Корпорация «Артериум»: объединение для достижения лидерства

Фармацевтическая промышленность по праву относится к стратегически важным отраслям экономики и является предметом особого внимания со стороны государства и общества. Поэтому посвященная образованию корпорации «Артериум» пресс-конференция, которая состоялась 25 мая 2005 г., вызвала живой интерес всего фармацевтического сообщества. Это крупнейшее за последние несколько лет событие на фармацевтическом рынке Украины. Напомним, что 2 марта 2005 г. ОАО «Киевмедпрепарат» (г. Киев) и АООТ «Галычфарм» (г. Львов) получили разрешение Антимонопольного комитета Украины на объединение (см. «Еженедельник АПТЕКА № 10 (481) от 14 марта 2005 г.). Об истории компаний, вошедших в корпорацию, о перспективах ее развития рассказали Денис Гарцилов — главный исполнительный директор и Тарас Пархоменко — директор по маркетингу и стратегическому развитию корпорации «Артериум». В пресс-конференции также приняла участие Инна Демченко — первый заместитель главы Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

ИСТОКИ

Акционерное общество «Киевмедпрепарат» — одна из крупнейших фармацевтических компаний Украины, национальный лидер по производству антибиотиков. Сегодняшние успехи компании уходят корнями в историю, богатую традициями и профессиональными достижениями. Основанная в 1847 г., она прошла непростой путь и на сегодняшний день является старейшим предприятием химико-фармацевтической отрасли Украины.

Основатель компании Адольф Марцинчик в 1846 г. арендовал одну из киевских аптек. Со временем аптечная лаборатория превратилась в самостоятельное промышленное предприятие: в 1847 г. основана «Паровая лаборатория фармацевтических и галеновых препаратов, медицинских пережиренных и гигиенических мыл и прессованных лепешек». В 1897 г. лаборатория переехала в новое здание по адресу ул. Мариинско-Благовещенская, 139, которое стало новым производственным центром предприятия Марцинчика. В течение последующих лет были расширены мощности предприятия — химико-фармацевтическая лаборатория и мыловаренный завод становятся одними из крупнейших региональных производителей фармацевтической продукции. В 1908 г. эти предприятия объединяются с Паровой лабораторией Южно-Российского товарищества торговли аптекарскими товарами в химическое объединение «ЮРОТАТ». На его основе в 1920 г. создана 1-я Украинская Советская химфабрика. На протяжении последующих десятилетий предприятие несколько раз меняло название. Постановлением Кабинета Министров УССР от 1 ноября 1947 г. было принято решение о создании Киевского пенициллинового завода. И уже в 1949 г. Украина получила свой первый пенициллин. С этого момента история предприятия была неразрывно связана с развитием производства антибактериальных средств в Украине. В 1992 г. «Киевмедпрепарат» преобразован в арендное предприятие, а в 1994 г. — в открытое акционерное общество.

Постоянное обеспечение высокого качества продукции и расширение ее ассортимента — одна из главных составляющих успеха ОАО «Киевмедпрепарат». Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 80 наименований. Предприятие выпускает препараты в различных лекарственных формах: инъекции, таблетки, капсулы, мази и гели. В портфеле компании такие известные лекарственные средства (ЛС), как АМОКСИЛ, ЦЕФАЗОЛИН, ЦЕФТРИАКСОН, АМПИЦИЛЛИН, БЕНЗИЛПЕНИЦИЛЛИН, БИЦИЛЛИН-3, БИЦИЛЛИН-5, ГЕРПЕВИР, БЕТАСАЛИК, СОННАТ, ДИФЛЮЗОЛ, ЛОВАСТАТИН, и выпущенные на рынок в 2004 г. ОРНИЗОЛ, КИМАЦЕФ, ЦЕФАНГИН, КОРВАЗАН.

За последние три года в модернизацию производства и развитие системы обеспечения качества было инвестировано более 50 млн грн. ОАО «Киевмедпрепарат» соответствует международным стандартам управления качеством производства ISO 9001:2000, что подтверждает соответствующий сертификат. Важную роль в системе обеспечения качества выпускаемой продукции играют собственные, оснащенные современным оборудованием, лаборатории компании: химическая, биологическая, фармакологическая, санитарно-эпидемиологическая и центральная. В 2003 г. «Киевмедпрепарат» одним из первых получил сертификат соответствия международному стандарту управления окружающей средой ISO 14001:1996. В 2004 г. здесь был сертифицирован участок по производству твердых форм готовых лекарственных средств на соответствие требованиям Надлежащей производственной практики (GMP). На стадии завершения подготовка к сертификации цеха инъекционных препаратов, запланированная на июнь 2005 г. Следующий этап — полная модернизация и подготовка к сертификации согласно требованиям GMP линий по производству мягких форм готовых лекарственных средств (мазей и гелей).

Слева направо: Инна Демченко, Денис Гарцилов, Тарас Пархоменко

Слева направо: Инна Демченко, Денис Гарцилов, Тарас Пархоменко

Акционерное общество открытого типа «Галычфарм» — лидер фармацевтического рынка западного региона Украины и крупнейший отечественный производитель фитопрепаратов. В компании налажен замкнутый цикл: от изготовления субстанций до производства готовых лекарственных форм.

История «Галычфарм» начинается в XIX веке и связана с именем чешского предпринимателя Петра Миколяша, открывшего в 1826 г. во Львове аптеку «Под звездой». В начале 1900 г. Миколяшу удалось организовать во Львове фармацевтическую фирму «Петро Міколяш і Спілка». В 1910 г. она получила лицензию на открытие фармацевтической фабрики «Лаокоон». В сентябре 1939 г. советская власть национализировала ее в числе первых на Западной Украине. Фабрика «Лаокоон» стала филиалом Украинского центрального института эндокринологии и органотерапии. В 1945 г. предприятие было реорганизовано и стало называться Львовский химико-фармацевтический завод. На базе завода в 1986 г. было создано ЛВХФО «Львовфарм». В 1992 г. предприятие получило статус акционерного общества открытого типа «Галычфарм».

Ассортимент производства насчитывает свыше 80 наименований лекарственных препаратов, из которых 15 — оригинальные. При создании этих средств использовано лучшее из сокровищницы народного врачевания и научных достижений медицины. Визитной карточкой предприятия стали препараты УРОЛЕСАН, НАСТОЙКА ВАЛЕРИАНЫ, МУКАЛТИН, ХЛОРОФИЛЛИПТ, ТИОТРИАЗОЛИН, L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ, СЕДАВИТ, и выпущенные на рынок в 2004 г. ТИОЦЕТАМ, ИММУНО-ТОН, МУКАЛТИН ФОРТЕ.

Обеспечение качества продукции компании базируется на лучших мировых традициях фармацевтического производства. В 2002 г. система управления качеством «Галычфарм» была сертифицирована на соответствие ГСТУ ISO 9001-2000 в системе УкрСЕПРО. В этом же году был получен сертификат соответствия требованиям GMP чистых помещений участка по изготовлению таблеток таблетно-фасовочного цеха. В 2003 г. был введен в эксплуатацию участок по производству инфузионных растворов, сконструированный в соответствии с требованиями GMP и оснащенный высокотехнологичным оборудованием фирмы «ROTA» (Германия), «FEDECARI» (Италия).

СОВРЕМЕННЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Тарас Пархоменко остановился на тенденциях, наметившихся на украинском фармацевтическом рынке: в последние годы отмечается его неуклонный рост. Объем аптечных продаж ЛС за 2004 г. составил 4,8 млрд грн. в денежном (что выше аналогичного показателя 2003 г. на 4,1%) и 986,6 млн упаковок в натуральном выражении (что ниже аналогичного показателя 2003 г. на 0,2%). Показатель прироста продаж ЛС в денежном выражении более чем на 4% превышает таковой в натуральном. Потребители стали покупать более дорогие препараты. По-видимому, определяющими для пациентов становятся качество и эффективность препаратов.

Однако и цены на препараты растут. Следует отметить, что средняя стоимость условной проданной упаковки ЛС в 2004 г. составила 4,87 грн. При этом средняя стоимость условной проданной упаковки отечественного препарата (1,87 грн.) в несколько раз отличалась от таковой импортного (13,02 грн.). Это объясняет, почему удельный вес отечественных препаратов в объеме продаж в натуральном выражении составил в 2004 г. около 72%, а в денежном выражении превалирует реализация импортных препаратов (более 73% от объема продаж).

Комплексный анализ текущего состояния и перспектив развития фармацевтического рынка Украины позволяет констатировать, что ведущие отечественные фармацевтические производители обладают достаточным потенциалом для выполнения важной социально значимой миссии — обеспечения внутреннего рынка качественными, современными и доступными лекарственными средствами. Одной из главных задач для отечественных компаний на сегодняшний день является оснащение и сертификация производства в соответствии с требованиями GMP, что способствует обеспечению высокого качества выпускаемой продукции, а также повышению инвестиционной привлекательности украинских предприятий. Это создает основу для развития производства конкурентоспособных лекарственных препаратов.

Характеризуя конкурентную среду, сложившуюся на украинском фармацевтическом рынке, Т. Пархоменко указал на значительную фрагментированность рынка. Активные процессы консолидации, наблюдающиеся на мировом рынке, еще не затронули Украину: количество компаний — производителей ЛС в 2004 г. составило 525, из них 122 — украинских. При этом доля лидера незначительна — всего около 4% от объема продаж в денежном выражении.

Ключевыми факторами успеха ведущих компаний, по мнению Т. Пархоменко, является продуктовый портфель с актуальными препаратами и эффективный маркетинг, в который лидеры рынка с каждым годом вкладывают все больше средств (правильный брэнд-менеджмент, четкий, отработанный механизм продвижения новых препаратов и слаженная работа всей цепочки дистрибьюции).

СТИМУЛЫ К ОБЪЕДИНЕНИЮ

До 2002 г. ОАО «Киевмедпрепарат» довольно уверенно чувствовал себя на рынке. У него было стабильное финансовое положение и высокий кредит доверия партнеров. Предприятие занимало вторую позицию по объемам продаж на украинском фармацевтическом рынке и являлось лидером в производстве антибактериальных средств. Однако, несмотря на актуальные препараты в портфеле, он был несбалансированным из-за преобладания антибактериальных препаратов. Также отмечалось малое количество ЛС, в отношении торговых наименований которых действовало право на интеллектуальную собственность, и медленный вывод новых продуктов на рынок. Поэтому активная тактика конкурентов привела к падению с 2001 г. удельного веса продукции ОАО «Киевмедпрепарат» на рынке и снижению дохода компании в Украине.

Вполне обоснованно возник вопрос — как себя вести в новых условиях, как развиваться дальше? Было выбрано два направления. Первое — органичный рост (увеличение рыночных долей существующих продуктов компании в Украине, освоение новых географических рынков, диверсификация портфеля путем выпуска новых продуктов в новых сегментах рынка). Это довольно сложный процесс, для осуществления которого нужны значительные средства и время. Поэтому параллельно с первым направлением было решено также развивать и второе — объединение с другими фармацевтическими компаниями в целях скорейшей диверсификации портфеля либо снижения барьера для входа на новые рынки. Консолидация для украинских компаний — это один из способов укрепления конкурентной позиции на рынке, который позволит инвестировать необходимые средства в разработку и производство эффективных и качественных препаратов, в маркетинг и развитие производства.

КОРПОРАЦИЯ «АРТЕРИУМ»: МИССИЯ, ЦЕЛИ, СТРУКТУРА

Денис Гарцилов подчеркнул, что миссия корпорации «Артериум» — создание, производство и продвижение на рынок Украины, а также стран СНГ качественных и эффективных ЛС для обеспечения здоровой, продолжительной и продуктивной жизни людей. Руководство корпорации стремится к постоянному повышению авторитета компании у потребителей, бизнес-партнеров, сотрудников, инвесторов и общества в целом. Для выполнения своей миссии компанией определены стратегические цели: лидерство, качество, эффективность, постоянное развитие (расширение) бизнеса.

Корпорация «Артериум» представляет собой огромный организм. Он состоит из структурных подразделений, которые возглавляет управляющий центр (определяет бизнес-стратегию, осуществляет корпоративное управление, координирует исследования и разработки), маркетинговых центров в Украине и других странах (отвечают за маркетинг и продажи, логистику) и производственных центров — пока только двух, но за счет расширения бизнеса ожидается увеличения их числа.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Слияние предполагает интеграцию технологических и коммерческих инфраструктур компаний, объединение менеджмента и персонала, создание единой маркетинговой политики.

Слияние двух компаний является удачной комбинацией ресурсов и возможностей. Д. Гарцилов отметил, что положительный эффект объединения будет значителен в первую очередь — в сфере маркетинга. «Киевмедпрепарат» и «Галычфарм» в 2004 г. занимали соответственно 8-ю и 28-ю позиции в рейтинге всех производителей украинского фармацевтического рынка, а с завершением слияния можно прогнозировать выход корпорации «Артериум» на 3-е место. При этом удельный вес ее продукции на рынке составит 3,5% в денежном выражении. Компания обеспечила себе сбалансированный и диверсифицированный продуктовый портфель. Сейчас в нем находятся препараты, принадлежащие к 12 из 14 фармакотерапевтических групп по ATC-классификации. «Артериум» планирует дальнейшее расширение номенклатуры продукции, в частности таблетированных и мягких форм. В планах корпорации — поэтапный перевод производства максимального количества препаратов на сертифицированные участки. Объединение компаний позволит оптимизировать научно-исследовательскую деятельность, разработку новых лекарственных средств и их успешное продвижение.

Кадровый потенциал корпорации представлен командой профессионалов, владеющих современными технологиями производства и маркетинга ЛС. Слияние компаний способствует передаче опыта и традиций разработок новых препаратов и их производства, позволяет более эффективно использовать работу персонала, избежать дублирования некоторых структур и уменьшить количество управленцев.

Ожидается, что в результате объединения будут более эффективно использоваться финансовые ресурсы. В первую очередь путем снижения закупочных цен на сырье и услуги за счет объединения бюджетов. Также экономия будет достигнута благодаря оптимизации инвестиций.

Стратегическая платформа деятельности корпорации будет строиться на концепции «Ближе к людям», направленной на достижение максимального доверия к компании со стороны партнеров, клиентов и потребителей. В рамках реализации этой долгосрочной стратегии корпорация планирует разработку и внедрение ряда проектов и специальных программ как для профессионалов, так и для потребителей. В частности, будет создан контакт-центр для специалистов и потребителей, интерактивный веб-сайт, а также планируется ряд конференций для врачей и фармацевтов.

Одной из задач корпорации «АРТЕРИУМ» в ближайшем будущем является также поиск новых возможностей сотрудничества с другими предприятиями фармацевтической отрасли. Украинский фармацевтический рынок стоит на пороге новой эпохи, и от дальнейших совместных активных действий всех участников рынка зависит его будущее. Корпорация «АРТЕРИУМ» обладает значительным экспортным потенциалом и входит в тройку крупнейших украинских экспортеров фармацевтической продукции. Для активизации продвижения лекарственных средств на внешних рынках «АРТЕРИУМ» планирует формирование сети представительств в ряде стран СНГ, в первую очередь в Казахстане, Беларуси, Узбекистане, России, Грузии.

Завершая пресс-конференцию, Д. Гарцилов выразил уверенность в успехе корпорации «Артериум», основанном на современных принципах управления персоналом и бизнес-процессами, поддержании стандартов качества продукции, следовании лучшим примерам ведения бизнеса. Корпорация открыта для новых возможностей и знает, как их использовать на благо потребителей и партнеров. o

Олег Мазуренко,
фото Игоря Кривинского


При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті