mHealth-приложения: новые тенденции и наиболее перспективные направления

Начало 2010-х годов ознаменовалось настоящим бумом в сфере разработки различных приложений, в том числе в сфере mHealth. Это направление продолжает активно развиваться, привлекая все больше новых разработчиков и расширяя сферы применения. О том, чего удалось достичь в сфере mHealth-приложений за последние годы и какие вызовы стоят сегодня перед разработчиками mHealth-приложений, и пойдет речь далее.

Согласно данным отчета «mHealth App Developer Economics 2016» аналитической компании «Research 2 Guidance» популярность mHealth-приложений не утихает. По крайней мере, продолжают появляться все новые и новые разработки в этой сфере. Тем не менее, в разрезе спроса рынок mHealth-приложений демонстрирует признаки насыщения.

Созданием mHealth-приложений сегодня активно занимаются не только компании, специализирующиеся на этом виде деятельности, и IT-компании, но и фармацевтические, страховые и консалтинговые компании, производители медицинских изделий, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и пр. (рис. 1). Тем не менее, разработчики, не связанные со сферой здравоохранения, представляют собой большинство — 51%, а доля разработчиков в сфере здравоохранения составляет 28%. При этом сегментация разработчиков-новичков также демонстрирует превалирование компаний, не связанных со сферой здравоохранения. Так, фармацевтические компании, компании, занимающиеся медицинским страхованием, и ЛПУ представляют собой лишь миноритарную долю среди всех разработчиков mHealth-приложений.

Тем не менее, около 85% всех разработчиков mHealth-приложений консультируются со специалистами сферы здравоохранения, хотя этот показатель несколько ниже по сравнению с таковым в 2015 г. — 96%. Еще 11% разработчиков mHealth-приложений отмечают, что не консультируются с профессионалами сферы здравоохранения.

Что касается размеров компаний, которые представлены на рынке mHealth-приложений, следует отметить, что на долю стартапов, в которых задействованы 1–2 человека, приходится в последние годы 8–16%, в этом году упомянутый показатель составил 13%. При этом доля компаний-разработчиков, штат которых насчитывает более 100 сотрудников, увеличилась на 3% и достигла 39%.

Рис. 1
Удельный вес различных типов компаний, занимающихся разработкой mHealth-приложений*
Удельный вес различных типов компаний, занимающихся разработкой mHealth-приложений*

Всего за 4 года количество загрузок приложений mHealth в мире практически удвоилось (рис. 2). Ожидается, что этот показатель в 2016 г. достигнет 3,2 млрд. При этом прирост по сравнению с 2015 г. может составить около 7%. Аналогичная тенденция характерна и для приложений из других категорий на рынке и отражает тот факт, что увеличение количества совместимых устройств (планшеты, смартфоны и пр.), на которые можно загрузить приложение, также замедлилось в большинстве западных стран.

Большинство (53%) разработчиков отмечают, что количество загрузок их mHealth-приложений по итогам 2015 г. не превышало 5 тыс., в то же время доля разработчиков, чьи приложения загрузили более 100 тыс. раз, составила 14%.

Рис. 2
Количество загрузок mHealth-приложений в 2013–2015 гг. и прогноз на 2016 г. с указанием темпов прироста*
Количество загрузок mHealth-приложений в 2013–2015 гг. и прогноз на 2016 г. с указанием темпов прироста*

Конкуренция в сегменте mHealth-приложений со стороны разработчиков (количество приложений) повышается быстрее, чем спрос (количество загрузок этих приложений). С начала прошлого года общее количество mHealth-приложений, представленных в основных магазинах приложений по всему миру, возросло на 100 тыс. до 259 тыс. приложений, увеличившись на 57%. Этот впечатляющий рост базируется на 3 основных событиях: увеличивающееся количество разработчиков mHealth-приложений, возросшее значение мультиплатформенной публикации приложений, а также расширение существующих портфелей mHealth-приложений.

Количество компаний, публикующих mHealth-приложения, увеличилось настолько существенно, что превысило темпы прироста количества загрузок приложений. Так, с начала 2015 г. около 13 тыс. новых разработчиков mHealth-приложений вышли на рынок. Таким образом, в настоящее время на рынке присутствуют 58 тыс. разработчиков.

Тем не менее, количество компаний, которые только планируют вывести на рынок свой первый продукт в сегменте mHealth-приложений, продолжает оставаться достаточно большим, что свидетельствует о наличии тенденции к дальнейшему увеличению количества разработчиков mHealth-приложений. Как следствие, это сделает конкуренцию в исследуемом сегменте еще более острой, станет еще тяжелее «выделиться из толпы», чтобы достичь существенных показателей количества загрузок. Учитывая, что сегодня на рынке mHealth появляются сотни новых приложений в день, компаниям целесообразно рассматривать запуск нового mHealth-приложения как лонч уже знакомого потребителю продукта на насыщенном рынке.

Большинство новых mHealth-приложений опубликованы на базе платформы iOS, которая по-прежнему является основной платформой, использующейся разработчиками mHealth-приложений.

В магазинах приложений, публикующих приложения на базе iOS и ее близкого конкурента Android, опубликовано больше приложений, чем во всех остальных магазинах вместе взятых. Google Play (Android) в настоящее время предоставляет возможность для скачивания 105 тыс. mHealth-приложений в сфере здравоохранения, фитнеса и других медицинских категорий (Health & Fitness and Medical categories), в то время как в Apple App Store (iOS) представлено 126 тыс. mHealth-приложений. Другие платформы представлены в значительно меньшей степени. Тем не менее, платформы, позволяющие закачивать приложения для Windows Phone, HTML5 и Blackberry, в этом году увеличили количество mHealth-приложений на 25% по сравнению с прошлым годом.

Мультиплатформенная публикация mHealth-приложений стала нормой

Значительная часть mHealth-приложений опубликована сразу на нескольких платформах. Так, 75% разработчиков в сфере mHealth создают свои приложения на обеих платформах — iOS и Android. Мультиплатформенная разработка является более значимой для создателей приложений в HTML5 и Windows Phone. Большинство приложений, разработанных на этих платформах второго эшелона, в первую очередь развиваются на Android и/или iOS. Только 1% разработчиков Windows Phone и HTML5 работают исключительно на своих основных платформах. В отличие от них, Android и iOS имеют более высокую долю эксклюзивных разработчиков. Так, например, 5% mHealth-приложений разработаны исключительно для платформы IOS и 7% — для Android.

Доля mHealth-разработчиков, которые пуб­ликуют свои приложения на трех платформах, варьирует в пределах 14–16% для iOS, Android и Windows Phone и 25% для iOS, Android и HTML5.

Несмотря на повышение уровня конкуренции на рынке mHealth-приложений, 32% всех разработчиков в этой сфере являются новичками, выпустив свои первые приложения, начиная с 2015 г. (январь 2015 — март 2016 г.) (рис. 3).

Рис. 3
wpid-mhealth03_fmt
Удельный вес компаний, выпустивших свои первые mHealth-приложения до 2009 г., в 2009–2015 гг.*

Выбор платформы новичками аналогичен таковому разработчиков mHealth-приложений с опытом. Операционная система Android становится все более популярной — ее выбирают 86% новичков по сравнению с 81% для iOS. Тем не менее, 15% выпускают свой первый продукт на базе Windows Phone, а 19% — на базе HTML5.

Наиболее заметное различие между 2016 и прошлым годом заключается в некотором увеличении доли приложений, разработанных на одной платформе. Так, 10% новичков разрабатывали свои mHealth-приложения исключительно на базе Android, 7% — на iOS, 2% — на HTML5 и 0% — на Windows Phone. Тем не менее, разработка мультиплатформенных (в основном на Android и iOS) mHealth-приложений стала нормой даже для новичков.

Начиная с прошлого года, опытные разработчики mHealth-приложений продолжили дальнейшее усовершенствование своих продуктовых портфелей. Доля компаний, которые имеют в своем портфеле 2–10 mHealth-приложений, увеличилась до 64% (по сравнению с 59% в 2014 г.). Кроме того, доля компаний «одного приложения» сократилась до 16% (по сравнению с 30% в 2014 г.).

В отличие от предыдущих годов, сейчас разработчики широко используют API (application programming interface, интерфейс программирования приложений) для соединения их приложений с другими приложениями, сенсорами и агрегаторами данных. Так, в 2016 г. 58% разработчиков сообщили о том, что используют в своей работе API по сравнению с 42% в прошлом году.

mHealth-приложения — золотая жила для избранных

Согласно результатам опроса, проведенного компанией «Research 2 Guidance», большинство разработчиков mHealth-приложений не удовлетворены финансовыми результатами своей деятельности. Так, 45% разработчиков не удалось получить доход от mHealth-приложений по итогам 2015 г. Еще у 17% разработчиков доход не превысил 10 тыс. дол. США. В целом 79% разработчиков отметили, что доход от mHealth-приложений по итогам 2015 г. составил менее 100 тыс. дол., что, тем не менее, ниже, чем в предыдущем году, когда этот показатель составил 84%. Доход в размере 100 тыс. – 1 млн дол. по итогам 2015 г. получили 13% разработчиков, 1–5 млн дол. — 5%, 5–10 млн дол. — 1%, и более 10 млн дол. удалось заработать 2% разработчиков.

Также следует отметить, что большинство представителей рынка mHealth-приложений рассматривают в качестве ключевого плательщика компании, занимающиеся медицинским страхованием, однако последние пока что не оправдывают возложенных на них надежд.

Примечательно, что среди компаний, получивших доход менее 10 тыс. дол., преобладают новички в этой сфере. Так, в среднем компании, доход которых по итогам 2015 г. превысил 10 тыс. дол., присутствуют на рынке на 2 года больше, чем те, доход которых оказался ниже. Традиционные источники дохода для разработчиков приложений, такие как In-App-Purchase (приобретение виртуальных товаров внутри приложения, например игровой валюты, новых уровней, игровых предметов и т.д.), плата за загрузку приложения или доход от размещения рекламы в приложении (In-App-Advertising, IAA) являются основным источником дохода только для 4–10% разработчиков mHealth-приложений. Для многих ключевым источником дохода является продажа лицензии на разработанную ими технологию (15%) или даже разработка сервисов для третьих лиц (14%). При этом доход от продажи лицензии основной именно для компаний, доходы которых в 2015 г. превысили 1 млн дол. Эти компании также широко используют такие источники дохода, как плата за разработку, продажа услуг и спонсорские взносы. Продажа различных девайсов является основным источником доходов для 8% разработчиков mHealth-приложений.

Так, ожидается, что объем рынка сервисов, связанных с mHealth-приложениями, в 2016 г. достигнет 12,5 млрд дол. Он будет сформирован такими 5 основными источниками:

1. Выручка от услуг: доход, который получает компания от дополнительных услуг, связанных со здоровьем. Эти услуги обычно включают обслуживание серверов, групп медицинского персонала, которые проводят консультации пациентов, а также лиц, заинтересованных в персонифицированной медицинской помощи. Услуги также могут включать простой цифровой контент, который может быть получен пользователем приложения, например план тренировок.

2. Доходы от продажи устройств: выручка за счет продажи оборудования, связанного с работой приложения. Это могут быть датчики для специфического медицинского устройства, предназначенного для использования вместе с приложением.

3. Доход от трансакций: доход, который получает компания от продажи лекарственных средств или медицинских изделий с помощью приложения.

4. Платная загрузка: доход от первоначальной загрузки приложения.

5. Доход от рекламы: доход, который получает компания от продажи рекламного пространства внутри приложения.

Большая часть доходов в настоящее время генерируется за счет продажи устройств, которые совместимы с mHealth-приложениями. Как ожидается, эта ситуация будет меняться в течение следующих 5 лет, однако тенденция роста рынка продолжится.

Точка приложения усилий и вектор на будущее

Ожидается, что ежегодный прирост объема продаж на рынке mHealth-приложений составит 15% до 2020 г., что позволит рынку достичь общей капитализации в 31 млрд дол. Согласно прогнозам в 2020 г. в мире будет насчитываться 2,2 млрд пользователей, загрузивших mHealth-приложение хотя бы единожды, из них 551 млн будут активными пользователями. Ожидается, что в 2020 г. основным гаджетом, для которого будут разрабатываться mHealth-приложения, станут смартфоны. Что же ждет рынок mHealth-приложений в 2020 г.?

В настоящее время наиболее популярными среди разработчиков mHealth-приложений являются такие направления, как создание продуктов для пациентов с хроническими заболеваниями, лиц, которые следят за своим здоровьем и занимаются спортом, врачей, ЛПУ, родителей/родственников пациентов и компаний, работающих в сфере медицинского страхования. Разработчики mHealth-приложений фокусируют свое внимание на пациентах с хроническими заболевания­ми с целью улучшить их ведение врачом и тем самым уменьшить расходы на лечение.

Однако если говорить о наиболее перспективных терапевтических направлениях в течение ближайших 5 лет, то большинство разработчиков mHealth-приложений (73% респондентов) сходятся на мысли, что таким направлением станет сахарный диабет, 2-ю позицию удерживает ожирение, 3-ю — артериальная гипертензия.

При этом наиболее популярными функция­ми, как ожидают разработчики mHealth-приложений, в ближайшие 5 лет станут мониторинг, диагностика и управление состоянием здоровья пациента, медицинские консультации и запись медицинских данных.

Таким образом, одна из основных причин, мотивирующих компании выходить на этот рынок или расширять свое присутствие, связана с ожиданиями, которые были построены вокруг прогнозируемого объема рынка mHealth -приложений. Однако ситуация может снова измениться в ближайшие годы. Тем не менее, учитывая значительный рост объема рынка mHealth-приложений за последние 7 лет, можно говорить о его больших перспективах.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»,
по материалам research2guidance.com,
mhealthintelligence.com

*По данным отчета «mHealth App Developer Economics 2016» аналитической компании «Research 2 Guidance».
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті