Быть сильной международной фармацевтической компанией. Что это означает сегодня?

Современная крупная фармацевтическая компания — крайне сложная организация, деятельность которой распространяется далеко за пределы страны или региона. Исключительно много средств инвестируется в исследования и разработки (R&D), так что по этому показателю фармация занимает одно из первых мест (The 2006 R&D scoreboard; UK department of trade and industry). Довольно непростыми, различающимися от страны к стране, являются требования регуляторных органов в этой области; существует и финансовое давление правительств, стремящихся снизить затраты на лекарственные средства. Это требует исключительно продуманных и четких тактических решений в деятельности компаний. Наконец, по уровню социальной ответственности фармацевтическая отрасль вообще не имеет себе равных с учетом огромного влияния новых лекарственных средств на качество и продолжительность жизни. Все вышеперечисленное почти в равной степени касается генерических и инновационных компаний, тем более что характер деятельности сильнейших из них во многом совпадает. Итак, каковы основные черты такой генерической комании с сильными позициями на мировом рынке, как «Ranbaxy»?

БЫСТРОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ДОСТУПНЫМИ ПРЕПАРАТАМИ

«Ranbaxy» — интегрированная, основанная на исследованиях международная фармацевтическая компания, производящая широкий спектр доступных по цене генерических лекарственных средств. Компания занимает очень активную позицию в обеспечении как можно более быстрого, с соблюдением прав патентной защиты, доступа пациентов к качественным лекарственным средствам с доказанной биоэквивалентностью инновационным по доступной цене. Так, в 2005 г. на рассмотрение в Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) были поданы 26 сокращенных заявок на получение разрешения на маркетинг, причем значительная часть из них — с указанием статуса патентной защиты согласно IV пункту, то есть касается первых генерических препаратов на рынке (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 34 (555) от 4.09.2006 г.). Столь же активную позицию в выведении новых препаратов компания занимает и в Европе, где за 2005 г. были поданы 52 заявки. Только 1 день понадобился для осуществления лонча препарата сертралина в каждой из 7 стран — членов ЕС, включая Германию, Францию и Великобританию. Как сообщает «Ranbaxy», во Франции она представляет 100% препаратов с действующими веществами из топ-20 по объему продаж в составе соответствующих лекарственных средств и 90% — из топ-40. Вот только несколько свежих примеров.

21 декабря 2006 г. FDA выдало разрешение на маркетинг препарата симвастатина компании «Ranbaxy» в таблетках по 5, 10, 20 и 40 мг. Симвастатин (80 мг) появился на рынке США еще в июне 2006 г., причем ему предоставлена 180-дневная рыночная эксклюзивность.

Рис. 1. Обширный портфель разнообразных препаратов
Рис. 1. Обширный портфель разнообразных препаратов

Рис. 3. Сбалансированное географическое присутствие
Рис. 3. Сбалансированное географическое присутствие

3 ноября получено условное одобрение FDA (маркетинг препарата не начинают до тех пор, пока не истечет срок патентной защиты или рыночной эксклюзивности инновационного продукта) цетиризина гидрохлорида в форме сиропа.

В конце октября стало известно, что «Ranbaxy» успешно оспорила действие двух патентов на инновационный препарат аторвастатина компании «Pfizer» в Испании. Ранее оспорены от 1 до 2 патентов в Норвегии, Великобритании, Австрии, Голландии и США по причине недостаточных новизны и изобретательского уровня. 20 декабря был успешно оспорен соответствующий патент в Австралии, что приближает выведение генерического препарата аторвастатина на рынки этих стран.

С июля по сентябрь было получено разрешение на маркетинг FDA со 180-дневной маркетинговой эксклюзивностью комбинированного препарата лоперамида и симетикона (по 2/125 мг в форме таблеток), условное одобрение — рисперидона, а также разрешение на маркетинг фуросемида в форме таблеток по 20, 40 и 80 мг.

Преимущество продуктового портфеля «Ranbaxy» — его разнообразие, причем не только за счет «первых» генериков в новых терапевтических областях, но и «супергенериков» — в новых лекарственных формах с использованием инновационных технологий высвобождения (рис. 1).

ГЛОБАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

Рис. 2. Широкий региональный охват
Рис. 2. Широкий региональный охват

В настоящее время компания сотрудничает с клиентами в более чем 125 странах, при этом в 49 работают представительства; растет сеть филиалов, совместных предприятий и альянсов. Из 25 ведущих рынков мира «Ranbaxy» присутствует со своими продуктами на 23. При этом 82% объема продаж обеспечиваются топ-10 мировых рынков, и США, Япония, Германия, Франция, Великобритания — это те 5 стран, которые обеспечивают наиболее весомый вклад. В 2005 г. в Бразилии, России, Украине, Беларуси, Индии, Китае (BRIC) было получено почти 30% объема продаж в денежном выражении (рис. 2).

Географическое присутствие компании характеризуется сбалансированностью благодаря охвату рынков как развитых, так и развивающихся стран, а также деятельности в Японии (второй по объему продаж рынок компании), где генерический сектор только начинает развиваться (рис. 3). Большое значение имеют налаженная сеть дистрибьюции: так, в США практически каждая аптека имеет в своем ассортименте хотя бы 1 продукт «Ranbaxy», сообщает компания, получавшая награды от таких именитых оптовых оператов рынка, как «Wall-Mart», «Cardinal Health» и др.

ОБЪЕДИНЕНИЯ — ИСТОЧНИК РОСТА

«Ranbaxy» продолжает использовать слияния и присоединения (M&A) как источник неорганического роста компании. В 2006 г. осуществлено 8 крупных M&A, из которых 6 — за пределами Индии:

  • «Terapia» — крупнейшая независимая румынская генерическая компания;
  • подразделение компании «Senetek Plc», занимающееся запатентованными одноразовыми устройствами для выполнения инъекций самим пациентом;
  • генерический бизнес «Allen S.p.A», итальянского подразделения «GlaxoSmithKline»;
  • генерическая компания «Ethimed NV» (Бельгия);
  • «Mundogen», генерический бизнес компании «GlaxoSmithKline» в Испании;
  • «Be-Tabs Pharmaceuticals (Pty) Limited», 5-я генерическая компания в Южной Африке, занимающая лидирующие позиции по темпам развития; является крупнейшим производителем препаратов пенициллина в стране.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Соответствующие требованиям GMP производственные участки компании, выпускающие активные фармацевтические ингредиенты и готовые лекарственные средства, разбросаны по всему миру. Второй по значимости страной расположения производственных мощностей для компании являются США, где находятся 4 предприятия.

Прекрасно организованное производство и R&D позволяет выпускать широкий спектр генерических препаратов, «супергенериков», активных фармацевтических ингредиентов и вспомогательных веществ. В портфеле «Ranbaxy» — более 25 глобальных брэндов, в том числе препараты амоксициллина/клавулановой кислоты, ципрофлоксацина (ЦИФРАН и ЦИФРАН OD), цефалексина, симвастатина (СТОРВАС), изотретиноина, цефаклора, кларитромицина (КЛАБАКС DD), цефподоксима проксетила, кеторолака (КЕТАНОВ) и др.

В декабре 2006 г. украинское представительство посетил недавно приступивший к выполнению своих обязанностей президент глобального фармацевтического бизнеса «Ranbaxy» Питер Бурема (П.Б.) . П. Бурема (знакомый читателю «Еженедельника АПТЕКА» по прошлым публикациям — см. № 31 (302) от 13.08.2001 г., № 46 (417) от 1.12.2003 г. и № 24 (495) от 20.06.2005 г.) и Алок Батра (А.Б.), глава представительства компании «Ranbaxy» в Украине, побеседовали с корреспондентом «Еженедельника АПТЕКА».

— Господин Бурема, расскажите, пожалуйста, как изменилась сфера вашей ответственности со вступлением в новую должность?

— Компания «Ranbaxy», где я работаю вот уже 6 лет, растет, в ее структуре появляются новые подразделения. Недавно я был назначен на должность президента глобального фармацевтического бизнеса «Ranbaxy», и четыре крупные подразделения, отвечающие за работу компании в разных регионах мира, попали в мою зону ответственности. Для меня это большая честь, и я благодарен сотрудникам компании за оказанное доверие. Раньше я непосредственно курировал работу украинского представительства, а теперь его глава будет подчиняться региональному директору по Индии и странам СНГ. Поэтому, если раньше я посещал Украину 3 раза в год, то теперь мне придется делать это реже. Я говорю об этом с сожалением, потому что мне нравится Украина, и я высоко оцениваю работу представительства. Успехи, достигнутые «Ranbaxy» в Украине, свидетельствуют о том, что мы идем верным путем с командой профессионалов. В дальнейшем внимание к деятельности украинского представительства, оправдывающей ожидания руководства компании, ослабевать не будет.

— Чем объясняются успехи в  деятельности компании в нашей стране?

— Украина — один из самых успешных регионов для компании «Ranbaxy», что достигается, прежде всего, благодаря профессионализму и личному вкладу каждого из сотрудников. Деятельность руководителя много значит для любой организации, и г-н Батра собрал прекрасную команду компетентных, квалифицированных, высоко мотивированных специалистов, создав к тому же доброжелательную атмосферу в коллективе, где работают напряженно, но с удовольствием. Удачный выбор необходимых для здравоохранения продуктов и правильная маркетинговая политика обеспечили появление успешных брэндов. Многое сделано для построения благоприятного имиджа компании и налаживания сотрудничества с врачами, фармацевтами, другими участниками рынка. Так что динамичным развитием в Украине, опережающим по темпам многие другие регионы, компания обязана и своим клиентам.

— Чем украинский рынок отличается от других?

— Я полагаю, что в сфере обращения лекарственных средств Украина слишком медленно движется к принятию европейских требований, которые обеспечивают качество препаратов. «Ranbaxy» соблюдает эти требования, проводит разработку и создает регистрационные досье на высоком современном уровне, позволяющем получать разрешения на маркетинг в США и Европе. Характерно значительное присутствие в структуре украинского рынка брэндированных препаратов, в отличие от других стран, где основным покупателем лекарственных средств является государство. В некоторых случаях это даже хорошо для пациента, поскольку врач имеет возможность выбрать высококачественный препарат. Чтобы рассчитывать на успех, компания должна предложить потребителю продукт, обладающий существенными преимуществами. Сегодня подобная ситуация отмечена и на других рынках Восточной Европы — польском, венгерском. Как я уже говорил, мы не считаем, что это плохо.

— Как современная генерическая компания реализует свою миссию в здравоохранении?

— Мы видим свою задачу в расширении возможностей оказания медицинский помощи благодаря качественным и доступным по цене лекарственным средствам. Мы постоянно расширяем портфель препаратов, преимущественно за счет тех, которые характеризуются растущим спросом. Объемы продаж лекарственных средств, в которых действительно нуждается здравоохранение, увеличиваются очень быстро. Так, в связи с повышением внимания к возможностям профилактической медицины статины применяют все более широко, и «Ranbaxy» занимает лидирующие позиции в генерическом сегменте этого рынка. Недавно, стремясь улучшить экономическую доступность аторвастатина в разных странах, компания успешно оспорила действие 2 патентов на оригинальный препарат в Испании. В ряде других стран компания также добилась серьезных результатов в этом отношении. Кроме того, «Ranbaxy» является одним из крупнейших в мире производителей симвастатина и, к примеру, в США ей принадлежат 60% объема рынка симвастатина по 80 мг в денежном выражении. Это — первый генерический препарат симвастатина с такой силой действия на американском рынке, и ему предоставлена рыночная эксклюзивность на 180 дней.

— Как «Ranbaxy» встречает ужесточение требований к регистрационным материалам и  соблюдению патентной защиты?

— Повышение требований к регистрационным материалам — необходимый элемент обеспечения качества ВСЕХ лекарственных средств. Что касается патентов, инновации должны быть вознаграждены, и «Ranbaxy», формируя портфель продуктов, не нарушает патентной защиты. Той же благой цели служит и рыночная эксклюзивность. Совсем другой оценки заслуживает так называемое озеленение (evergreening) — получение инновационной компанией одного патента за другим относительно разных характеристик одного и того же продукта.

Вступление в ВТО позволяет компаниям с сильным экспортным потенциалом полнее использовать его, и для «Ranbaxy» это очень важно. Благодаря знанию специфики многих рынков и соответствующему опыту, «Ranbaxy» является достойным партнером многих крупных международных компаний, таких как «sanofi-aventis», по контракту с которой осуществляется совместный маркетинг вакцин. В то же время, к примеру, компания «Bayer AG» лицензировала у «Ranbaxy» препарат ципрофлоксацина продленного действия, получив право представлять его на рынках Европы и США. Это — примеры удачного сотрудничества благодаря политике открытости, в том числе со стороны государства.

— Вероятно, изменения, которые следуют за вступлением в ВТО, изменяют условия конкуренции и на индийском рынке…

— Индийский рынок — высококонкурентная среда, здесь присутствуют около 20 тыс. производителей химико-фармацевтической продукции. Причем среди них есть как крупные и сильные международные игроки, гарантирующие качество своей продукции, так и мелкие компании, которые не предприняли необходимых шагов в этой области. И в этом заключается серьезная проблема, поскольку некачественная продукция таких недостаточно ответственных производителей, которых к тому же очень много, бросает тень на все индийское фармацевтическое производство. В самой Индии «Ranbaxy» не представляет весь свой портфель продуктов, и там они не являются дешевыми. Иначе и быть не может, поскольку высокий уровень производства и гарантии качества связаны с большими затратами. Но врачи и пациенты знают о преимуществах этих препаратов и выбирают именно их во многих случаях.

— Какое место в работе «Ranbaxy» занимают исследования и разработки?

— R&D являются важной частью деятельности «Ranbaxy», при этом их точкой приложения является как разработка генериков, так и создание инновационных препаратов. Быть первой компанией, разработавшей генерический препарат, совсем не просто. Это не значит сделать копию: наши химики создают новые формы действующего вещества, разрабатывают различные комбинации вспомогательных веществ, комбинированные препараты, используют возможности разных лекарственных форм, в том числе инновационных. «Ranbaxy» выделяет около 7% объема продаж на R&D, и эта доля постоянно растет по мере того, как увеличивается количество действующих проектов. Компания работает и над созданием инновационных средств с новыми активными фармацевтическими ингредиентами, никогда ранее не получавшими разрешение на маркетинг, например противомалярийных, антимикробных, для применения в онкологии. Препарат для лечения гиперплазии предстательной железы был лицензирован компанией «Schwarz Pharma AG» для проведения клинических испытаний.

— Какие тенденции в развитии мировой фармацевтической отрасли кажутся вам самыми важными?

— Одна из основных тенденций — все большая специализация терапевтических средств, при этом целевые группы пациентов меньше, а препараты для целенаправленной (targeted) терапии дороже. Генерические или преимущественно генерические компании следуют этой тенденции. Так, наряду с усилиями в области обеспечения здравоохранения статинами — широко востребованными препаратами, мы многое делаем в сфере разработки препаратов, к примеру, для применения в онкологии, конечно, соблюдая при этом права интеллектуальной собственности. Другая важная глобальная тенденция — увеличение потребления генерических препаратов. Это связано со старением популяции, увеличением потребности в лекарственных средствах и необходимостью сдерживания роста расходов на них.

— Каким был для «Ranbaxy» 2006 г.?

— В отличие от 2005 г., который был для нас трудным, переломным, 2006 г. стал благоприятным и успешным. Так, за три квартала объем продаж увеличился на 15%, прибыль — намного больше. В Украине объем продаж по внутренним данным компании увеличился более чем на 50%. В 2006 г. на рынок было выведено много новых продуктов, в частности симвастатин, получивший право на 180-дневную рыночную эксклюзивность в США. Также много лончей состоялось в Европе. Но чем особенно запомнился этот год — очень активной политикой объединения, реализовавшейся в присоединении 8 компаний. В 2007 г. стратегия по увеличению международного присутствия продолжит реализовываться как путем органического (за счет возможностей самой компании), так и неорганического (путем присоединений) роста. Предполагается, что в 2007 г. объем продаж составит не менее 2 млрд дол. США.

— Насколько я могу судить из личного общения и выступлений сотрудников компании в  нашей стране и на зарубежных конференциях, «Ranbaxy» привлекает к работе замечательных специалистов, профессионалов своего дела и просто симпатичных людей.

— Спасибо за комплимент. Я думаю, что для этих людей привлекательной оказалась корпоративная культура компании. Придя в «Ranbaxy» 6 лет тому назад, я вполне оценил этот удачный микс кипящей активности, сосредоточенности на людях и их потребностях, доброжелательности и умения получать удовольствие от работы благодаря позитивному отношению к миру.

— А где вы работали до этого?

— До прихода в «Ranbaxy» на протяжении 14 лет я был сотрудником компании «Bayer AG» и работал в разных странах — Германии, Швейцарии, Франции. Начинал медицинским представителем компании «Boots» в Великобритании, определенное время работал и в компании «SmithKline» во Франции.

— Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве с другими фармацевтическими компаниями, заключении лицензионных соглашений.

— «Ranbaxy» сотрудничает с компанией «Bayer AG», предоставив ей право маркетировать препарат ципрофлоксацина для приема 1 раз в сутки, с «sanofi-aventis» по продвижению вакцин. С компанией «GlaxoSmithKline» организован проект по R&D в Индии. Ведем переговоры с другими компаниями по использованию той же модели, что и с «GlaxoSmithKline», но пока не можем раскрывать подробности. «Ranbaxy» заинтересована в сотрудничестве с другими крупными компаниями с глобальным присутствием для ведения как исследовательской, так и маркетинговой деятельности.

— Этот вопрос адресован и  г-ну Бурема, и г-ну Батра. Каким вы видите дальнейшее развитие компании в Украине?

П.Б.: Как я уже говорил, мне очень нравится Украина и ваша столица, которая с каждым годом становится все красивее, так что я жалею, что не смогу бывать здесь так часто, как раньше. Думаю, что у «Ranbaxy» в Украине хорошие перспективы, в частности благодаря налаженным партнерским взаимоотношениям с другими участниками рынка. Потребители хорошо знают и доверяют высокому качеству наших препаратов, при том что в Украине оно то же, что и в Европе, США. Качество, «встроенное» в препарат, — непременное условие фармацевтической разработки. Но мы не только создаем продукты высокого качества, но и поддерживаем его. «Ranbaxy» применяется очень развитая структура фармаконадзора, в которой заняты десятки людей в Европе и Индии. Сообщения о побочных эффектах, поступившие в компанию, становятся доступными для анализа в течение 24 ч, затем каждое из них проверяется и оценивается. Только очень немногие генерические компании пользуются подобной системой.

А.Б.: Украинское представительство демонстрирует высокие результаты своей деятельности. По моему мнению, это стало возможным благодаря многолетнему, целенаправленному развитию фундаментальных для компании ценностей — это люди, их взаимоотношения и наши продукты. Люди — наш главный капитал, мы стараемся создавать им все необходимые условия для плодотворной работы. Доброжелательная теплая атмосфера в коллективе является основанием того, что сотрудники считают «Ranbaxy» одной семьей. Лично меня это очень радует. У нас поощряются инициативность, творческий подход, и благодаря четкому видению перспектив мы знаем, как распорядиться нашим потенциалом и как становиться лучшими. Поскольку приоритетной задачей для здравоохранения является лечение хронических заболеваний, мы считаем повышение доступности качественных препаратов соответствующих терапевтических групп своей основной миссией. Информирование специалистов и пациентов о препаратах, поддержание доверительных партнерских взаимоотношений — наши постоянные приоритеты. Самый непосредственный и естественный отклик на нашу работу — постоянный рост спроса на препараты, среди которых много успешных брэндов. За последние 2 года объем продаж в денежном выражении увеличился более чем в 2 раза, так что по прогнозам он составит 23 млн дол. за 2006 г. Объем прибыли за последние 2 года увеличился почти в 2,5 раза. О том, благодаря чему это происходит, не расскажешь в двух словах, да это и не нужно. Ведь когда повар готовит новое блюдо, он не раскрывает своих секретов. Конечно, 2007 г. принесет новые продукты, при этом особое внимание будет уделено лечению хронических заболеваний. Ведь повсюду в Европе все шире используют препараты для улучшения качества жизни, благо, система здравоохранения и пациенты могут себе это позволить. Надеемся, что появятся протоколы оказания медицинской помощи, куда будут включены как жизнеспасающие, так и препараты для повышения качества жизни. Во всяком случае, компания «Ranbaxy», как и раньше, будет стараться расти быстрее рынка.

Наступил Новый год, поэтому хочу поздравить ваших читателей, пожелать им здоровья и благополучия!

ИНВЕСТИЦИИ — В ИННОВАЦИИ

R&D в деятельности компании играют все большую роль, причем это касается как разработки инновационных, так и генерических продуктов, чем непосредственно занимаются свыше 1100 ученых. В 2005 г. было введено в строй новое исследовательское подразделение, расположившееся на площади 40 тыс. квадратных метров. Наработана большая библиотека новых потенциально лекарственных биологически активных веществ, 10 препаратов с активными фармацевтическими ингредиентами, препараты которых никогда ранее не получали разрешения на маркетинг, находятся на разных стадиях разработки. Запатентованы оригинальные технологии и формы с модифицированным высвобождением действующих веществ, которые используют при создании новых продуктов. Отдельное подразделение компании, находящееся в Нью-Джерси (США), занимается вопросами интеллектуальной собственности. Сегодня «Ranbaxy» владеет более чем 675 патентами.

Среди основных достижений, используемых «Ranbaxy» в разработке новых систем высвобождения лекарственных средств, называют такие «платформенные технологии»:

  • FED-технология (Float Erode Diffusion Technology), обеспечивающая длительное нахождение таблетки в желудке;
  • аэрогелевые технологии для создания препаратов с контролируемым высвобождением действующего вещества (аэрогель — дисперсная система на основе геля, в котором жидкая дисперсная среда заменена газообразной);
  • системы с не зависящим от рН среды высвобождением действующего вещества;
  • микроинкапсуляция и снабжение покрытием микрочастиц.

Разработанный с использованием особой технологии, обеспечивающей длительное нахождение таблетки в желудке, препарат ципрофлаксацина для приема 1 раз в сутки был лицензирован компании «Bayer AG». Основу таблетки составляет матрица, способствующая постепенному послойному выделению действующего вещества из таблетки. Специальные наполнители, взаимодействуя с кислым содержимым желудка, вызывают всплытие таблетки на его поверхность, вследствие чего предупреждается ее преждевременная (до полного растворения) эвакуация из желудка. Как и все препараты пролонгированного действия, он создавался с целью обеспечения максимальной комплаентности пациентов.

БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

«Ranbaxy» стремится усиливать свой инновационный потенциал, наращивать объем продаж инновационных рецептурных препаратов, разработанных самой компанией. Значительных результатов в этой области планируется достичь к 2012 г. К этому же времени доход компании должен составить 5 млрд дол., и «Ranbaxy» может войти в число 5 ведущих генерических компаний мира. Через несколько лет, возможно, мы будем говорить о «Ranbaxy» как о мегагенерической компании со значительным инновационным потенциалом и большой долей в объеме продаж инновационных препаратов собственной разработки. o

Представители промоционной службы компании «RANBAXY» в Украине
Представители промоционной службы компании «RANBAXY» в Украине

Дорогие друзья!

Поздравляем вас с праздниками — Новым годом и Рождеством Христовым!

От всего сердца желаем вам крепкого здоровья и огромного счастья.

Пусть 2007 год станет годом реализации всех ваших планов.

Благодарим вас за плодотворное сотрудничество и надеемся на его успешное продолжение.

С уважением
коллектив компании «RANBAXY»

Дарья Полякова, фото Игоря Кривинского и предоставленные компанией «Ranbaxy»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті