«Альба Украина»: передовые европейские технологии в действии

О том, что механизация и автоматизация обеспечивают существенный прирост производительности, многим известно еще со школьной скамьи. Однако так сложилось, что до настоящего времени основной движущей силой в работе как крупных, так и небольших оптовых складов компаний — дистрибьюторов лекарственных средств является ручной труд. Причинами этого могут быть относительно невысокий уровень заработной платы отборщиков и контролеров, сравнительно небольшой оборот большинства оптовых фармкомпаний, отсутствие в нашей стране значимого практического опыта автоматизации складского хозяйства в сфере фармацевтической дистрибьюции и т.д.
«Пришло время кардинально изменить ситуацию», — такое решение было принято руководством одной из крупнейших украинских дистрибьюторских компаний ЗАО «Альба Украина» немногим более года назад. Результат не заставил себя долго ждать: в сентябре 2006 г. на оптовом складе компании в Борисполе была введена в эксплуатацию автоматическая линия формирования мелкооптовых партий медикаментов производства австрийского предприятия «Шефер Пим» (SSI SHAFER PEEM). Это событие стало итогом очередного этапа модернизации складских мощностей «Альба Украина». От момента возникновения идеи до ее воплощения в жизнь прошло 11 мес, с точки зрения европейской практики это достаточно короткий срок для столь масштабного проекта. «Можно образно сказать, что, получив в распоряжение такое оборудование, мы пережили своего рода прозрение, повлиявшее на планирование бизнеса всей компании на ближайшие несколько лет», — говорит директор по продажам ЗАО «Альба Украина» Дмитрий Климок, с которым беседовал корреспондент «Еженедельника АПТЕКА».
Дмитрий Климок
Дмитрий Климок

— Дмитрий Анатольевич, что представляет собой новая автоматическая линия формирования заявок клиентов?

— Автоматическая линия предназначена для быстрого и точного отбора большого количества упаковок лекарственных средств в процессе обработки заказов. Это сложный программно-механический комплекс, управляемый высокопроизводительным компьютерным сервером. Линия состоит из нескольких десятков модулей, каждый из которых имеет определенное число независимых направляющих каналов для товарных позиций. Оператор вводит в компьютерную программу необходимое количество упаковок каждого препарата согласно данным заявок заказчиков, при этом линия автоматически отбирает их и транспортирует при помощи конвейера в специальных контейнерах для окончательной комплектации заказа. Кладовщики должны время от времени пополнять израсходованные упаковки в каналах. Ящики с необходимыми препаратами расположены непосредственно возле линии на гравитационных стеллажах.

В таком музыкальном инструменте, как рояль, струны высокого регистра настраивают при помощи трех регулировочных болтов. В линии «Шефер Пим» только механическая составляющая канала, обслуживающего одну товарную позицию, регулируются по четырем параметрам. Электронные компоненты и программное обеспечение также имеют высокую технологическую сложность. Сервер, обслуживающий алгоритмы работы линии, был собран всемирно известной корпорацией «IBM» по индивидуальному заказу. При его ввозе в страну у ЗАО «Альба Украина» даже возникли некоторые сложности с СБУ, поскольку пришлось доказывать, что этот компьютер не будет использоваться для разработок военного назначения.

В европейских странах практика автоматизации фармацевтических дистрибьюторских складов распространена достаточно широко, однако в Украине эта линия на данный момент является единственной в своем роде.

— Что подтолкнуло компанию «Альба Украина» к приобретению столь дорогостоящего и  инновационного оборудования?

— Так сложилось, что часто именно наша компания первой среди отечественных дистрибьюторов осваивала различные передовые европейские технологии, каждый раз поднимаясь на качественно новый уровень. Так было, например, с внедрением системы планирования и управления ресурсами предприятия ERP (Enterprise Resource Planning), установкой на складах компании гравитационных стеллажей и конвейеров. Познакомившись с европейской практикой работы фармдистрибьюторов, мы увидели, что за рубежом использование автоматических линий для формирования заказов уже стало стандартом, без соблюдения которого рассчитывать на успех в бизнесе очень сложно.

Фармацевтический рынок Украины развивается не менее динамично, чем в странах Западной Европы, и приобретение современного высокотехнологичного комплекса складского оборудования является стратегической инвестицией в будущее компании. ЗАО «Альба Украина» обслуживает большое количество клиентов по всей Украине, причем от многих из них мы получаем по 1–2 заказа ежедневно. Сегодня наша компания гарантирует выполнение любой заявки, поступившей от заказчика до 18:00 текущего дня, в течение 16 ч, то есть до 14:00 следующего дня. Объем каждого заказа достаточно велик, поэтому приходится отбирать большое количество различных товарных позиций по несколько упаковок каждой. Такая динамика уже длительное время является характерной чертой работы оптового склада нашей компании. Благодаря использованию автоматической линии «Шефер Пим» мы получили возможность обрабатывать мелкооптовую заявку практически любого объема в очень короткий промежуток времени: цикл формирования одной заявки на линии составляет около 6 с.

Принимая решение о столь серьезной инвестиции, «Альба Украина» рассматривала различные варианты оплаты; остановились на прямой покупке линии с поэтапной оплатой в процессе выполнения проекта. В данный момент оборудование полностью оплачено и является собственностью компании. Это вторая крупная инвестиция за 2006 г. — несколькими месяцами ранее был открыт новый таможенно-лицензионный склад (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 28 (549) от 24.07.2006 г.). Обе инвестиции проводились преимущественно за счет собственных средств компании без использования кредитов.

— Какими принципами руководствовалась компания при выборе производителя и поставщика автоматической линии?

— При принятии решения о приобретении нового оборудования его стоимость не являлась определяющим фактором. Главными для нас были качество и производительность линии, а также обеспечение поставщиком грамотной разработки его конфигурации. Автоматизация работ существенно влияет на производительность склада, поэтому некорректный расчет конфигурации оборудования может привести к возникновению так называемых узких мест, когда отдельный элемент с наиболее низкой производительностью будет тормозить работу всей системы.

Автоматическая линия формирования заказов «Шефер Пим»
Автоматическая линия формирования заказов «Шефер Пим»

Считаю, что «Альба Украина» не ошиблась в выборе поставщика. В результате продолжительных поисков мы смогли найти всего двух производителей необходимого оборудования и остановили свой выбор на австрийской компании «Шефер Пим». Разработка проекта автоматизации склада, изготовление, монтаж и настройка линии осуществлялись силами поставщика и были проведены на самом высоком уровне. Компания «Шефер Пим» также предоставила специализированное программное обеспечение для управляющего сервера.

Опыт компании «Шефер Пим» оказался просто незаменимым, без ее помощи нам пришлось бы еще долгое время самостоятельно решать различные проблемы. На этапе разработки конфигурации оборудования благодаря поставщику было выявлено и своевременно предупреждено значительное количество возможных узких мест в работе обновленного склада. Мы пришли к выводу, что весь цикл разработки и внедрения комплексного решения по автоматизации работы оптового склада необходимо доверять одной опытной компании, оставляя за ее специалистами возможность сопровождения работ на всех этапах, и внимательно обдумывать все «за» и «против», прежде чем отказаться от их рекомендаций. Фактически каждая автоматическая линия изготовляется по индивидуальному заказу и поэтому в чем-то уникальна, ведь оборудование непрерывно совершенствуется с учетом многолетнего опыта его производителя.

Разработка конфигурации оборудования проходила на протяжении нескольких месяцев, за это время была подготовлена технологическая площадка на складе ЗАО «Альба Украина». Для работы линии необходимы минимальные ресурсы: было произведено выравнивание полов в складском помещении, подведен отдельный кабель электропитания и трубопровод сжатого воздуха. Следует отметить, что наше новое оборудование очень компактное: с первого взгляда создается впечатление, что линия занимает достаточно много места, однако общая экономия производственных площадей на фоне повышения производительности оказалась более чем значительной. Учитывая тот факт, что линия состоит из завершенных элементов, такое оборудование можно размещать даже на складах с относительно небольшим товарооборотом.

— Любое высокотехнологичное оборудование требует соответствующего обслуживания. Будет ли поставщик обеспечивать сервисное обслуживание линии?

— Специалисты компании «Шефер Пим» несколько раз приезжали в Украину для участия в пуско-наладочных работах. Линия была сдана как полностью завершенный проект, готовый к эксплуатации, и это является отличительной чертой европейского стиля ведения бизнеса. Однако этим этапом наше сотрудничество с поставщиком не ограничится, впереди годы совместной работы. ЗАО «Альба Украина» уже работает над проектом полного комплексного переоборудования оптового склада в Борисполе и планирует приобретение аналогичной линии для харьковского регионального подразделения компании.

При приобретении автоматической линии «Альба Украина» заключила с компанией «Шефер Пим» сервис-контракт, который включает поставку необходимого количества запасных частей и подключение к круглосуточно работающей «горячей линии» производителя. Управляющий сервер поддерживает связь с сервисной службой австрийской компании по выделенному каналу двусторонней передачи данных. Таким образом, специалисты «Шефер Пим» осуществляют круглосуточный мониторинг состояния оборудования и при необходимости вносят коррективы в его работу в режиме реального времени непосредственно из своей штаб-квартиры.

Проблемы, возникающие с механической частью, решаются при помощи быстрой замены необходимых модулей линии. При этом для технического обслуживания оборудования нет необходимости привлекать высококвалифицированных инженеров-механиков, поскольку линия практически не нуждается в текущем ремонте — достаточно плановой замены деталей. Для каждого из компонентов линии поставщиком установлен определенный ресурс работы, замена рекомендована при 80% износа. Такой подход в целом противоречит украинской практике, поскольку в нашей стране принято ремонтировать оборудование после его поломки. Однако потери времени и упущенная выгода при простоях линии гораздо больше, чем при профилактике неисправностей.

— Насколько повысилась эффективность работы оптового склада ЗАО «Альба Украина» после нововведения?

— Уже первые месяцы работы продемонстрировали, что автоматическая линия существенно увеличила пропускную способность склада и позволила более рационально использовать трудовые ресурсы. Для ее обслуживания необходимо меньше сотрудников, чем при ручном формировании заказов, но в то же время специалисты должны иметь более высокий уровень профессиональной подготовки. Таким образом, нанимая и обучая грамотных специалистов, компания «Альба Украина» имеет возможность платить соответствующую квалификации заработную плату, и в то же время экономить средства благодаря повышению производительности. Кроме того, правильно настроенная и отрегулированная линия выдает гораздо меньше ошибок, чем это делает человек при работе вручную. Это позволяет минимизировать потери, связанные с человеческим фактором.

Инновационное решение показало, что без увеличения производственных площадей можно существенно повысить производительность склада, и это позволило выявить узкие места в работе, на которые ранее никто не обращал внимания или не придавал им особого значения.

Мы очень благодарны нашим клиентам за терпение и понимание, поскольку им пришлось столкнуться с определенными трудностями. Ведь, кроме прочего, сложность этого проекта заключалась еще и в том, что запуск нового оборудования осуществлялся буквально на ходу без остановки работы склада. Момент введения линии в работу пришелся на сентябрь, а это, как известно, начало периода роста аптечных продаж. При этом часто возникали непредвиденные моменты, однако при помощи австрийских партнеров удавалось устранить все препятствия, хотя это и потребовало от сотрудников компании нескольких недель очень напряженной работы. Наши клиенты должны знать, что все улучшения в работе оптового склада «Альба Украина» в первую очередь направлены на улучшение качества их обслуживания.

— Какое, по вашему мнению, значение имеет успешная реализация первого масштабного проекта автоматизации оптового склада для компании «Альба Украина» и всего фармацевтического рынка нашей страны?

— Автоматизация оптового склада согласно международным стандартам поспособствовала развитию корпоративной культуры компании. Линия стала своеобразным островом европейского формата ведения бизнеса, который постепенно распространяется на остальные подразделения и бизнес-процессы. Сегодня «Альба Украина» стоит на одной ступени с европейскими фармдистрибьюторами. Мы можем гордиться, что наша компания привнесла технологии нового уровня в Украину, однако, как мне кажется, это конкурентное преимущество не позволит нам долгое время владеть пальмой первенства. Благодаря ЗАО «Альба Украина» компания «Шефер Пим» открыла для себя рынок Украины, и многие наши конкуренты уже заинтересованы в приобретении аналогичного оборудования. Через 2–3 года такие линии будут установлены на складах большинства украинских фармдистрибьюторов. Поэтому занимать ведущие позиции на рынке в будущем нам позволит только целенаправленное движение вперед.

ЗАО «Альба Украина» — это компания, которая стремится к постоянному улучшению качества обслуживания клиентов и работает на будущее. Рост фармацевтического рынка Украины является серьезным вызовом для любого дистрибьютора, и мы уже сейчас задумываемся, каким образом «Альба Украина» сможет на высоком уровне обеспечивать его потребности в будущем. Уже точно определено, какие действия по совершенствованию организационной структуры, системы обслуживания клиентов и модернизации складов будут предприняты в ближайшие несколько лет. И серьезность намерений компании относительно дальнейшего успешного развития бизнеса демонстрируют масштабные инвестиции в современный высокотехнологичный склад. Мы всегда готовы к расширению номенклатуры препаратов, чтобы удовлетворить потребности поставщиков, а также и впредь будем работать над улучшением качества и повышением скорости обработки заказов розничных и оптовых клиентов нашей компании.

Опыт автоматизации работы склада оказался весьма положительным. В ближайшем будущем ЗАО «Альба Украина» планирует провести комплексную реорганизацию работы всех подразделений компании с использованием передовых европейских технологий в этой области. Высокотехнологичный склад — это выгодно, это то направление, к которому, по мнению руководства компании «Альба Украина», должен стремиться весь фармрынок Украины. o

Виталий Шевченко, фото автора


Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті