Контроль за соблюдением дисциплины цен

18 Січня 2010 1:02 Поділитися
Как сообщало наше издание, 8 декабря 2009 г. состоялся Практический ФАРМ Конгресс 2009, организованный компанией «Pharm Assistance» (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 50 (721) от 18.12.2009 г.).

В юридической секции свои доклады представили юристы и партнеры юридической компании «Arzinger». Предлагаем вниманию читателей доклад «Давление государства на фармсектор. Проблемные вопросы ценообразования в фармакологии: правовые аспекты» Тимура Бондарева, старшего партнера этой компании.

Политика стабилизации цен

Можно выделить несколько нормативных документов, которыми регулируются вопросы ценообразования на фармацевтическом рынке:

1) Закон Украины от 03.12.1990 г. № 507-XII «О ценах и ценообразовании»;

2) постановление КМУ от 17.10.2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»;

3) постановление КМУ от 25.03.2009 г. № 333 «Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»;

4) Перечень лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, которые могут закупать организации и учреждения здравоохранения, полностью или частично финансируемые из Государственного и местных бюджетов, утвержденный постановлением КМУ от 05.09.1996 г. № 1071;

5) постановление КМУ от 30.10.2009 г. № 1154 «Об установлении предельных уровней цен на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения».

Кроме этого, принят приказ МЗ Украины от 30.10.2009 г. № 785 «Об утверждении обязательного минимального ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптек и аптечных пунктов на период эпидемии гриппа A/H1N1/Калифорния», который приказом того же МЗ от 26.11.2009 г. № 875 был отменен.

Также на исполнение постановления КМУ от 17.10.2008 г. № 955 разработан проект постановления КМУ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования цено­образования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения». Проект предусматривает введение государственной регистрации предельных оптово-отпускных цен (таможенной стоимости) производителей и импортеров, розничных цен на лекарственные средства (ЛС) и изделия медицинского назначения, включенных в национальный перечень, утвержденный постановлением КМУ от 25.03. 2009 г. № 333.

Предполагается, что принятие этого проекта позволит стабилизировать и снизить цены на ЛС, а также экономить бюджетные средства (регистрация цен сделает невозможным искусственное завышение цен при проведении закупок препаратов за их счет).

Органы, осуществляющие контроль

Соответствующими нормативными документами установлены полномочия государственных органов, которые могут осуществлять контроль фармацевтической отрасли.

Основным регулятором в этой сфере является КМУ. Его работа направлена на проведение государственной политики цен и регулирование ценообразования.

Полномочия МЗ — мониторинг цен, а также участие в формировании и реализации антимонопольной политики.

Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств (далее — Гослекинспекция) осуществляет мониторинг цен, подготовку предложений по совершенствованию государственного регулирования, ведение государственных реестров цен и проведение инспектирования субъектов хозяйствования. Государственная инспекция по контролю за ценами (далее — Госценинспекция) также проводит мониторинг цен, осуществляет под­готовку предложений относительно стабилизации ценовой ситуации, проводит проверки соблюдения порядка формирования и применения цен субъектами хозяйствования.

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) и Государственная налоговая администрация осуществляют контроль за соблюдением ценовой политики и проводят проверки субъектов хозяйствования.

Чего ждать после проверки?

По результатам проверки в течение 5 дней после ее завершения Госценинспекция составляет предписание, которое не предусматривает применения санкций относительно субъекта хозяйствования, но является обязательным для выполнения в определенные сроки. Предоставляется 30 дней для устранения нарушений, выявленных во время проверки, а штрафные санкции применяются только в случае невыполнения требований предписания по истечении этого периода.

Гослекинспекция в течение 10 дней после проверки выдает распоряжение, срок для его исполнения устанавливается в зависимости от характера нарушений, которые необходимо устранить. Объект проверки обязан в определенный срок уведомить инспекцию об устранении правонарушения. В обратном случае составляется акт о невыполнении распоряжения, который является основанием для аннулирования лицензии.

Рекомендации АМКУ выдаются на основании акта проверки с целью прекращения и устранения нарушений законодательства о конкуренции. Они обязательны для рассмотрения субъектом хозяйствования, о результатах которого он должен сообщить АМКУ в 10-дневный срок (если он не будет продлен).

Государственная налоговая администрация направляет сообщение/требование, которое может содержать штрафные санкции, в таких случаях:

  • если сумма налогового обязательства рассчитывается налоговым органом, в том числе после проведения проверок;
  • выявления ошибок при расчете суммы налогового обязательства субъекта хозяйствования за отчетный период;
  • неуплаты суммы согласованного обязательства.

Также сообщения могут отправляться после расчета суммы налогового обязательства и как напоминание о необходимости его уплаты.

Лишение лицензии: миф или реальность?

Проблемный вопрос: является ли завышение цен на ЛС основанием для аннулирования лицензии аптечного учреждения 

Исключительная компетенция относительно предоставления/лишения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности принадлежит Гослекинспекции. Основанием для этого является нарушение Лицензионных условий.

Гослекинспекция действует в сфере лицензирования на основании таких документов:

  • Закон Украины от 01.06.2000 г. № 1775 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»;
  • Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (далее — Госкомпредпринимательства) и Гослек­инспекции от 03.03.2009 г. № 44/27;
  • Порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, утвержденный приказом Госкомпредпринимательства и Гослекинспекции от 10.06.2009 г. № 98/130.

В этих документах отсутствуют ссылки на несоблюдение требований законодательства о ценах в качестве основания для лишения лицензии. Со­ответственно нарушение положений постановления КМУ от 30.10.2009 г. № 1154 — не основание для лишения аптечных учреждений лицензии.

Однако последние события показали, что после проверок некоторых субъектов хозяйствования лишали лицензий за нарушения в сфере оборота ЛС.

Как должно быть: по результатам проведенных проверок Гослекинспекция оповещает АМКУ и Госценинспекцию; Гослекинспекция уполномочена применять финансовые санкции за нарушение субъектами хозяйствования государственной дисциплины цен; АМКУ уполномочен применять штрафные санкции за злоупотребление монопольным положением на рынке и подавать представление в профильные органы об аннулировании лицензий.

Олеся Киселева, фото Любови Столяр
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Oka-san 19.01.2010 4:20
Закон- дышло, куда повернул, туда и вышло

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті