БЕРЕШ® Кальций Плюс D3 — сила одной таблетки!

В конце 2005 г. ассортимент аптечных учреждений в Украине пополнился новым препаратом для профилактики остеопороза и остеомаляции — БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3, входящим в состав продуктового портфеля АО «Береш Фарма». В полной мере отвечая требованиям современного потребителя, наличие такого препарата на полках аптек позволяет не только обеспечить его доступность для целевой группы пациентов, но и принести соответствую­щую выгоду аптеке. И не секрет, что правильно сформированные товарные запасы препаратов во многом предопределяют финансовые результаты работы любого аптечного учреждения. Однако вопрос закупок сравнительно нового на рынке лекарственного средства для любой аптеки стоит достаточно остро. Тем более когда по своим качественным и ценовым характеристикам такой препарат имеет ряд весомых преимуществ. Анализ произведен по данным системы исследования «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Наряду с другими важными функциями практически на всех уровнях метаболизма (обеспечение передачи нервных и мышечно-сократительных импульсов, процессов свертывания крови и др.), кальций со своей мощной кристаллической решеткой является основным химическим элементом скелета — «кристаллической решетки» организма человека (а также всех позвоночных и многих беспозвоночных). Этот важнейший макроэлемент утилизируется костной тканью, идя плотно рука об руку с витамином D3, — ключевым регулятором минерализации костей и зубов, который не зря назван кальциферолом. Недостаток в организме как обоих веществ, так и одного из них (вследствие алиментарного дефицита, сниженной абсорбции/усвоения, повышенной потребности) негативно сказывается на плотности костной ткани со всеми вытекающими отсюда рисками (прежде всего костных переломов), — соответственно, одновременное поступление кальция и витмина D3 представляется клинически логичным. Логику подтверждает и современная мировая практика медицинского использования этой комбинации: следует отметить, что она стоит на активном вооружении клиницистов и отвечает самым современным научным представлениям о профилактике и адъювантном лечении остеопороза и остеомаляции различного генеза (инволютивные изменения, онкологические заболевания, использование кортикостероидов, заместительная гормональная терапия и др.).

Сегодня применение комбинации продолжают активно изучать в мире, что подтверждает ее терапевтическую актуальность. Так, комбинированное применение кальция и витамина D3 существенно по сравнению с плацебо повышает минеральную плотность костей и улучшает показатели сывороточных маркеров костной ткани (Grados F. et al., 2003); способствуя регрессу вторичного сенильного гиперпаратиреоидизма, устраняет снижение минеральной плотности шейки бедра и риск ее перелома (Chapuy M.C. et al, 2002). Особенно у лиц пожилого возраста, гиповитаминоз D3 и недостаточное поступление кальция чреваты нарушением работы паращитовидных желез и развитием вторичного гиперпаратиреоидизма с последующим разрежением архитектоники костей и стремительным, возрастзависимым повышением риска их переломов.

В 1998 г. в докладе экспертного комитета ЕС «Report on Osteoporosis-Action on prevention» были приняты рекомендованные диетические нормы суточного потребления (recommended daily dietary allowances) кальция в зависимости от возраста. Для людей старшего возраста суточная норма потребления кальция (элементарного) составляет 700–800 мг. Рутинное применение у пожилых пациентов с риском остеопороза 700–800 мг кальция и 400-800 МЕ витамина D3 в сутки — это эффективный, безопасный и недорогой способ профилактики остеопоротических переломов (Gennari C., 2001). Никогда, даже в самом преклонном возрасте не поздно начать профилактику перелома шейки бедра с использованием комбинации кальция и витамина D3, поскольку она дает реальный шанс обуздать интенсивность снижения костной массы у таких пациентов (Meuner P., 1996). Не лишним будет также подчеркнуть значимость применения БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3 в профилактических целях у беременных, кормящих грудью, в подростково-юношеский период бурного формирования опорно-двигательного аппарата.

Таблица 1

Дозовые параметры препаратов группы A11J B (таблетки, капсулы), основными активными ингредиентами которых являются кальций (кальция карбонат или другие соли кальция) и витамин D3 (колекальциферол)

Полное название препарата Доза кальция (в пересчете на Са2+), мг Доза витамина D3, МЕ
БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3, «Beres» (Венгрия), табл. п/плен. оболочкой, № 30, 60 600 400
ВИТРУМ® КАЛЬЦИУМ С ВИТАМИНОМ D3, «Unipharm» (США), табл. п/о фл., № 30, 60 500 200
ВИТРУМ® ОСТЕОМАГ, «Unipharm» (США), табл. п/о фл., №30, 60 600 200
ИДЕОС, «Innotech International» (Франция), табл. д/жев., № 30 500 400
КАЛЬЦЕМИН®, «Sagmel» (США), табл. п/о, № 30, 60, 120 250 50
КАЛЬЦИЙ D3 ЦИТРАТ, «Корпорация Артериум» (Украина, Киев), табл. контурн. ячейк. уп., № 20 106 67
КАЛЬЦИЙ-D3 НИКОМЕД ФОРТЕ, «Nycomed» (Норвегия), табл. жев., № 30, 60, 120 500 400
КАЛЬЦИЙ-D3 НИКОМЕД, «Nycomed» (Норвегия), табл. жев. с  апельсиновым вкусом, № 20, 50, 100 500 200
КАЛЬЦИЙ-ОСТЕОВИТ, ОАО «Красная звезда» (Украина, Харьков), капс. контурн. ячейк. уп., № 30 Са цитрат/гидрофосфат — 181,5/140 50
ОСТЕОКЕА, Vitabiotics (Великобритания), табл., № 30 400 100

На украинском рынке представлен ряд препаратов группы A 11 J B, содержащих комбинацию кальция и витамина D3. Здесь целая палитра не только лекарственных форм и дозировок активных ингредиентов, но даже оттенков вкуса. Однако из рассматриваемой нами линейки препаратов, пожалуй, ближе всех к удовлетворению рекомендованной в Европе нормы рутинного применения рассматриваемой комбинации подошла компания «Береш Фарма». Как нетрудно убедиться (табл. 1), среди всех рассматриваемых продуктов, состав препарата БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3 имеет наиболее оптимальное соотношение доз активных ингредиентов — кальция и витамина D3. Поэтому фактически является единственным из своих собратьев по группе A 11 J B, допускающим «золотой» по выполнимости режим приема «1/1» (что отражено в инструкции по медицинскому использованию).

Конечно, это применимо прежде всего к основному показанию (первичная профилактика остеопороза и остеомаляции); в большинстве же случаев адъювантной терапии дозу придется повысить до максимальной суточной — 2 таблетки в день (которые, впрочем, также можно принимать один раз в день). Кстати говоря, доза двух таблеток — 1578 мг х 2 = 3156 мг, — достигает уровня, рекомендованного еще более авторитетным источником, а именно Всемирной организацией здравоохранения, которая определяет установленную суточную дозу (defined daily dose — DDD) кальция карбоната на уровне 3 г (в пересчете на ионизированный кальций — 500 мг; АТС Index with DDDs, 2006). Таким образом, в контексте комплаентности терапии применение препарата БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3 по двум основным показаниям может рассматриваться как предпочтительное.

А что же ценовые, другие рыночные параметры препарата, из которых слагается его маркетинговый потенциал?

Следует отметить, что БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3 является достаточно новым препаратом для отечественного потребителя. Будучи выведенным на рынок всего лишь в декабре 2005 г., он уже успел завоевать приверженность многих покупателей благодаря своим качественным характеристикам. При этом для любого аптечного учреждения выгода от продажи этого лекарственного средства (ЛС) определяется не только его фармакотерапевтической ценностью — многое зависит от ценовых характеристик препарата, правильного позиционирования, степени участия компании-производителя в его продвижении и общих тенденций развития рынка.

Давайте детально рассмотрим один из вариантов формирования товарных запасов БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3. Для проведения анализа были использованы сведения об объемах аптечных продаж препаратов группы АТС-классификации четвертого уровня A11J B «Витамины в комбинации с минералами», выпускаемых в форме таблеток или капсул, основными активными ингредиентами которых являются кальций (кальция карбонат или другие соли кальция) и витамин D3 (колекальциферол) (см. табл. 1). Такие препараты были объединены в одну конкурентную группу. Согласно рассчитанным показателям розничной стоимости 1 таблетки/капсулы, экспертным путем были установлены границы низко-, средне- и высокостоимостной ниш (табл. 2). Методология определения ценовых ниш соответствует приведенной в «Еженедельнике АПТЕКА» № 21 (442) от 31 мая 2004 г.

Препарату БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3 в данном распределении отведено место в среднестоимостной нише, что свидетельствует о его доступности для многих пациентов. При этом следует учитывать, что необходимая дозировка кальция карбоната, которая обеспечивает достижение терапевтического эффекта при однократом применении препарата в сутки, обеспечивает и невысокую стоимость 1 дня лечения БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3 наряду с другими препаратами конкурентной группы.

В целом же именно среднестоимостным препаратам этой конкурентной группы отведена максимальная доля как в денежном, так и в натуральном выражении в структуре объемов продаж (более 75%), что свидетельствует о высоком уровне спроса на такие ЛС и изначально во многом определяет маркетинговые перспективы препарата на рынке.

Таблица 2

Границы ценовых ниш препаратов конкурентной группы

Ниша Средневзвешенная розничная стоимость 1 таблетки/капсулы в упаковке
Нижняя граница Верхняя граница
Низкостоимостная 0 грн. 25 коп. 0 грн. 35 коп.
Среднестоимостная 0 грн. 36 коп. 0 грн. 65 коп.
Высокостоимостная 0 грн. 66 коп. 0 грн. 85 коп.

Отметим также, что в общем объеме аптечных продаж препаратов группы A11J B доля конкурентной группы препаратов составляет практически 90% в денежном и 85% в натуральном выражении. При этом, как свидетельствуют приведенные графические данные, продажи препаратов конкурентной группы стремительно увеличиваются (рис. 1). А темпы прироста объемов реализации таких ЛС в денежном и натуральном выражении опережают таковые рынка аптечных продаж ЛС в целом (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 33 (554) от 28 августа 2006 г.). Так, по итогам первых 6 мес 2006 г. объем реализации препаратов исследуемой конкурентной группы относительно аналогичного периода 2005 г. увеличился на 46,5% в денежном и 52,0% в натуральном выражении. А поскольку этой группе препаратов свойственна достаточно ярко выраженная тенденция к увеличению объемов продаж в осенне-зимний период, по итогам II полугодия 2006 г. следует ожидать еще большего повышения спроса на такие ЛС.

Динамика объемов аптечных продаж конкурентной группы препаратов в денежном выражении в январе 2005 г. — июне 2006 г.

Рис. 1. Динамика объемов аптечных продаж конкурентной группы препаратов в денежном выражении в январе 2005 г. — июне 2006 г.

Для того чтобы помочь специалистам отделов закупок в планировании товарных запасов БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3 в условиях стремительного повышения спроса, необходимо детальнее рассмотреть, каким же образом продаются препараты исследуемой конкурентной группы в разных категориях аптечных учреждений (аптеки, пункты, киоски) с различными финансовыми и территориальными характеристиками. Для проведения анализа использованы данные об объемах продаж ЛС конкурентной группы препаратов, отнесенных к среднестоимостной нише, только за июнь 2006 г., как наиболее приближенные к будущим периодам. При этом уже в октябре текущего года следует ожидать существенного увеличения объемов продаж таких препаратов.

Приведенные данные минимального и максимального количества проданных упаковок конкурентной группы препаратов, относящихся к среднестоимостной нише, в различных категориях торговых точек (ТТ), сгруппированных по объемам выручки в июне 2006 г. свидетельствуют о неравномерном распределении объемов их продаж (рис. 2). Видно, что, например, в группе ТТ с выручкой от 100 до 150 тыс. грн. одна из них реализовала всего 1 упаковку, тогда как другая смогла продать 53 упаковки таких ЛС. В среднем по группе этот показатель составил 14,5 упаковок. Следовательно, практически каждая из ТТ с выручкой от 100 до 150 тыс. грн. способна реализовать 14–15 упаковок таких препаратов в месяц в весенне-летний период. В случае с ТТ, где был зафиксирован минимальный объем продаж препаратов конкурентной группы, такая ситуация скорее связана с ограниченностью товарных запасов. А ведь для аптеки — это упущенная выгода! При этом в среднем объем продаж ЛС конкурентной группы увеличивается с увеличением ежемесячной выручки ТТ.

Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок среднестоимостных препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки, в июне 2006 г.

Рис. 2. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок среднестоимостных препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки, в июне 2006 г.

Интересно, что среднее количество проданных упаковок препаратов исследуемой конкурентной группы в разрезе различных категорий ТТ (аптеки, аптечные пункты, киоски) практически одинаково. Выделяются из общей картины только ТТ с выручкой более 150 тыс. грн., где в среднем одна аптека продает таких ЛС практически в 4 раза больше, чем аптечный киоск и в 1,7 раза больше, чем аптечный пункт. Это необходимо учитывать при формировании товарных запасов таких препаратов.

Незначительно отличаются показатели среднего количества проданных упаковок таких препаратов в разрезе различных категорий населенных пунктов (рис. 3). Однако наибольшие показатели среднего количества проданных упаковок ЛС конкурентной группы сконцентрированы в городах с населением менее 700 тыс. человек.

Среднее количество проданных упаковок среднестоимостных препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки, с учетом категорий населенных пунктов в июне 2006 г.

Рис. 3. Среднее количество проданных упаковок среднестоимостных препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки, с учетом категорий населенных пунктов в июне 2006 г.

Основываясь на проведенном анализе конкурентной группы препаратов, приводим наши рекомендации относительно количества упаковок БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3, которые могут быть проданы одной ТТ с определенными финансовыми и территориальными характеристиками за месяц в осенне-зимний период (табл. 3). Естественно, что при формировании товарных запасов этого препарата следует учитывать индивидуальные особенности работы аптечного учреждения (например, глубину товарного ассортимента) и макроэкономические показатели развития региона.

Таблица 3

Рекомендации по объему месячного товарного запаса БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3 (упаковок) в ТТ с различными финансовыми и территориальными характеристиками в осенне-зимний период

Тер. характеристика Население (тыс. чел.)
<100 100–700 700–2000 Киев
Фин. характеристика Не менее Не менее Не менее Не менее
Аптечные учреждения с выручкойдо 50 тыс. грн. 1–2 1–2 1–2 1–2
от 50 до 100 тыс. грн. 2–3 2–3 1–2 1–2
от 100 до 150 тыс. грн. 2–3 3–4 2–3 2–3
от 150 до 250 тыс. грн. 3–4 3–4 2–3 2–3
более 250 тыс. грн. 4–6 5–7 5–7 4–6

Современное развитие фармацевтического рынка Украины требует от его участников своевременного принятия правильных решений. Одним из таковых в бизнесе каждой аптеки является использование радикально нового подхода к управлению закупками, основанного на точных аналитических данных. Особенно важен такой подход в процессе формирования столь молодого на рынке препарата, как БЕРЕШ® КАЛЬЦИЙ ПЛЮС D3 , силы 1 таблетки которого в день достаточно, чтобы поднять больного на ноги! o

Екатерина Кармалита, Филипп Снегирев

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті