Средиземноморская диета и старение — есть ли связь?

04 Грудня 2014 2:44 Поділитися

6248Большое количество овощей, фруктов, орехов, оливкового масла и бокал вина во время еды — не только вкусно звучит, но и является характерным набором продуктов питания для средиземноморской диеты, соблюдение которой давно рекомендуют для поддержания здоровья человека. Теперь ученые утверждают, что такой рацион способен также помочь замедлить процессы старения.

Согласно результатам исследований, опубликованным в издании «British Medical Journal», средиземноморская диета может повлиять на длину теломеров, которых, в свою очередь, называют маркером старения.

Стоит отметить, что теломеры — это конечные участки линейной молекулы ДНК. При каждом делении клетки эти концевые участки хромосом укорачиваются. То есть длина теломерных участков определяет возможное максимальное количес­тво деления клетки. В соматических клетках, из которых в основном и состоит организм, теломеры при каждом делении клетки укорачиваются, что в конечном итоге приводит к ее гибели.

В процессе роста у человека зачастую теломеры укорачиваются вдвое, затем в период наступления старости также отмечается их уменьшение в 2 раза. Укороченные теломеры связаны с уменьшением продолжительности жизни и увеличением темпов развития возрастных хронических заболеваний.

В ходе предыдущих исследований ученые выяснили, что соблюдение средиземноморской диеты может уменьшить общую смертность от различных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, а также количество случаев развития хронических заболеваний.

Стоит отметить, что эта диета характеризуется:

• употреблением большого количества овощей, фруктов, орехов, бобовых, неочищенных зерен;
  • незначительным включением в рацион насыщенных жиров, которое компенсируется оливковым маслом;
  • умеренным добавлением рыбы, молочных продуктов, красного мяса и птицы;
  • регулярным и умеренным употреблением вина в процессе приема пищи.

Ученые утверждают, что некоторые факторы в привычном образе жизни, такие как наличие избыточной массы тела и/или ожирения, частое употребление подслащенных напитков и др., могут повлиять на длину теломеров, а также на окислительные процессы в организме.

Для изучения связи между соблюдением средиземноморской диеты и увеличением длины теломера команда ученых во главе с Имакулатой де Виво (Immaculata de Vivo), научным сотрудником Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School), США, использовала данные исследования «Health Study Nurses».

В нем приняли участие почти 5 тыс. женщин среднего возраста. Все участницы подробно указывали в анкетах перечень продуктов, которые присутствуют в ежедневном рационе питания. Также был проведен биохимический анализ крови.

Каждая участница получила балл от 0 до 9: чем выше оценка, тем больше их рацион питания соответствовал составу средиземноморской диеты. Отметим, что ученые скорректировали результаты с учетом других возможных факторов, таких как высокий показатель индекса массы тела.

В ходе исследования было установлено, что у участниц, которые в максимальной степени соблюдали средиземноморскую диету, отмечалось наличие более длинных теломеров, чем у таковых с низкими баллами, что указывает на незначительное следование указанному рациону. Ученые определили, что увеличение на 1 балл соответствия их диеты в среднем отвечает за такую длину теломера, которая способна замедлить старение на 1,5 года.

Важно отметить, что исследователи не установили взаимосвязи между длиной теломеров и употреблением отдельных компонентов средиземноморской диеты. Авторы утверждают, что это открытие подчеркивает важность исследования рациона питания в целом, а не отдельных продуктов питания для изучения факторов, влияющих на здоровье человека.

Ученые планируют провести дальнейшие исследования с целью изучения влияния соблюдения диеты, учитывая гендерные особенности, на структуру генов.

По материалам http://www.medicalnewstoday.com