«Валеант» — открывая новые горизонты в мире, Европе и Украине

О серьезности намерений компании «Валеант» (США) по расширению и совершенствованию бизнеса в Украине свидетельствует, среди прочего, факт недавнего визита в нашу страну высшего руководства ее европейского звена. По этому поводу в конце января «Еженедельник АПТЕКА» получил приглашение в киевский офис компании для беседы с президентом «Valeant Pharmaceuticals International» в Европе Чарльзом Брэмлиджем (Charles J. Bramlage) (Ч.Б.), директором «Valeant Pharmaceuticals Switzerland GmbH» по экспорту в страны Центральной и Восточной Европы д-ром Дэвидом Смитом (Dr. David J. Smith) (Д.С.) и главой представительства «Valeant Pharmaceuticals Switzerland GmbH» (ICN Pharmaceuticals Switzerland AG) в России и Украине Петром Токманом (П.Т.).

Чарльз Брэмлидж

Чарльз Брэмлидж

Ч.Б.: Инновационная фармацевтическая компания «ICN Pharmaceuticals International» ведет свою славную историю с 1960 г. и за десятилетия разносторонней продуктивной работы в сфере здравоохранения снискала международное уважение и авторитет. Динамично продвигаясь по глобальному рынку, в какой-то момент компания, очевидно, перешагнула определенную важную ступень развития. На новом этапе прежние управленческие принципы и подходы перестали удовлетворять совет директоров, владельцев и акционеров компании. Обеспечение максимальной эффективности менеджмента соответственно требованиям времени было вынесено в приоритет всей деятельности предприятия. Но при этом! — с сохранением и приумножением того значительного научно-производственного потенциала и маркетингового ресурса, который был накоплен компанией на мировом фармацевтическом рынке в течение десятилетий плодотворной работы. Базовые стратегии деятельности остались неизменными: мы фокусируем свою деятельность на трех специализированных сегментах рынка лекарственных средств — препаратах для применения в неврологии, дерматологии и при лечении инфекционных заболеваний. Это те области мировой медицины, в которых ученые и технологи нашей компании не раз выступали в роли первопроходцев, а наши брэнды в течение лет возглавляли рейтинги назначаемости в своих фармакотерапевтических классах. Достаточно вспомнить лишь такие бессмертные мегабрэнды нашей компании, как СОЛКОСЕРИЛ и ДЕРМАТИКС, КИНЕРАЗЕ и РИБАВИРИН!

Итак, начало 2003 г. послужило стартом для коренных преобразований, коснувшихся структуры и всех сфер работы компании, вплоть до смены ее названия на «Валеант», — имя, символизирующее движение и жизнь. В первую очередь глубинным изменениям подверглись системы менеджмента, была набрана новая управленческая команда, в состав которой с 2004 г. вхожу и я (мой предыдущий профессиональный опыт связан с международными фармацевтическими компаниями «ГлаксоСмитКляйн» и «Мерк Шарп энд Доум»). При этом руководство компании действовало сообразно с двумя принципами:

  • сбалансированное развитие портфеля препаратов и маркетинговых стратегий в мире — для максимального удовлетворения потребностей пациентов;
  • строго прагматичная экономическая целесообразность — с целью обеспечения прибыли для владельцев, акционеров и сотрудников компании.

Для меня очевидно: чем лучше отлажен механизм менеджмента, тем выше коэффициент полезного действия предприятия. Оптимально наладив работу такого сложного механизма, мы нивелируем «силу трения» между множеством его «узлов», сводим к минимуму «нагревание деталей» — значит, избегаем значительных потерь энергоресурсов! А ведь эти ресурсы можно и необходимо инвестировать в развитие своих научных и производственных мощностей, а значит — в развитие новых лекарственных средств, которых ждут тысячи больных во всем мире. Что мы и делаем. Преобразования для нас — не самоцель. Главная задача, которой мы достигаем путем эффективного менеджмента — снижение ресурсозатратности процессов при неукоснительном сохранении фундаментального качества результатов. Связующим звеном между ними — мостиком в обоих направлениях — служит рентабельность деятельности фармацевтического производителя. Другими словами, его способность заработать, — чтобы эффективно инвестировать в собственное развитие, — чтобы еще полнее удовлетворить медицинские потребности и повысить качество жизни пациентов с помощью своих старых и новых лекарственных препаратов, точно-адресно донести эти препараты до лечащего врача и его больного, до работника аптеки и ее посетителя. Таким образом, на стыке гуманизма и коммерции замыкается цепочка, в поддержании целостности которой — залог стабильности обеспечения людей лекарственными средствами и эффективности работы системы здравоохранения в целом.

— Лучше не скажешь. Однако структурно-идеологические преобразования — дело затратное. Как они отразились на текущих показателях деятельности «Валеанта» в мире?

Ч.Б.: 2006 год «Валеант» встретил выполнением всех намеченных планов. Самоинвестиционные затраты не помешали неуклонному росту показателей основного бизнеса компании, который превышает усредненные данные по фарминдустрии США. В 2004 г. общий оборот компании составил 683 млн дол. США, что почти на 17% превысило показатель предыдущего года. Из них 606 млн дол. составили продажи лекарственных препаратов, а 77 млн дол. — лицензионные отчисления, связанные с рибавирином. Согласно пятилетнему плану корпоративного развития, установленному в 2003 г., к концу 2008 г. компания «Валеант» удвоит объем товарооборота.

Д-р Дэвид Смит

Д-р Дэвид Смит

Д.С.: Мы планомерно и уверенно движемся к достижению этой цели. Почти половина оборота компании «Валеант» в мире (45%) приходится на рынки стран Европейского континента, приблизительно по 23% — на Северную и Южную Америку, оставшиеся 10% делят между собой фармацевтические рынки Азии, Африки и Австралии. Сегодня количество сотрудников «Валеанта» в мире насчитывает почти 4500 человек (в том числе около 400 в США), тысяча из них занята в сфере маркетинга продукции на рынках более 100 стран.

Ч.Б.: В течение последних лет компания «Валеант» сделала несколько важных приобретений в США: в наш бизнес влились — со своими портфелями препаратов, производственными мощностями и научно-исследовательскими технологическими наработками, — компании «Ribapharm» (2003 г.), «Amarin Pharmaceuticals, Inc» (2004 г.) и «Xcel Pharmaceuticals» (2005 г.). Замысел этих приобретений (как, впрочем, и всей корпоративной стратегии) заключается в:

  • расширении присутствия «Валеанта» на североамериканском рынке, где по сравнению с европейским оно пока явно недостаточное,
  • усилении его международного pipeline — «ламинарного потока», «логарифмической линейки» разрабатываемых лекарственных средств,
  • в итоге — в укреплении передовых позиций в упоминавшихся специализированных областях фармакотерапии, а значит —
  • увеличении как текущего, так и будущего портфеля препаратов корпорации «Валеант».

Для нас фокус на трех клинических направлениях и соответствующих сегментах фармрынка подразумевает прежде всего приоритетность инвестиций в научные исследования и разработку тех или иных препаратов, представляющих эти направления. Сегодня наши ученые осуществляют целый каскад перспективных инновационных проектов в области лечения ВИЧ/СПИД, вирусного гепатита С и В (препарат для лечения последнего заканчивает 2-ю фазу клиниспытаний), ряда онкологических заболеваний и иммунодефицитных состояний. Мы связываем серьезные надежды с текущей третьей фазой клинических испытаний нового средства для лечения гепатита С, которое сможет реально помочь очень и очень многим пациентам, — препарата рибавирина нового поколения. Имеются веские основания уже к лету ожидать успешных окончательных результатов этого масштабного международного исследования с участием более 1000 пациентов, — с тем, чтобы по завершении регистрационных процедур в течение года-двух вывести вирамидин на рынки США и Европы, в том числе Украины и России. Через 6 мес после завершения данного исследования стартует второе клиническое испытание с участием более 1000 пациентов. Замечу, что проведение исследований подобного рода и масштаба требует колоссальных затрат: подавляющая часть чистой прибыли от продажи препаратов «Валеант» в мире и Европе в 2004 г. была инвестирована в проведение клинических испытаний вирамидина. Кроме того, вот-вот финиширует 3-я фаза испытаний перспективнейшего противоэпилептического препарата ретигабин.

Д.С.: В то же время «Валеант» представляет на мировом рынке целый спектр высоковостребованных лекарственных препаратов самых разных фармакотерапевтических групп, насчитывающий более полутысячи брэндовых наименований. На сегодняшний день из них в Украине зарегистрировано более 30. Следует также заметить, что в настоящее время компания «Валеант» прицельно рассматривает возможности перспективных приобретений в Европе. Сегодня решается вопрос о приобретении одной британской компании; в наше поле зрения попадают и другие страны, в том числе Украина.

Петр Токман

Петр Токман

Ч.Б.: Ежегодный прирост оборотов деятельности компании «Валеант» в Украине, как и в других странах, измеряется двузначным процентным числом. Штаб-квартира всегда уделяла значительное внимание украинскому фармацевтическому рынку как быстроразвивающемуся и перспективному. Мы представляем в вашей стране целую линейку высоковостребованных лекарственных средств и считаем динамику развития бизнеса «Валеанта» в Украине успешной. Безусловно, в этом заслуга команды трудолюбивых, инициативных, высококвалифицированных менеджеров, созданной и возглавляемой д-ром Петром Токманом, который уже целый ряд лет представляет интересы компании в Украине и Молдове. «Валеант» — очень «децентрализованная» компания, и мы считаем, что менеджеры регионального звена должны не только нести груз ответственности за выполнение их командами установленных планов, но и иметь свободу принятия управленческих решений на уровне своей страны, рынок которой они знают изнутри, а значит, лучше, чем кто-либо извне.

П.Т.: Мне всегда был близок принцип: не числом, а умением. Представительство должно действовать целенаправленно и реагировать оперативно, работая рентабельно, поэтому управленческие вопросы, в том числе кадровая политика, на мой взгляд, должны рассматриваться прежде всего в плоскости экономической целесообразности. Что касается стратегии промоции, то я — и как врач, и как прагматик, — не могу изменить своих предпочтений и наиболее эффективным способом информирования считаю наше прямое общение со специалистами в рамках специализированных тематических конференций-семинаров, оптимально — с участием 30–50 врачей (провизоров). Для проведения адресных визитов медицинских представителей к врачам и провизорам мы прибегаем к услугам компетентных аутсорсинговых компаний. А штатный медицинский представитель компании «Валеант» — это фактически полноправный территориальный менеджер. Скажем, представитель по Восточному региону курирует Донецкую и Луганскую области с общей численностью населения 7 млн человек — сопоставимо со Швейцарией! Чтобы эффективно координировать продвижение лекарственных средств в таком масштабе, быть лицом известной международной компании перед такой внушительной аудиторией, — человек действительно должен обладать полным набором качеств, перечисление которых мне так лестно слышать от руководства в отношении своих сотрудников. Большая работа, большая ответственность. Украинское представительство компании «Валеант» не боится ни того, ни другого. o

Ф. Снегирёв, фото И. Кривинского

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті