Развенчивая мифы, или О чем всегда молчала украинская фармация

Представляем вниманию читателей заключительную часть публикаций, посвященных III Международному фармацевтическому форуму «Аптеки Мира—2014». В этой статье пойдет речь о формировании «перекошенного» спроса на фармацевтическом рынке, перспективности аптечного ритейла для инвесторов, реалиях работы аптек в кризис, а также о том, что нам под силу изменить в сложившихся реалиях. По материалам работы Международного форума операторы и эксперты фармрынка подготовили резолюцию, в которую включены основные тезисы, касающиеся наиболее приоритетных направлений работы отрасли. Организатором мероприятия выступила компания «МОРИОН», генеральный спонсор — ООО «Байер», специальный партнер — компания «ИнтерХим».

Аптеки сегодня

В рамках сессии «Экономика аптек и аптечных маркетинг в вопросах и ответах» эксперты и операторы рынка обсудили различные вопросы, касающиеся работы фармацевтического рынка Украины. Модератором и первым докладчиком сессии выступил Сергей Орлик, эксперт фармацевтического рынка, с докладом «Бремя больших ожиданий», в котором очертил основные характеристики украинского фармрынка и выделил его наиболее острые проблемы.

По данным компании «IMS Health», Украина относится к развивающимся фармацевтическим рынкам 3-го уровня (Pharmerging markets), что свидетельствует о его перспективности.

Само понятие «Pharmerging» следует рассматривать шире его основного значения. В корне слова «Pharmerging» выделяется аббревиатура ERG, что весьма символично. Ведь ERG – теория мотивации К. Альдерфера (Existence, Relatedness and Growth), в которой различаются три группы потребностей любой системы (коллектива, персоны, государства). Existence — потребность существования. Relatedness — потребность в отношениях, межличностных связях. Growth — потребность в росте. Причем рост в данном контексте подразумевается в широком понятии, как, например, развитие системы.

Для получения статуса развивающегося фармрынка он должен демонстрировать прирост на уровне 1 млрд дол. США по итогам 5 лет. Помимо того, что украинский фармрынок это демонстрирует, в дальнейшем от нас ждут таких же показателей. Причем важно понимать, что у нас для этого есть все основания, несмотря на временный экономический и политический кризис.

Как выглядит современная аптека? Сегодня в украинской рознице в обращении находится огромное количество наименований лекарственных средств. При этом цены на них в Украине очень высокие, а доступность препаратов для населения — крайне низкая. Таким образом, сегодня главный вопрос, на который необходимо ответить, — кто в этом виноват.

С. Орлик представил статистику заболеваемости по различным нозологиям в Украине в сопоставлении со странами Западной Европы. В Украине, по сравнению со странами Западной Европы, вопиюще остро стоит проблема сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень заболеваемости ишемической болезнью сердца в Украине в 10 раз выше, чем в некоторых странах Западной Европы (за 2012 г.).

По другим группам нозологий Украина существенно не отличается от стран Западной Европы.

Чем мы лечимся? При такой серьезной ситуации в топ-20 брэндов (по объему реализации лекарственных средств за 2007–2013 гг.) не входят препараты для лечения указанных заболеваний. В частности, несмотря на предпринимае­мые со стороны государства меры (пилотный проект по артериальной гипертензии) — в этот рейтинг не входят препараты для лечения артериальной гипертензии (блокаторы бета-адренорецепторов, ингибиторы АПФ и др.).

С. Орлик озвучил также данные по 20 наиболее продаваемым международным непатентованным наименованиям (МНН). За последние 8 лет произошли изменения в структуре реализации противомикробных и кардиологических препаратов. Но ситуация все еще крайне тяжелая — всего 1 МНН в 2013 г. вошел в топ-20 наименований — бисопролол.

Сегодня украинская нация вымирает не столько от действий внешнего врага, сколько от отсутствия собственной активности. Ведь люди умирают, поскольку не лечатся от тяжелых заболеваний. Существующие проблемы в системе здравоохранения не решаются, что приводит к их укоренению.

Развенчивая мифы, или О чем всегда молчала украинская фармация

Для того чтобы приблизиться к решению данных проблем, необходимо ответить на несколько вопросов. Есть ли у главных игроков реальная воля изменять ситуацию? Необходимо понимать, кто является главным игроком. Сегодня же мы видим такую картину: воля есть, но не реальная, либо игрок — не главный, либо воля есть, но не изменять. Следующий вопрос — есть ли у нас реальная возможность не изменять ситуацию? Нынешние реалии таковы, что возможности ничего не изменять у нас нет.

С. Орлик отметил, что украинский фармацевтический рынок, несмотря на существующие негативные стороны, имеет свою специфику и положительные стороны. У нас есть свои фармацевтические школы, разработанные терапевтические подходы, компании, производящие уникальные и ценные лекарственные средства. Важный момент — это необходимость того, чтобы каждый оператор не ждал знака с выше, а пытался найти выход сам. Ведь, как известно, из болота следует выбираться по­одиночке, чтобы не погрузнуть всем вместе.

В заключение С. Орлик отметил, что все происходящие события ранее уже происходили. Научный подход как раз и занимается повторяющимися событиями. Искусством (уникальными событиями) у нас возможности заниматься нет. Человечество, пройдя через испытания, которые нам не нужны, вывело простую формулу, как жить в тяжелые времена: не верь (проверяй), не бойся (там тоже боятся), не проси (сам сделай).

Виталий Березницкий, директор ООО «ФарТоп», представил доклад «Вести с передовой», в котором осветил проблемы украинской фармрозницы. Сегодня клиенты, приходящие в аптеку, погружены в свои проблемы. При посещении аптечного учреждения, видя резкий рост цен, у них формируется дополнительный стресс, а задача розницы — сделать так, чтобы потребности этого посетителя были удовлетворены. Однако ввиду специфики отрасли вопросы цены и наличия товаров для аптечной розницы имеют большую значимость, чем для продовольственных категорий товаров.

В. Березницкий подчеркнул, что специалис­ты, работающие в розничном сегменте, осознают и всегда помнят о том, что аптеки — это учреждения здравоохранения. Но ни в коем случае нельзя забывать о доходности аптечного бизнеса. При существующем росте цен на лекарственные средства (связанном с резкой девальвацией гривны) дальнейшее снижение розничных наценок попросту приведет к массовым банкротствам в сегменте.

В. Березницкий сообщил об изменении закупочных дистрибьюторских цен по данным за декабрь 2013 и май 2014 г. Повышение закупочной стоимости «корзины» в общем составило 39% в указанный период. При том, что такая ситуация связана с внешними факторами, основной удар на себя принимают именно провизоры первого стола.

Докладчик представил динамику реализации валютных товаров по данным ноябрь 2013  – май 2014 г., отметив снижение уровня потребления таких товаров в натуральном выражении, что может свидетельствовать о переориентации клиентов на препараты-аналоги, повышение цен на которые находится на более низком уровне.

В. Березницкий подробно остановился на динамике дефектуры препаратов. Так, аптечная розница не может влиять на 40% дефектуры, а это все — неудовлетворенные клиенты. Остальные 60% могут быть нивелированы оптимизацией бизнес-процессов в самих аптеках. Необходимо понимать, что за возникновение дефектуры ответственность лежит не только на рознице, но и на производителях и дистрибьюторах. Основная проблема заключается не в том, что аптека меньше продает, а в том, что потребности пациентов не были удовлетворены.

Сегодня существует серьезная проблема в коммуникации между различными сегментами фармацевтического рынка и это, несомненно, требует пересмотра. Путем грамотной коммуникации должны решаться вопросы пенетрации препаратов на рынке. Для этого необходимо создание инструментов управления бизнес-процессами по вертикали — производитель, дистрибьютор, розница, клиент.

Розница — единственный участник рынка, который находится в системном диалоге с клиентом. Розница должна знать потребности своих клиентов, предугадывать их желания, влиять на их поведение и помогать решать их проблемы. Поэтому между всеми участниками рынка должны быть построены долгосрочные и доверительные отношения.

Несмотря на ежегодные приросты рынка в деньгах (+7% — НДС), на фоне снижения наценки маржинальный доход не прирастает так, как рынок, а на фоне увеличения затрат (инфляция +10%; 2014 — +16,5%) доходность становится отрицательной. Оказать значимое влияние на сокращение затрат можно только за счет оптимизации бизнес-процессов.

В частности, это может включать повышение профессиональной компетентности провизоров и др. При этом чем дольше мы будем инвестировать в какие-либо новшества, не приводящие к развитию рынка (например введение новых требований к маркировке, смена всех кассовых аппаратов), тем больше будет повышаться цена за счет увеличения себестоимости. Конечно, нельзя забывать о том, что аптечный рынок Украины является высоконкурентным, нагрузка пациентов на аптеку — очень низкой.

Поэтому для того чтобы эффективно работать, необходимо грамотно подходить к оптимизации бизнес-процессов. Бюджет маркетинга — это бюджет не затрат, а инвестиций. Правильный подход подразумевает изучение потребностей и поведения клиентов, формирование необходимого ассортимента со стороны категорийного менеджера, анализ товаров и формирование стратегии продаж. Грамотное использование такого инструмента, как категорийный менедж­мент, позволит создать систему, которая выдержит кризис и давление, поскольку направлена на минимизацию дефектуры.

Все это, в конечном счете, обусловливает формирование культуры рационального потребления лекарственных средств и гармоничное развитие фармрынка в целом.

О том, какие шаги необходимо предпринимать, чтобы выжить во времена кризиса, рассказал Константин Сыч, региональный директор ООО «Долфи Украина», в докладе «Антикризисный менеджмент. Как не потерять розницу при кризисе. Анализ ошибок в прошлом и урок на будущее». История дает возможность вникнуть в суть происходящего сегодня через призму прошедшего опыта, а знать историю и делать выводы — значит, руководить будущим. За период новейшей истории в Украине неоднократно возникали разнообразные кризисы: на часть из них мы можем влиять, на часть — нет. Наша задача — научиться влиять на те, на которые мы имеем возможность повлиять.

Существует два типа управления: реактивный и проактивный менеджмент. Чем они отличаются и насколько важно пойти правильным путем?

Реактивный менеджер принимает решения под давлением обстоятельств, реагирует на уже произошедшее событие, во всех своих проблемах винит обстоятельства, в которых он оказался, и по стратегиям поведения копирует других.

Проактивный менеджер действует на опережение в принятии решений, прогнозирует развитие событий и формирует свое видение ситуации, принимает и понимает персональную ответственность за все происходящее в компании, а не винит всех и все вокруг. У проактивного менеджера есть будущее, у реактивного — только настоя­щее и прошлое.

Как сейчас отреагировали многие предприятия на кризис, который возник совершенно не­ожиданно? Те, кто работают по принципу реактивного менеджмента, сокращают персонал, стараются максимально экономить, закрывают убыточные проекты и торговые точки и даже принимают решение о продаже бизнеса. Что в результате получается? Из персонала уходят не те, кого хотели сократить, отсутствие мониторинга расходов приводит к экономии на «спичках», возникает дефектура, разрываются отношения с поставщиками, объемы продаж уменьшаются и, как следствие, бизнес рушится. При этом на самом деле необходимо предпринимать совершенно другие действия, а именно дополнительно мотивировать персонал, провести бюджетирование и аудит расходов, организовать переговоры с поставщиками об антикризисных мерах, обеспечить возможность проведения аудита слабых звеньев в управлении на всех уровнях предприятия, а также привлечь инвесторов и партнеров для развития бизнеса.

Используя такой подход, предприятие сможет удержать уровень продаж при общем падении рынка, пересмотреть отношения с поставщиками и избежать дефектуры ассортимента.

Важной составляющей антикризисной программы является введение временной антикризисной команды с максимальным делегированием полномочий. Это необходимо для переключения внимания с финансов и рисков на возможности и развитие. Привлечение внешних консультантов для украинской розницы все еще чуждо, но, по словам К. Сыча, это очень полезный инструмент.

В заключение докладчик отметил, что в кризис необходимо искать дополнительные возможности. Например, привлекать партнеров, рассматривать варианты приобретения сетей-конкурентов, проводить переговоры с поставщиками о ценовых скидках при сохранении определенных объемов реализации, а также привлекать лучших специалистов из закрывающихся аптек. И главное, о чем необходимо помнить, — то, что кризисы всегда заканчиваются.

О консолидации и инвестиционной привлекательности аптечной розницы рассказал Игорь Хмилевский, руководитель проекта «Фармконсалтинг», в докладе «Держи деньги», посвященном M&A и консолидации в фармацевтической рознице.

В 2013–2014 гг. больших сделок совершено не было. Приобретение аптечных сетей было ситуативным, непубличным и касалось небольшого количества точек. Сделки, которые были запланированы на конец 2013 – начало 2014 г., из-за событий в стране отменены.

Стоимость аптечного бизнеса (то, сколько готовы давать покупатели) снизилась по сравнению с началом 2013 г. Коэффициент EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации) для мелких сетей не превышает 3 EBITDA. С января 2012 по апрель 2013 г. доля топ-10 аптечных сетей на рынке увеличилась на 2,4%. При этом и сама структура топ-10 аптечных сетей также изменилась в указанный период.

По словам докладчика, это может быть связано с тем, что фармацевтический рынок довольно быстро изменяется, и те аптечные предприятия, которые не успевают за изменениями, начинают терять свою долю рынка, уходить из топ-позиций, а может даже и с рынка.

Сейчас на рынке происходят серьезные изменения, и один из основных факторов, оказывающих влияние на его состояние, — это консолидация.

Существует два основных вида конкуренции: межвидовая — сильный съедает слабого, и внутривидовая — сильные соревнуются между собой за право съесть слабого. При этом слабый не конкурирует — он пытается выжить.

Кто и чем конкурирует? Сегодня конкурируют сильнейшие аптечные сети, но не ценой, а стратегиями развития. И конкурируют они за деньги производителя. Если стратегии нет — осуществляются попытки, как правило, безуспешные, повторить стратегии других предприятий.

И. Хмилевский рассмотрел ценовую конкуренцию аптечных сетей. Он привел данные анализа цен топ-10 наиболее продаваемых товарных позиций (SKU) 4 крупных и успешных аптечных сетей. Согласно представленным данным стратегия низких цен не является обязательным условием успешности аптечной сети.

И. Хмилевский сообщил об интересе со стороны европейских инвесторов к украинской аптечной рознице, которые в недавнем времени совершали визиты в Украину («Dr.Max» и «Евроаптека»). Он подчеркнул, что выход на сцену стратегического инвестора может быть ключевым в дальнейшем развитии ситуации в розничном сегменте. В частности, инвестор, который сможет приобрести 2–3 крупные аптечные сети, кардинально изменит облик розничного рынка Украины.

Намерения «Евроаптеки» — покупка крупной аптечной сети с последующим увеличением доли рынка до 10%. На данный момент проведены встречи более чем с 10 собственниками аптечных сетей, с тремя из них ведутся дальнейшие переговоры.

На что обращают внимание европейские инвесторы при переговорах? Размер сети должен составлять не менее 50 точек. Она должна быть сконцентрирована на определенной территории, иметь отрытый или частично открытый формат продаж. При этом бизнес должен быть прибыльным, а сеть — готовой к совместной работе на протяжении нескольких лет. Регуляторное поле со стороны инвесторов рассматривается как вполне приемлемое для работы. По словам И. Хмилевского, вероятность входа на украинский рынок такого инвестора достаточно высока.

Что нам стоит ожидать от украинской розницы? По мнению докладчика, аптечный рынок Украины в текущем году будет стремительно изменяться. Крупные игроки будут искать средства и возможности для расширения бизнеса, и вполне вероятно, что в 2014 г. мы сможем наблюдать первые сделки по слиянию. Средним игрокам будет необходимо определиться со стратегией: это будет конкуренция (нападение) или выживание (удержание), что также связано с количеством ресурсов. Мелкие игроки будут находиться в выжидательной позиции либо продавать бизнес.

Парадигма аптечного рынка трансформируется: доля рынка становится источником прибыли, поэтому ускорение консолидации неизбежно. С появлением крупного стратегического инвестора этот процесс будет происходить еще быстрее.

Тему консолидации в рознице продолжил Николай Орлов, партнер юридической фирмы «ОМП», представив доклад «Как сделать аптечные сети инвестиционно привлекательными, или Вопросы, которые задают инвесторы, но не находят ответа».

Что сегодня вызывает интерес у инвесторов? Инвесторы обращают внимание на точки реализации, наличие договоров с поставщиками, маркетинговых договоров с фармацевтическими компаниями и др.

Докладчик подробно остановился на аспектах, которые помогут минимизировать риски при совершении сделки купли-продажи аптек, чтобы не оттолкнуть потенциального инвестора от совершения транзакции. Среди них можно отметить вопросы, связанные с правильным оформлением аренды, наличием так называемой черной бухгалтерии, неофициальных зарплат и др.

Н. Орлов рассказал об основных подходах, которые можно использовать для повышения ликвидности торговых точек. Среди них, например, заключение нотариальных договоров на долгосрочные периоды. Также он затронул вопрос создания прозрачной структуры управления бизнесом. Для успешной (эффективной) реструктуризации бизнеса необходимо оформление договоренностей между акционерами, проведение аудита ключевых договоров, разделение холдинговой и операционной компаний.

В заключение докладчик осветил вопрос объединения аптечных сетей и представил основные аспекты, которые необходимо учитывать при проведении безналичных схем объединения предприятий.

Вита Дубчак, бизнес-тренер, консультант, выступила с докладом «Аптечный маркетинг: почему ваша программа лояльности не работает на максимум?». По словам докладчика, программа лояльности должна эффективно решать две важные задачи, а именно: формирование весомой причины или ряда причин вернуться сделать покупку именно в эту аптеку, а также помогать создавать ситуации, когда клиенты будут добровольно рекламировать (рекомендовать) аптеку или сеть другим людям. При формировании программы лояльности необходимо начинать с учета концепции аптечной розницы. Важно помнить, что аптека — это, в первую очередь, учреждение, осуществляющее фармацевтическую опеку, а значит, лояльность должна быть основана на идее заботы о человеке.

Почему программы лояльности бывают неэффективными? Самая простая причина — провизоры первого стола не считают программу лояльности стоящей, уникальной и интересной для клиентов аптеки, поэтому не доводят до ведома покупателей возможности, заложенные в программе. Еще одна распространенная причина — непривлекательность самой программы: она ничем не отличается от таковой других аптечных сетей – не имеет видимого и ценного преимущества. Основная идея формирования программы лояльности, основанной на концепции заботы, звучит так: заслужить истинную лояльность клиента можно только в том случае, если аптека все время совершенствует свои услуги, с каждым разом делая их все более ценными для конечного потребителя. Это возможно осуществить на основе повышения качества обслуживания в конкретной аптеке. Ценность — грамотная консультация, своевременная рекомендация с обос­нованием, профессиональный совет и грамотное выяснение потребности. В результате чем больше первостольник заботится о клиенте, тем больше клиент ему платит, а самое главное — доверяет, что позволяет делать продажи постоянно. В. Дубчак также рассказала о системе повышения профессиональной компетентности первостольников в сфере обслуживания.

Александр Цымбалистый, директор по стратегическому развитию Представительства ООО «Джонсон енд Джонсон», представил доклад «Аптека и медицина высоких технологий». Одна из наиболее остро стоящих проблем, по мнению докладчика, — отсутствие системы медицинского страхования и недостаточный уровень государственного финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в Украине. Также необходимо решать вопросы профессиональной подготовки специалистов, внедрения новых технологий и инноваций в медицину, повышать уровень знаний и умений врачей в контексте использования высокотехнологичной продукции. Вследствие этого большой спектр услуг системы здравоохранения для украинского населения является недоступным (не в экономическом контексте, а по причине недостаточной подготовки специалистов для использования высоких технологий, в хирургии в частности). Работа «Johnson&Johnson Medical» в Украине заключается, помимо обеспечения наличия инновационной продукции на рынке, в развитии системы обучения специалистов здравоохранения. Новые технологии требуют внедрения инновационных технологий обучения. Докладчик рассказал о создании совместных с обучающими медицинскими учреждениями центров подготовки хирургов, которые включают теоретические занятия, работу на тренажерах, виртуальных компьютерных симуляторах SIMBIONIX.

Компания выступает партнером лечебных учреждений Украины в организации непрерывного процесса обучения и развития «воспроизводимых» практических навыков с помощью комбинации преподавательских методик и современных технологий визуализации, с привлечением зарубежных экспертов. Это включает привлечение материально-технического ресурса и развитие различных фондов (лабораторий и клинических баз), информационное обеспечение образовательной деятельности, внедрение современных стандартов обучения и др. Эти активности очень актуальны и периодически освещаются украинскими СМИ.

Ввиду востребованности инновационной продукции при оказании квалифицированной высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с одной стороны, недостаточным государственным финансированием и отсутствием страховой медицины — с другой, обеспечить наличие и доступность медицинских изделий для пациентов в сложившейся ситуации могут помочь аптеки и аптечные сети. В заключение докладчик призвал операторов к сотрудничеству, направленному на повышение стандартов качества оказания медицинской помощи в Украине.
Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research», представил доклад, посвященный использованию интернет-технологий в качестве инструмента по повышению доступности фармацевтических услуг. Повышение конкуренции в аптечном ритейле ведет к снижению наценки и уменьшению маржинальности аптек. Средневзвешенная аптечная наценка заметно снизилась за последние 3 года с 25 до 21%. При этом розничный сегмент характеризуется высоким уровнем конкуренции на рынке: в Украине на 1 аптеку приходится около 2100 человек. Увеличение количества интернет-пользователей ведет к оттоку покупателей в интернет-пространство. Развитие и доступность интернета привлекают все большее количество людей, которые ищут информацию о товарах в сети.

По данным компании «Gfk-Украина», около половины населения Украины в возрасте старше 16 лет являются активными пользователями интернета. Количество пользователей, которые ищут информацию о здоровье, увеличивается с каждым годом. По данным за III кв. 2013 г., 21% запросов посвящено информации о здоровье, и эта доля возрастает. Следуя предпочтениям изменяющейся аудитории покупателей, компанией «Proxima Research» разработан сервис Геоаптека. Этот сервис позволяет получать актуальную информацию о наличии, стоимости, местах продажи и условиях покупки фармацевтических товаров и услуг в непосредственной близости от месторас­положения самого пользователя. То есть в нем объединены разные аптеки, и потребителю достаточно пользоваться одним ресурсом для получения необходимой информации.

Предложения от аптеки о наличии, стоимости и условиях продажи размещаются на интернет-ресурсе проекта Геоаптека с минимальной дискретностью 1 раз в час и доступны конечному потребителю в круглосуточном режиме без ограничений. Покупатель находит близлежащую аптеку, удовлетворяющую его запросу по поиску лекарственных средств. Геоаптека помогает найти кратчайший маршрут от текущего местоположения до аптеки. Геоаптека обеспечивает коммуникацию покупателя с аптекой посредством доступных средств связи (телефон, Skype, е-mail).

Дискуссия

В рамках данной сессии Юлией Клименюк, директором по маркетингу «Аптечной сети 9-1-1», был представлен фильм, посвященный проблеме резкого роста цен на лекарственные средства, в котором потребители, фармацевты и представители фармкомпаний поделились своим отношением к сложившейся ситуации. Создатели фильма предложили собственное видение вариантов и путей решения этой проблемы.

Эта тема послужила стартом для бурной, оживленной и как никогда открытой дискуссии между операторами и экспертами рынка. Основные положения и предложения включены в Резолюцию, подготовленную по результатам работы III Международного фармацевтического форума.

Так, одна из наиболее серьезных проблем сегодня — это валютные спекуляции, которые привели к падению курса национальной валюты, что и послужило причиной такого резкого роста цен. При этом, как отметили эксперты, на других рынках повышение цен не вызывает такой яркой негативной реакции со стороны потребителей, какую мы наблюдаем в фармацевтическом секторе. В то же время со стороны государственных органов предпринимаются популистские меры, дискредитирующие фармрынок. Отсутствие изучения влияния на рынок регуляторных актов может привести к крайне негативным последствиям для украинской фармации.

Еще одна острая проблема — неправильная структура потребления лекарственных средств в Украине. Участники форума сошлись на том, что задача всего рынка сегодня — приложить все усилия для изменения этой ситуации. Основные тезисы внесены в Резолюцию Форума.

Мирослава Павловская, директор ООО «Стикс Украина», отметила, что основная задача на сегодня — сделать обсуждаемые вопросы достоянием общественности. Важно, чтобы то, о чем говорит сегодня фармрынок, стало известно провизорам, врачам и, конечно, потребителям.

По словам М. Павловской, важный аспект, на который в настоящее время стоит обратить внимание, — это проявление негатива в сторону провизоров. Возможно, учитывая это, необходимо проводить соответствующую подготовку специалистов. В частности, при резком повышении цен на лекарственные средства провизоры могут объяснять посетителям аптек основные причины этого и предлагать препараты-аналоги, стоимость которых повысилась не настолько значимо.

Роман Маткивский, заместитель директора по продажам ПАО «Киевский витаминный завод», отметил, что нынешние проблемы украинского фармрынка связаны непосредственно с его реальными экономическими характеристиками. Так, сегодня украинская аптечная розница характеризуется перенасыщенностью. Поэтому, вследствие нормальных рыночных отношений, сильные игроки могут и будут вытеснять более слабых конкурентов. Относительно взаимодействия розницы и производителей эксперт отметил необходимость выполнения заключаемых договоров. От этого будут выигрывать как сети, так и производители.

Юрий Козий, руководитель департамента продвижения представительства «STADA CIS» в Украине, подчеркнул важность открытого сотрудничества между производителями и розничным сегментом фармацевтической отрасли. По его словам, производитель готов идти навстречу аптечному ритейлу и помогать выжить в условиях кризиса. Но оставляет за собой право мониторинга выполнения договоренностей как процесса взаимовыгодного сотрудничества. Он также акцентировал внимание на том, что работа фармацевтического форума была весьма продуктивной и что обсуждаемые вопросы необходимо включить в резолюцию, которая должна быть донесена до всех операторов рынка.

Закрывая работу Международного фармацевтического форума, Елена Зубко, руководитель подразделения безрецептурных препаратов ООО «Байер», отметила его кардинально новый уровень. По ее словам, проведение такого открытого диалога между всеми операторами фармрынка может создать предпосылки для его качественных изменений. Возможно, в ближайшем будущем по результатам работы можно будет принимать конкретные практические решения для тех или иных проблем.

резолюция

Основные, наиболее приоритетные задачи, которые стоят сегодня перед фармацевтической отраслью:

  • активное вовлечение и участие в вопросах регулирования деятельности фармацевтической отрасли; участие в обсуждении регуляторных актов;
  • последовательный подход к регулированию фармацевтического рынка с обязательным изучением влияния актов на все сегмента отрасли;
  • введение персональной ответственности за принимаемые решения.
  • требования относительно стабильности регуляторного поля в фармации: создание Системы саморегулирования по примеру экономически развитых стран, которой делегируется ряд полномочий, в настоящее время находящихся в руках государственных структур.
  • все операторы фармрынка должны принимать участие в развенчивании мифов вокруг деятельности отрасли. Это включает прозрачные взаимоотношения между субъектами и использование всех возможностей для донесения правдивой информации до общественности. В частности в контексте роста цен на лекарственные средства.

С докладами Форума можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua

Галина Галковская,
фото Сергея Бека

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті