Антидемпинговое расследование в отношении импорта в Украину шприцев из Турции, Индии и Китая

ШПРИЦЫ «ПОД ПРИЦЕЛОМ»

Упомянутое антидемпинговое расследование касается шприцев из полимерных материалов с иголками или без иголок, двухкомпонентных и трехкомпонентных, классифицируемых по коду УКТ ВЭД 9018 31 10 00, а именно:

  • емкостью 2 мл и 5 мл происхождением из Китая;
  • емкостью 2 мл и 5 мл происхождением из Турции;
  • емкостью 2 мл, 5 и 10 мл происхождением из Индии.

ЧЕМ ГРОЗИТ?

Согласно законодательству Украины и правилам Всемирной торговой организации (ВТО) по результатам антидемпингового расследования могут применяться антидемпинговые пошлины к импорту товара происхождением из стран, в отношении которых проводилось такое расследование. Важно отметить, что размер соответствующей пошлины будет определяться по результатам расследования и на текущий момент неизвестен (на практике речь может идти и о 300%!). Упомянутые пошлины оплачиваются дополнительно к любым другим таможенным платежам и сборам. Антидемпинговые пошлины изначально применяются сроком на 5 лет с возможностью последующего неоднократного продления по результатам пересмотров каждый раз на 5 лет (на практике есть примеры применения антидемпинговых мер более чем 15–20 лет).

Напомним, что это уже не первая попытка национальных производителей шприцев защититься от импорта. Первое антидемпинговое расследование было инициировано в далеком 2008 г. и завершилось применением антидемпинговых пошлин в 2009 г. в следующем размере:

  • к шприцам происхождением из Китая объемом 2 мл — 24,36%; объемом 5 мл — 54,15%; объемом 10 мл — 347,14%;
  • к шприцам происхождением из Испании объемом 5 мл — 10,54%; объемом 10 мл — 196,38%;
  • к шприцам происхождением из Великобритании объемом 10 мл — 23%;
  • к шприцам происхождением из Германии объемом 10 мл — 37%.

КАК БЫТЬ?

Прежде всего следует отметить, что применение антидемпинговых мер полностью соответствует законодательству Украину и прямо разрешено в ВТО. Что же могут сделать зарубежные производители, импортеры и потребители, чтобы хоть как-то защитить свои интересы?

Согласно правилам ВТО и законодательству Украины антидемпинговые меры должны рассчитываться для каждого зарубежного производителя индивидуально и напрямую зависят от размера демпинговой маржи, рассчитанного для такого производителя на основании данных, поданных им в ходе расследования.

Если же производитель не участвует в расследовании, к нему автоматически применяется общая ставка антидемпинговой пошлины, рассчитанная в целом для страны (как в случае с мерами 2009 г.). Важно отметить, для страны всегда рассчитывается более высокая пошлина, чем индивидуально для зарубежных производителей, поскольку она в преимущественном большинстве случаев рассчитывается на основании данных национальных производителей, инициировавших расследование, либо общей статистики импорта.

Кроме того, согласно практике разрешения споров в ВТО в случае прекращения антидемпингового расследования в отношении отдельных зарубежных производителей без применения мер такие производители не могут быть субъектами дальнейших пересмотров и, следовательно, применения мер. То есть в таком случае, зарубежные производители получают существенное конкурентное преимущество на много лет по сравнению с зарубежными производителями, не участвующими в расследовании.

Дополнительно, в соответствии с последней судебной практикой, если компания не регистрируется в качестве заинтересованной стороны расследования, это в последующем существенно ограничивает ее право оспаривать решение в судебном порядке.

Таким образом, активное участие в расследовании — это шанс для зарубежного производителя получить более низкую антидемпинговую пошлину по сравнению с другими зарубежными производителями или даже добиться прекращения расследования без антидемпинговых мер, а также это возможность в последующем оспаривать такие меры в судебном порядке (в случае несогласия с примененными мерами).

Отдельно следует обратить внимание, что в последнее время ответственные государственные органы (Министерство экономического развития и торговли Украины и Межведомственная комиссия по международной торговле) стали сильно прислушиваться в расследованиях к мнению потребителей, поскольку введение пошлин непосредственно негативно влияет на них. В этой связи роль импортеров и ассоциаций потребителей шприцев может быть просто неоценимой!

Напомним, что основной причиной введения столь высоких антидемпинговых пошлин по результатам расследования 2009 г. стало то, что зарубежные производители либо вообще не регистрировались в качестве заинтересованных сторон, либо не участвовали в нем активно. В те далекие годы активное участие в расследовании пытались заменить активной PR-кампанией импортеров против введения мер. Однако тогда импортеры не учли, что, к сожалению, наше законодательство не предусматривает возможности прекращения расследования без антидемпинговых мер на основании PR-кампании.

КУДА БЕЖАТЬ?

Если все-таки зарубежные производители, их импортеры и ассоциации потребителей считают необходимым участвовать в расследовании и защищать свои права, необходимо в обязательном порядке зарегистрироваться в качестве заинтересованной стороны антидемпингового расследования до 2 декабря 2017 г. Такая регистрация осуществляется Министерством экономического развития и торговли Украины на основании обоснованного заявления.

NB! Согласно законодательству Украины и правилам ВТО Министерство экономического развития и торговли Украины и Межведомственная комиссия по международной торговле имеют право учитывать в ходе расследования исключительно документы и информацию, поданную надлежащим образом зарегистрированными компаниями.

Анжела Махинова,
советник практики международной торговли Sayenko Kharenko

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи