Рынки стран СНГ: такие похожие и такие разные

В  прошлом номере «Еженедельника АПТЕКА» мы уже писали о 10-й международной конференции «Здравоохранение и фармацевтический рынок России», которая была организована Институтом Адама Смита и проходила 26–27 мая в  Санкт-Петербурге. Данная публикация посвящена теме, которая обсуждалась на первой сессии конференции: тенденциям развития российского фармацевтического рынка и рынков таких стран СНГ, как Украина, Беларусь и Казахстан. С  докладами на этой сессии выступили председатель компании «Фармэксперт» Юрий Крестинский, председатель совета директоров Группы компаний «Ремедиум» Айдар Ишмухаметов и директор департамента по развитию бизнеса ОАО «Отечественные лекарства» Андрей Белашов. Именно на этих докладах основан наш обзор. Следует отметить, что некоторые показатели, касающиеся, в частности, объемов рынка и динамики роста, у докладчиков отличаются, что связано с  различной методологией сбора информации и ее обработки.

ПОКА ВСЕГО 1%, НО МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАСТИ

То, что в  течение целого ряда десятилетий Россия, Украина, Беларусь и Казахстан были объединены в рамках одной страны с единой экономикой, обусловило целый ряд общих особенностей развития, которые впоследствии позволили говорить о формировании единого экономического пространства. Применительно к фармацевтическим рынкам эти схожие черты выражаются, прежде всего, в  поступательном развитии рыночных процессов, постепенном реформировании системы здравоохранения, гармонизации регуляторной базы с европейскими нормами, преобладании рыночной доли импорта, ориентации на производство и  реализацию генерических лекарственных средств.

Айдар Ишмухаметов, председатель совета директоров Группы компаний «Ремедиум»

Айдар Ишмухаметов, председатель совета директоров Группы компаний «Ремедиум»

По словам А. Ишмухаметова, совокупный объем рынка стран СНГ в ценах производителя составляет более 4,2 млрд дол. США, то есть около 1% от мирового фармацевтического рынка, который оценивается примерно в 450 млрд дол. США, при этом на долю России приходится 70,17%, Украины — 19,78%, Беларуси — 4,59%, Казахстана — 5,46%.

В качестве одного из показателей, определяющих место и  значимость фармацевтического рынка для каждой из стран, было выбрано отношение объема фармацевтического рынка к ВВП. Как отметил председатель совета директоров Группы компаний «Ремедиум», в России этот показатель составил 0,67, в Украине — 1,70, в Беларуси — 1,11, в  Казахстане — 0,81. Обращает на себя внимание существенно более низкий показатель в России. Российские аналитики связывают это с быстрым ростом ВВП страны именно в анализируемый период. Ссылаясь на данные официальных органов статистики, А. Ишмухаметов сообщил, что потребление лекарственных средств на душу населения по странам выглядит следующим образом: Россия — 20,2 дол. США, Украина — 17,6, Беларусь — 19,9, Казахстан — 15,6. Ю. Крестинский привел данные о том, что в 2003 г. среднестатистическая российская семья тратила на медикаменты 38 дол. США. В общей структуре семейного бюджета россиян затраты на лекарства составили 3,2%, что на 10% выше, чем в 2002 г. По мнению аналитиков, увеличение расходов на медикаменты свидетельствует о развитии фармацевтического рынка и всех процессов, лежащих в основе лекарственного обеспечения, в том числе, и методов продвижения лекарственных препаратов. Интересен также тот факт, что на фоне общего роста индекса цен на  потребительские товары в России, составившего 12%, цены не медикаменты выросли только на 7,2%. Однако эти данные официальной статистики расходятся с  не столь оптимистичным мнением аналитиков компании «Фармэксперт», по оценкам которых цены на одну упаковку лекарственного препарата российского производства повысились на 18%, а зарубежного — на 30%.

Одни из наиболее важных показателей развития рынка — его объем и динамика роста. Согласно данным, приведенным на конференции А. Ишмухаметовым, объем украинского фармацевтического рынка в 2002 г. в ценах производителя составлял 682 млн дол. США, в 2003 г. — 840 млн, а прирост — 23% (прим. ред.* Объем украинского фармацевтического рынка в ценах производителей в 2002 г. составил 662 млн дол. США, а в 2003 г. — 841,7 млн дол. США. Соответственно, прирост рынка составил 27,14%), по  Беларуси эти показатели составили 174 млн, 195 млн и  8%, по Казахстану — 177 млн, 232 млн и 38%. Обращает на себя внимание показатель очень интенсивного роста фармрынка рынка в Казахстане, он опережает рост ВВП в этой стране примерно на 24%. В то же время, низкий показатель роста рынка в Беларуси не может быть оценен однозначно негативно, поскольку в этой стране действует система государственного регулирования и сдерживания цен на лекарственные средства, и, как мы уже могли наблюдать, по уровню потребления медикаментов на  душу населения эта страна не выделяется из общей картины.

По-разному оценивают ситуацию, сложившуюся на российском фармацевтическом рынке, различные эксперты. Их данные отличаются друг от друга и от данных Госкомстата России. По данным, приведенным председателем совета директоров Группы компаний «Ремедиум», в 2002 г. объем российского фармацевтического рынка в ценах производителя составлял 2450 млн дол. США, в 2003 г. — 2980 млн, а прирост составил примерно 18%. По данным председателя компании «Фармэксперт», объем российского фармацевтического рынка в 2003 г. составил 3300 млн дол. США в ценах производителя (с  учетом НДС) и 5500 млн — в розничных ценах. Обращает на себя внимание значительная разница между объемом рынка в ценах производителя и  розничных. По-видимому, это связано с обширностью территории России, что существенно удорожает доставку продукции. Дистрибьюторский рынок рассчитан аналитиками этой компании в объеме 4300 млн. дол. США. Прирост рынка в ценах производителя составляет 13%, дистрибьюторов — 15% и  потребительских — 12%. В целом председатель компании «Фармэксперт» оценил рост рынка по  отношению к 2002 г. в 14%. Ю. Крестинский привел данные Госкомстата России, согласно которым объем первичного предложения на российском фармацевтическом рынке (импорт и российское производство без учета экспорта и НДС) составил 2900 млн дол. США. Он высказал предположение, что такие расхождения в оценках рынка со стороны независимых аналитиков и официальной статистики объясняются тем, что последняя не учитывает многих аспектов экспертных оценок, в частности, объемов неучтенного производства и так называемого серого рынка, доля которого, по  словам Ю. Крестинского, в 2003 г. составила 12–15% российского фармацевтического рынка.

Однако каковы бы ни были расхождения в оценке объемов и темпов прироста, совершенно очевидно, что как российский фармрынок, так и рынки других рассматриваемых стран СНГ в 2003 г. увеличились в  объеме, что, несомненно, является положительным фактом и свидетельствует об их развитии.

СТРУКТУРА РЫНКОВ: КТО И ЧТО ПРОДАЕТ?

Одной из особенностей, объединяющей фармрынки стран СНГ, является то, что на них объемы продаж генерических лекарственных средств заметно превышают таковые оригинальных инновационных продуктов. Как отметил председатель компании «Фармэксперт», в России в 2002 г. рыночная доля оригинальных препаратов составляла всего 9%, и  хотя в 2003 г. она увеличилась на 3%, Россия, как и  другие страны СНГ, по-прежнему остается «генериковой» страной. Ю. Крестинский обратил внимание участников конференции на то, что на  российском рынке постепенно возрастает объем продаж так называемых брэндированных генериков, доля которых в 2003 г. увеличилась до 52% по  сравнению с 47% в 2002 г. При этом за 100% берется объем продаж всех генерических препаратов.

Юрий Крестинский, председатель компании «Фармэксперт»

Юрий Крестинский, председатель компании «Фармэксперт»

Еще одной отличительной особенностью фармацевтических рынков стран СНГ является существенная рыночная доля импорта, однако вес отечественных производителей в рассматриваемых странах далеко не одинаков. Как сообщил председатель совета директоров Группы компаний «Ремедиум», наиболее значительную долю рынка отечественные производители занимают в Украине — 23% (прим. ред.* Доля отечественных производителей на  украинском фармацевтическом рынке в 2003 г. в  стоимостном выражении составляла 36,87%), наименьшую — в Казахстане — 3%. Кроме того, Украина оказалась единственной из стран СНГ, где отечественные производители задают тон в  десятке лидеров продаж на внутреннем рынке. В  Беларуси отечественные производители «отвоевали» 12% рынка, а в России — 17%. Ссылаясь на  данные официальной статистики, Ю. Крестинский проинформировал участников конференции о том, что рост объемов производства российских фармацевтических компаний в 2003 г. составил 36%. Он отметил, что в настоящее время на внутреннем рынке присутствует продукция более чем 400 российских производителей, однако, как отмечают специалисты компании «Фармэксперт», только первая десятка лидеров определяет российский сегмент фармрынка и обеспечивает две трети объема отечественной фармацевтической продукции. При этом первая четверка, которая представляет собой 4 крупных холдинга, объединяющих 24 завода, составляет 37% всего российского фармацевтического производства. Вместе с тем, объемы продаж отечественных производителей на российском фармрынке, как мы уже упоминали, продолжают оставаться весьма скромными по сравнению с зарубежными фармацевтическими компаниями, — подчеркнул председатель компании «Фармэксперт». Так, заметил он, первая десятка российских производителей «дает» только 9% объема рынка в  денежном выражении, при том, что в натуральном выражении их рыночная доля превышает 50%. Причина этого характерна для всех рынков стран СНГ — существенная разница в цене одной упаковки отечественных и импортных медикаментов: в 2003 г. в  России средняя стоимость одной упаковки отечественного производства составила 0,34 дол. США, а импортного — 2,34. Это обусловливает общую рыночную картину, где в обратной пропорции находится соотношение количественных и  стоимостных показателей объемов продаж импортных и отечественных лекарственных средств.

А. Ишмухаметов предоставил интересные данные о долях продаж российских, украинских и белорусских производителей на рынках стран СНГ. Так, в России доля фармацевтической продукции украинского производства составляет 0,4%, белорусского — 0,6%. На украинском фармацевтическом рынке доля российских препаратов — 3,15%, белорусских — 0,26% (прим. ред.* В 2003 г. доля медикаментов, импортируемых из России, составила 1,97% объема украинского фармрынка, из Беларуси — 0,36%). На белорусском фармрынке продается 3,24% украинских препаратов, 10,27% — белорусских и 9,16% — российских.

В рамках первой сессии подробно не рассматривались вопросы непосредственной реализации лекарственных средств, тем не менее, А. Ишмухаметов обратил внимание на то, что в Казахстане наиболее весома доля частного аптечного сектора — 96%, и на одну аптеку приходится в среднем 2,5 тыс. человек. В  Беларуси, наоборот, частному сектору отведено всего 26% аптечного дела, здесь на одно аптечное учреждение приходится 1,8 тыс. человек. Между этих двух полюсов — российская ситуация: частные аптечные учреждения занимают 58% рынка, и на одну торговую точку приходится 2,2 тыс. посетителей.

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: КОНСОЛИДАЦИЯ РЕСУРСОВ

На первой сессии также рассматривались особенности лекарственного обеспечения в России, с которыми интересно ознакомиться, чтобы сравнить подходы, существующие там и в нашей стране. Так, по данным, приведенным на конференции А. Белашовым, за средства населения в России закупается 59% лекарственных средств, 19% приходится на  госпитальные закупки и 22% составляет отпуск медикаментов по бесплатным и льготным рецептам. Факторами, стимулирующими развитие аптечного рынка, являются равные права для регистрации препаратов российского и зарубежного производства, формирование спроса на  безрецептурные препараты непосредственно потребителями, а на рецептурные — объективной картиной заболеваемости и деятельностью фармацевтических производителей по продвижению своей продукции. К факторам, регламентирующим и в  некоторой степени сдерживающим развитие аптечного бизнеса, можно отнести обязательный ассортиментный перечень, утверждаемый на  федеральном уровне, и предельные торговые надбавки, утверждаемые на региональном уровне.

Андрей Белашов, директор департамента по развитию бизнеса ОАО «Отечественные лекарства»

Андрей Белашов, директор департамента по развитию бизнеса
ОАО «Отечественные лекарства»

Директор департамента по развитию бизнеса ОАО «Отечественные лекарства» сообщил, что государственное финансирование лекарственного обеспечения в 2003 г. в России составило 1169 млн дол. США. Из них 760 млн приходилось на долю региональных бюджетов, 129 млн — федерального и  280 млн поступило из региональных фондов обязательного медицинского страхования. Основными документами, регламентирующими распределение государственных финансовых средств, в России являются перечень жизненно необходимых и важных лекарственных средств, носящий фактически рекомендательный характер, перечни лекарственных средств безрецептурного льготного отпуска, составляемые в каждом регионе и обязательные для исполнения, а также составленные в регионах формуляры, которые имеют рекомендательный статус. Приоритетными для государственного лекарственного обеспечения являются федеральные программы по лечению пациентов с сахарным диабетом, туберкулезом, профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа, охране материнства и детства. По мнению, высказанному А. Белашовым, для наиболее рационального использования финансовых ресурсов, целесообразно было бы принятие на федеральном уровне и реализация государственной программы, которая могла бы мобилизовать ресурсы российских и зарубежных производителей для лекарственного обеспечения 4 вышеназванных федеральных программ. Такое решение позволило бы обеспечить своего рода государственный заказ на  необходимые лекарственные средства и сэкономить ресурсы, которые в настоящее время не всегда используются рационально. Однако для принятия подобной программы необходимо составление единого для всей страны перечня жизненно необходимых и важных лекарственных средств на  основе доказательной медицины с учетом фармакоэкономических показателей, а также единого перечня препаратов безрецептурного льготного отпуска с внедрением федеральной системы компьютерного учета выписки рецептов.

Как видим, вопросы, стоящие перед россиянами, актуальны и  для украинского фармацевтического рынка, где проблема лекарственного обеспечения в условиях ограниченного государственного финансирования стоит достаточно остро. Будет ли в обеих странах найдено оптимальное решение? Надеемся, что будет. n

Виктория Матвеева, Елена Кучерук


* Согласно данным, которыми располагает редакция «Еженедельника АПТЕКА».

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи