Обращение «ФармРады» в Гослекслужбу по поводу нецелесообразности снятия запрета на дистанционную торговлю медикаментами

15 Березня 2013 8:06 Поділитися

Николаевская областная фармацевтическая ассоциация «ФармРада» направила письмо в Государственную службу Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба) по поводу нецелесообразности снятия запрета на дистанционную торговлю медикаментами. Ранее мы сообщали о том, что Фармацевтическая ассоциация (ФА) «ФАРМУКРАИНА» будет добиваться снятия запрета на доставку лекарств пациенту лицензированными аптеками по всем правилам доставки и отпуска этой продукции путем внесения соответствующих изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами.

Общественная организация Николаевская областная фармацевтическая ассоциация «ФармРада»

от 14.02.2013 г. № 8143

Государственная служба Украины
по лекарственным средствам

Уважаемый Алексей Станиславович!

Фармацевтическая ассоциация (ФА) «ФАРМУКРАИНА» в настоящее время оспаривает законность и целесообразность запрета доставки лекарств из аптек пациентам с ограниченными возможностями передвижения (инвалиды, пенсионеры, пациенты с острыми формами простудных заболеваний, беременные и т.д.). Как заявляет ФА «ФАРМУКРАИНА», ситуацию можно кардинально улучшить в один момент и без дополнительных капиталовложений путем снятия запрета на доставку лекарств из аптек пациентам перечисленных групп. При этом с одной стороны речь идет об определенных категориях больных (группах), а с другой — к таким категориям причислены лица с острыми формами простудных заболеваний и т.д. Под такую классификацию подпадает каждый второй, а то и первый гражданин Украины. Иными словами ФА «ФАРМУКРАИНА» настаивает на том, что доставка препаратов из аптеки больным должна рассматриваться как постоянный компонент розничной торговли лекарственными средствами. Денис Шевченко, исполнительный директор ФА «ФАРМУКРАИНА», отметил: «Аптеки давно готовы предпринимать необходимые меры для обеспечения сохранности лекарственных средств по пути из аптеки к пациенту. Там, где это необходимо, аптеки готовы доставлять лекарства в термоконтейнерах либо спецтранспортом». Действительно ли очевиден тот факт, что внедрение такого механизма является эффективным? На фармацевтическом рынке Украины неоднократно лоббировался вопрос доставки лекарств почтой и через интернет-ресурсы. Итак, ФА «ФАРМУКРАИНА» будет добиваться снятия запрета на доставку лекарств пациенту лицензированными аптеками по всем правилам доставки и отпуска этой продукции путем внесения соответствующих изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами. Хотелось бы вынести на обсуждение ряд проблемных вопросов относительно данного нововведения.

Неоспоримым является факт, что такие продажи резко поднимут обращение лекарственных средств, что на руку в первую очередь представителям оптовых компаний и производителям препаратов. Так ли выгоден данный аспект розничной торговле и потребителю, учитывая, что в стоимость лекарств необходимо включить транспортные расходы и оплату услуг экспедитора, стоимость горюче-смазочных материалов, расходы на приобретение и обслуживание спецтранспорта и термоконтейнеров. И все это на фоне регулируемых государством граничных размеров надбавок. Относительно качества лекарственных средств, доставляемых на дом, также возникает ряд вопросов. Если пациента не устраивает граничный срок применения доставленного препарата, есть ли у него выбор? Есть ли у него возможность выбора лекарственного средства с тем же действующим веществом, но другого производителя и по другой цене? Будет ли больной иметь возможность ознакомиться с сертификатом качества, воспользоваться книгой жалоб и другими правами, предусмотренными законодательством о защите прав потребителя? Какими доказательствами, подтверждающими факт приобретения лекарства у конкретного оператора рынка, будет располагать потребитель? Будет ли должен экспедитор иметь фармацевтическое образование, для того чтобы дать консультацию относительно того или иного лекарственного средства, и каковым должен быть размер оплаты его труда при наличии специальной квалификации? Кто будет нести ответственность в случае продажи некачественного либо фальсифицированного лекарственного средства: экспедитор, водитель, аптека? Опять-таки кто и как докажет, что потерпевший (особенно в случае смерти) пользовался услугой доставки лекарств на дом (особенно если лицо является одиноким и свидетелей нет)?. К данным вопросам стоит добавить аспекты реализации препаратов рецептурной группы, на которые существуют ограничения. В последнее время юридические лица — субъекты розничной торговли особый акцент делают на неприменении физическими лицами — предпринимателями электронно-кассовых аппаратов в своей работе. При этом ими делается упор как на способ торговли фальсификатом, так и на уход от налогообложения. Возникает вопрос, к чему же стремятся авторы обсуждаемой инициативы, учитывая, что применение электронно-кассовых аппаратов в условиях доставки лекарств на дом вообще исключено?! В свете последних тенденций и инициатив максимального ухода от ответственности при несоблюдении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами введение практики доставки лекарств на дом грозит масштабной и бесконт­рольной реализацией недоброкачественной и фальсифицированной продукции.

Есть и более, скажем так, мелкие бытовые аспекты: каким образом экспедитор будет попадать в подъезды с кодовыми замками, будут ли готовы экспедиторы доставлять товары в дома с неработающими лифтами, кто будет открывать им двери, если больной одинок и не может передвигаться? Опять-таки родственники или соседи, которым, по словам Д. Шевченко, некогда — они на работе или просто не в настроении помочь? Как быть пациентам, не имеющим интернета и иных средств связи? Каким образом будет распределяться очередность доставки при нехватке экспедиторов и специальных транспортных средств — по времени заказа, его сумме, состоянию пациента? При таких моментах не перейдет ли данная услуга в разряд элит-класса для состоятельных клиентов?

На наш взгляд, даже для внедрения такой практики при ограниченном количестве категорий потребителей (например инвалиды) следует разработать четкую систему контроля такой деятельности. Необходим реестр операторов услуги и пациентов данной категории, реестр лекарств, допустимых к реализации посредством доставки на дом, условия транспортировки, граничный срок годности таких лекарств, система сертификации специальных транспортных средств и термоконтейнеров, квалификационные требования к лицам, допущенным к предоставлению такой услуги (экспедиторы). Должны быть разработаны нормы ответственности при нарушениях, допущенных в ходе предоставления такого рода услуг, и многое другое. Перечисленные выше аспекты невозможно урегулировать при помощи простого внесения изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами. На наш взгляд, порядок предоставления и система контроля такого рода услуг должны регламентироваться рядом нормативных актов, проработанных до мелочей, без шапкозакидательства и демагогических апелляций к нуждам тех, о ком авторы идеи имеют поверхностное представление.

С уважением Елена Прудникова,
председатель Николаевской областной фармацевтической ассоциации «ФармРада»

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті