Золотой стандарт фармацевтического бизнеса

Вряд ли более 80 лет назад основатели двух небольших датских компаний — «Нордиск Инсулинлабораториум» и «Ново Терапьютиск Лабораториум» — могли себе представить, какой долгий и славный путь суждено проделать их «детищам». Путь, полный поистине революционных открытий и достижений, благодаря которым стало возможным изменить жизни миллионов людей, помочь им справляться с тяжелыми недугами. Путь, приведший компанию «Ново Нордиск» на вершину фармацевтического олимпа, где она заняла достойное место признанного эксперта в разработке и производстве средств для терапии пациентов с сахарным диабетом (СД). Вся история компании — это непрерывная цепь исследований и совершенствования, к которой с каждым годом добавляются новые звенья. Что представляет собой сегодня компания «Ново Нордиск» и каковы ее устремления? Насколько амбициозны планы и какое развитие они получат в нашей стране? Об этом и многом другом мы беседуем с генеральным директором представительства «Ново Нордиск» в Украине и Молдове Александром Бойко.

Александр Бойко

Александр Бойко

— Александр Анатольевич, что является самым важным для компании, назовите те «три кита», благодаря которым она столь прочно обосновалась на мировом фармацевтическом рынке?

— Девиз «Ново Нордиск»: быть лучшими во всем, что мы делаем. Это касается всех сфер жизнедеятельности компании и направлений ее развития. Философия стремления к совершенству включает постоянный поиск, улучшение, движение вперед. Мы помогаем людям побеждать СД, находя все более современные способы профилактики, диагностики и лечения этого заболевания. Среди основных ценностей «Ново Нордиск» — ответственность, подотчетность, открытость, честность, целеустремленность, сотрудничество и готовность к переменам. Каждая из этих составляющих одинаково важна для нас, и следование корпоративным нормам подтверждается практикой. Что касается упомянутых «китов», то их действительно три: обязательства компании перед окружающим миром сформулированы в триединой формуле «ответственность финансовая, экологическая и социальная». По каждому из направлений мы можем предоставить конкретные результаты, подтверждающие, что декларируемые принципы не остаются красивыми лозунгами, а ежечасно воплощаются в жизнь.

— Что вкладывается в понятие финансовой и экологической ответственности?

— Финансовая ответственность — это гарантия успешности компании и залог ее дальнейшего развития. Ни одна структура не может совершенствоваться, не получая прибыли от своей работы. Исключение составляют лишь предприятия и виды деятельности, финансируемые государством или получающие средства от спонсоров. Поэтому «Ново Нордиск» стремится расширять рынки сбыта и увеличивать объемы продаж. Это нашей компании удается. В настоящее время продукция «Ново Нордиск» представлена в более чем 180 странах мира. Объем продаж препаратов в 2004 г. составил 3,9 млрд евро. Из этих средств более 500 млн инвестируется в научные исследования. Наиболее значимой за последнее время высотой стало то, что в сентябре текущего года компания вышла на первое место по объему поставок препаратов инсулина в США с долей рынка 39,6%. Думаю, комментарии здесь излишни.

Этим детям надолго запомнится летний отдых, организованный при самом активном участии представительства компании «Ново Нордиск» в Украине и Молдове

Этим детям надолго запомнится летний отдых, организованный при самом активном участии представительства компании «Ново Нордиск» в Украине и Молдове

Экологическая ответственность выражается в постоянном совершенствовании экологической безопасности нашего производства. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла конференция ООН, посвященная охране окружающей среды, и «Ново Нордиск» активно поддержала новый подход к экологии, первой из датских компаний опубликовав отчеты по воздействию деятельности компании на окружающую среду. Ежегодно «Ново Нордиск» ставит перед собой все новые задачи по повышению экологических и биоэтических стандартов работы.

— Что такое ответственность социальная, понятно. Однако не могли бы вы проиллюстрировать, как именно «Ново Нордиск» воплощает это на практике?

— Конечно, в этом направлении нам есть о чем рассказать. Социальная ответственность компании предполагает, что компания вкладывает средства в проекты, которые приносят пользу людям, странам и территориям, на которых мы работаем. Только в прошлом году «Ново Нордиск» было создано около 1500 новых рабочих мест, большая часть из них — за пределами Дании. Достаточно красноречивый пример — проект по развитию производства в Бразилии, размер инвестиций в который достигает 200 млн долларов США. В этом регионе приобретен завод, ранее носивший название «Биобраз». Он начинал работать в 70-е гг. ХХ в. как небольшая независимая лаборатория при федеральном университете Минас Герас. Спустя десятилетие «Биобраз» стал достаточно современным и известным на локальном рынке производителем инсулина и других сахароснижающих препаратов. В настоящее время проводится модернизация производства, с тем чтобы все его аспекты соответствовали высоким корпоративным стандартам «Ново Нордиск». Также развивается социальная инфраструктура в этом регионе, поскольку жители обеспечиваются достойно оплачиваемой работой. Думаю, что проект является показательным для иллюстрации того, как компания подходит к бизнесу.

Другой важный аспект социальной ответственности — помощь всем, кто в ней нуждается. Если в какой-то стране случается беда, то наша компания всегда стремится не остаться в стороне и помогает либо денежными средствами, либо препаратами, необходимыми для людей с СД. Это касается, например, территорий, пострадавших от стихийных бедствий. Так, было перечислено около 1 млн долларов на ликвидацию последствий урагана Катрин в США, компания участвовала в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Пакистане, несколько лет назад была оказана помощь пострадавшим от наводнения районам Закарпатья и др.

Фрагмент из благодарственного письма в адрес компании «Ново Нордиск», написанного Президентом США Джорджем Бушем

Фрагмент из благодарственного письма в адрес компании «Ново Нордиск», написанного Президентом США Джорджем Бушем (перевод «Еженедельника АПТЕКА»):

Дорогие друзья!

Я узнал о вашем неоценимом вкладе в дело помощи жертвам урагана Катрин. Выражаю признательность от себя лично и от имени американского народа за проявленные благородство и человечность. Разрушения и несчастья, причиненные ураганом Катрин, глубоко тронули наши сердца. Деятельное участие в судьбах потерпевших стало очередным свидетельством того, что самые тяжелые испытания не способны разрушить дух гуманизма и взаимопомощи…

Искренне ваш, Джордж Буш

Социальная направленность деятельности «Ново Нордиск» в Украине была отмечена в рейтинге фармацевтической отрасли «Панацея». За те 12 лет, которые работает представительство компании в Украине, создано около 50 школ для людей с СД, в которых их учат, как контролировать свое состояние, не допускать развития осложнений и улучшать качество жизни. Кроме этого, сотрудники нашей компании ежегодно проводят акцию, направленную на повышение информированности населения о проблеме СД. В ходе акции населению раздаются листовки о проблемах, которые может вызвать диабет, осложнениях и о степени риска заболеть диабетом. На листовках нет ни препаратов компании, ни ее логотипа, так что акция не является рекламной.

Хотелось бы также отметить участие в организации летнего отдыха для детей с СД. В сотрудничестве с региональными диабетическими ассоциациями мы помогаем отправить таких детей в оздоровительные лагеря, где они могут не только получить заряд бодрости, солнечной энергии и свежего воздуха, но и научиться лучше понимать свое заболевание. После окончания каникул мы получаем многочисленные отзывы от детей, которые очень довольны отдыхом.

«Ново Нордиск» регулярно выступает спонсором проведения в Украине Дней Диабета, не изменив этой традиции и в нынешнем году. Кроме того, мы регулярно организовываем семинары и конференции для специалистов, информируем их о самых современных достижениях в сфере терапии СД.

— Развитие фармации связывают с  инновациями, открытиями. Каков научный вклад компании «Ново Нордиск» в здравоохранение?

— Вся история «Ново Нордиск» — это открытия и инновации. Во многих вопросах, касающихся лечения СД, мы были первыми, кто разработал то или иное средство, технологию производства, форму выпуска и т.п. Например, в 1946 г. компания разработала оригинальный изофан-инсулин (нейтральный протамин Хагедорна-НПХ), в 1953 г. — суспензию цинк-инсулина. Первый препарат нейтрального растворимого инсулина создан «Ново Нордиск» в 1961 г. Спустя 20 лет «Ново Нордиск» внедрила в медицинскую практику полусинтетический человеческий монокомпонентный инсулин, а в 1984 г. начато серийное производство изготовленной в заводских условиях смеси человеческих инсулинов. 20 лет назад был внедрен человеческий инсулин нового поколения, полученный при помощи биотехнологий.

Конец ХХ в. ознаменовался разработкой и внедрением в практику аналога инсулина ультракороткого действия НОВОРАПИД® (аспарт), а в начале нового века «Ново Нордиск» уже выпустила на фармацевтический рынок двухфазный инсулиновый аналог НОВОМИКС® 30 (аспарт+аспарт протамин кристаллический) и инсулиновый аналог продленного действия ЛЕВЕМИР® (детемир). В настоящее время компания выпускает весь спектр препаратов инсулина, 3 инсулиновых аналога и ряд сахароснижающих препаратов.

В течение длительного времени совершенствуются и средства для введения инсулина. Настоящим событием в этой сфере стала разработка первой в мире шприц-ручки НОВОПЕН® для введения инсулина со сменным картриджем. Спустя 3 года появилась усовершенствованная модель НОВОПЕН® II, а в 1992 г. — НОВОПЕН® 3, обеспечивающая удобство применения и точность дозирования. Недавно на мировом фармацевтическом рынке появилась самая новая модификация шприц-ручки НОВОПЕН® 4, при разработке которой были учтены все пожелания специалистов и людей с СД. Надеюсь, в скором времени этот шприц появится и в Украине.

В настоящее время идет работа над устройством, позволяющим применять инсулин в форме ингаляций.

С 80-х гг. ХХ в. «Ново Нордиск» активно работает в сфере разработки препаратов для гормонозаместительной терапии. Результатом стало появление на фармацевтическом рынке в 1988 г. гормона роста НОРДИТРОПИН® (соматропин), полученного методом генной инженерии. 1996 г. отмечен созданием оригинального препарата НОВОСЕВЕН® (активированный эптаког альфа, рекомбинантный человеческий фактор коагуляции VIIа), который усиливает природный процесс коагуляции и эффективно останавливает кровотечения.

— С чем связывает «Ново Нордиск» перспективы работы в мире и в Украине?

— Мы видим несколько аправлений. Лечение СД предоставляет еще большое поле для деятельности. Так складывалось, что в фокусе производителей оказывалось в основном обеспечение препаратами инсулина людей с СД I типа. Гораздо меньше внимания уделялось лечению тех, у кого диагностирован СД II типа, а людей с такой формой диабета гораздо больше. Это заболевание, как правило, не имеет острых симптомов, и очень часто люди обнаруживают его на стадии осложнений. Наша задача состоит в том, чтобы способствовать ранней диагностике инсулиннезависимого СД, предоставлять пациентам выбор необходимых лекарственных средств и помогать избежать осложнений, которые несут потом много потерь для самого человека и для общества.

Что касается отдаленных перспектив, то, как ни амбициозно это звучит, «Ново Нордиск» ставит перед собой цель победить СД, сделать это заболевание излечимым. Серьезные исследования в данном направлении ведутся в партнерстве с Оксфордским университетом. В этом вопросе возникает множество проблем, не только сугубо медицинских, а связанных со стоимостью лечения, его доступностью и масштабностью применения.

Также компания связывает перспективы с расширением показаний к применению препарата НОВОСЕВЕН®. В настоящее время в мире проводится целый ряд клинических испытаний по регистрации новых показаний. В частности, возможно его применение при акушерских кровотечениях, при пересадке органов. А в ближайшем будущем — при критических кровотечениях вследствие травм и при геморрагических инсультах.

«Ново Нордиск» остается верен своим корпоративным принципам, в основе которых порядочность, гуманизм и забота об окружающем мире. Быть там, где мы нужны, — это правило, которому следуют все сотрудники компании.?o

Виктория Матвеева,
фото Игоря Кривинского
и предоставленное компанией «Ново Нордиск»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті