Я уверен, что в дальнейшем будут приняты дополнительные документы, корректирующие и дополняющие процедуру регистрации СПП. На сегодняшний день операторов рынка волнует, не будет ли после 20 мая 2005 г. в Украине запрещен оборот СПП, не имеющих регистрационного свидетельства. Причина такого волнения очевидна — отсчет 140 дней, отпущенных на процедуру регистрации СПП, начался с 1 января 2005 г., а Приказ № 2, регламентирующий этот процесс, был зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины только через два с половиной месяца. Таким образом, по не зависящим от нас обстоятельствам большая часть времени уже прошла и за оставшийся период процедуру регистрации «физически» смогут пройти далеко не все виды СПП, представленные в Украине. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации, на мой взгляд, является принятие решения о продлении срока действия заключений санитарно-эпидемиологической службы на СПП с одновременным и постепенным внедрением процедуры регистрации на эти виды продукции. Это обеспечит постепенный, а главное — конструктивный переход отечественного рынка СПП на «регистрационные основы». Однако есть опасение, что если санитарно-эпидемиологические заключения будут выданы незадолго до 20 мая 2005 г., то некоторые операторы, для которых главное — легальность нахождения их продукции на рынке, не будут стремиться получить на нее регистрационные свидетельства. В таком случае внедрение процедуры регистрации СПП может не сыграть свою основную роль — очистительную и дифференцирующую, призванную упорядочить и систематизировать отечественный рынок СПП, оставив на нем только качественные и безопасные продукты. Как вариант можно использовать опыт России, Австрии и некоторых других стран: у них параллельно существует два варианта процедуры регистрации СПП. По одному из них СПП можно реализовать в аптеках, по другому — только в специализированных отделах супермаркетов. На мой взгляд, выгода для СПП, прошедших полный курс регистрации, очевидна: уровень доверия со стороны потребителя к ним будет выше, следовательно, розничные и оптовые операторы фармрынка с ними будут работать с большим удовольствием.

Уверен, что в ближайшее время в Украине будут приняты нормативно-правовые акты, которые позволят урегулировать эти вопросы.

— На чем основан ваш оптимизм?

— Сразу же после принятия Постановления Ассоциация производителей, дистрибьюторов и разработчиков биологически активных добавок (Ассоциация) начала проводить активные взаимные консультации со специалистами «Центра реестров государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины» (Центр) — организацией, проводящей основную работу по организации и проведению регистрации СПП. В результате были приняты и утверждены многие конструктивные решения, касающиеся некоторых положений нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру регистрации СПП. Так, кроме вышеупомянутого Приказа № 2, в котором пожелания и предложения Ассоциации были максимально учтены, важным достижением регуляторных органов является определение экспертных учреждений и персонального состава экспертных комиссий, уполномоченных проводить экспертизу и принимать решения по отнесению пищевых продуктов к категории СПП. Я убежден в том, что Центром будет принято решение, которое устроит всех — потребителей, операторов и представителей отраслевых регуляторных органов.

— На процедуру регистрации отводится 140 дней. Достаточно ли этого срока для прохождения процедуры?

— Как свидетельствует наш личный опыт, — вполне. Компания «Нутримед» после вступления в силу Приказа № 2 сразу же начала процесс регистрации своей продукции. До этого момента на многие виды наших БАД мы уже получили заключения о проведенном клиническом изучении их свойств ведущими научно-исследовательскими учреждениями Украины. Эти исследования были проведены по нашей собственной инициативе еще задолго до внедрения в нашей стране процедуры регистрации СПП. Другие необходимые документы мы также начали готовить с момента выхода нашей продукции на рынок. Таким образом, главным условием успешного и своевременного прохождения процедуры регистрации является предоставление заявителем полного пакета документации на свою продукцию, поскольку согласно п. 6 Приказа № 2 объем экспертных работ по отнесению пищевых продуктов к категории СПП определяется Главным государственным санитарным врачом Украины или уполномоченным им лицом, а как свидетельствует наш личный опыт, выполнение этого условия способствует сокращению объема экспертных работ при регистрации СПП. Залогом этого, на мой взгляд, также изначально является добросовестная работа оператора на рынке, предполагающая серьезное отношение к маркетингу и качеству своей продукции.

— Что вы как президент Ассоциации можете посоветовать операторам рынка СПП, которые только собираются приступить к  процедуре регистрации своей продукции?

— С октября прошлого года, когда Приказ № 2, регламентирующий процедуру регистрации СПП, существовал только в виде проекта, Ассоциация уже начала рассылать своим членам письменные рекомендации относительно оптимизации подготовки и прохождения этой процедуры. В частности, операторам отечественного рынка СПП предлагалось заранее начать собирать досье на наиболее стратегически значимые для них виды продукции — как свидетельствует практика, для компаний, серьезно относящихся к своему бизнесу, это не составляет особого труда. Благодаря этому удается выиграть не только время, но и сэкономить средства: быстрое прохождение процедуры регистрации позволит СПП не только сохранить свои позиции на рынке, но и укрепить их, так как проводить маркетинг они уже будут в совершенно новом качестве — как зарегистрированная продукция с доказанными свойствами и определенным уровнем безопасности, а потеря значимого для компании положения на рынке может обойтись гораздо дороже, чем процесс регистрации продукции.

Что касается компаний, которые в силу различных обстоятельств не уделяли должного внимания укреплению позиций своей продукции на украинском рынке СПП, то, на мой взгляд, процедура регистрации действительно может внести определенный дискомфорт в их деятельность, поскольку за относительно короткий период им нужно максимально мобилизовать свои ресурсы.

— Какие еще вопросы должны быть урегулированы по процедуре регистрации СПП?

— До конца не выяснена ситуация с механизмом и размерами платежей, которые должен внести заявитель за регистрацию своей продукции. Операторы отечественного рынка СПП, которые часто обращаются в Ассоциацию, опасаются, что существующая на сегодняшний день материально-техническая база учреждений, на которые возложена практическая реализация положений Приказа № 2 по регистрации СПП — проведение соответствующих испытаний, — в связи с резко возросшим потоком желающих пройти регистрацию может стать тормозящим этот процесс фактором. Также, на мой взгляд, необходимо внедрить четкую регламентацию качественного и количественного составов СПП. Это в свою очередь повлечет за собой необходимость решения следующей глобальной задачи на отечественном рынке СПП — регламентирование условий производства этих видов продукции. Но, на мой взгляд, эта проблема заслуживает отдельного обсуждения.

Резюмируя вышесказанное, могу с уверенностью отметить, что состоялось главное — приняты первые конкретные решения по процедуре регистрации СПП. Их анализ позволяет предположить, что этот процесс пройдет в конструктивном ключе, залогом чего также является открытость и готовность к диалогу государственных регуляторных органов. n

Александр Сироштан,
фото Игоря Кривинского

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи