Корвалол с акцизной маркой

Ни для кого не секрет, что при существующем уровне пенсий приобретать дорогостоящие импортные лекарственные средства для многих не представляется возможным, пенсионеры отдают предпочтение недорогим, проверенным временем препаратам отечественного производства. Однако, похоже, что начиная с 2007 г. их ждет пренеприятнейший сюрприз в виде значительного повышения цен на некоторые препараты первой необходимости. И приготовили этот сюрприз не кто иной, как Верховная Рада и Кабинет Министров Украины, которые согласно статьям 92 и 116 Конституции Украины должны обеспечивать права и свободы человека и гражданина, в том числе — право на охрану здоровья, медицинскую помощь, социальную защиту.

Связано это с изменениями, которые планируется внести в порядок использования в 2007 г. средств Государственного бюджета, выделяемых производителям лекарственных средств для компенсации дополнительных затрат, связанных с изменением ставки акцизного сбора на спирт этиловый, а также в перечень лекарственных средств, дополнительные затраты на производство которых подлежат компенсации.

Известно, что цена производимого продукта зависит от многих факторов, одним из которых является стоимость сырья и компонентов, используемых в процессе производства. Лекарственные средства — не исключение, а для производства многих из них необходим этиловый спирт.

В Европе и практически всех странах СНГ спирт этиловый, используемый для производства препаратов, не облагается акцизным сбором. В качестве примера можно привести часть 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», где говорится:

«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на: деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти».

Исключением является Украина, в которой лекарственные средства с точки зрения налогообложения акцизным сбором приравниваются к алкогольной продукции. Дальше обо всем по порядку.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

До 2003 г. в соответствии с законом Украины «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки» № 176/96-ВР от 07.05.1996 г. на спирт этиловый, который используется организациями и учреждениями здравоохранения для обеспечения лечебно-диагностического процесса и выполнения лабораторных исследований, и производителями — субъектами предпринимательской деятельности для изготовления лекарственных средств, действовала ставка акцизного сбора в размере 0,12 грн. за 1 литр.

После введения с 1 января 2003 г. новой ставки акцизного сбора в размере 2,00 грн. был отмечен рост цен (до 7%) на те лекарственные препараты, при производстве которых используется этиловый спирт.

С 1 января 2004 г. ставка акцизного сбора увеличилась до 16%. Это было одно из мероприятий, направленных на детенизацию производства фальсифицированной ликеро-водочной продукции. Государством был введен соответствующий механизм компенсации производителям разницы между новой и предыдущей ставками акцизного сбора в размере 14 грн. Это позволило избежать повышения на 40–50% цен на спиртосодержащие лекарственные средства.

Однако развитие событий на этом не остановилось. Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые законодательные акты Украины» с 31 марта 2005 г. введена новая ставка акциза в размере 17 грн. С учетом НДС на ставку акцизного сбора дополнительные затраты производителей лекарственных средств должны были составить 20,40 грн. на каждый литр спирта.

Следует отметить, что даже при полной компенсации ставки акцизного сбора на отечественных фармацевтических производителей ложится тяжелое бремя в виде НДС на увеличившийся акцизный сбор. В 2005–2006 гг. НДС на эту ставку составлял 3,40 грн. При таких условиях полная стоимость спирта, который используется для производства лекарственных средств, повысилась с 5,28 до 7,00 грн. за 1 литр при существующей оптовой цене 2,40–3,00 грн. Это вынудило предприятия отрасли повысить оптовые цены на лекарственные средства в среднем на 2–5%.

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ

В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно платы за лицензии и акцизного сбора на производство спиртов, алкогольных напитков и табачных изделий» от 17.11.2006 г. № 374-16, 1 января 2006 г. введена в действие акцизная ставка в размере 18 грн., а с 1 июля 2007 г. она увеличится до 19 грн. за 1 литр. С учетом НДС на ставку акцизного сбора дополнительные расходы производителей лекарственных средств должны были составить 21,6 грн., а с 1.07.2007 г. — 22,8 грн. на каждый литр спирта по сравнению с 2,40 грн. в 2004 г.

Повышалась акцизная ставка, расширялся ассортимент и увеличивались объемы производства. Соответственно повышались и размеры компенсации государством дополнительных затрат производителей, в 2005 г. они составили 63,0, а в 2006 г. — 73,0 млн грн. А вот в Государственном бюджете на 2007 г. на эти цели почему-то предусмотрено всего 40 млн грн., хотя потребность составляет 135 млн. И это при том, что долг государства фармацевтическим производителям за 2006 г. составляет 30 млн грн.

Сегодня на стадии общественного обсуждения находится проект постановления Кабинета Министров Украины «О порядке использования в 2007 году средств Государственного бюджета, которые выделяются производителям лекарственных средств для компенсации дополнительных затрат, связанных с изменением ставки акцизного сбора на спирт этиловый» (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 11 (582) от 19 марта 2007 г.), в случае принятия которого погашение долга государства перед фармпроизводителями за 2006 г. будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете 2007 г.

Проще говоря, из выделенных 40 млн грн. 30 млн пойдет на погашение задолженности, а на компенсацию в 2007 г. останется только 10 млн грн. Как же Кабинет Министров предлагает выйти из этой невеселой ситуации? Очень просто — компенсировать производителям акцизный сбор только за те препараты, которые реализуются на внутреннем рынке Украины, отдав предпочтение лекарственным формам не для наружного, а для внутреннего применения, однако в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на 2007 г.

Следует отметить, что этиловый спирт используется для производства не только препаратов спиртосодержащих лекарственных форм, но и таких широко используемых средств, как эналаприл, эуфиллин, амброксол, амизон, строфантин, коргликон, нитроглицерин, фармадипин, диклофенак натрия, доксорубицин, препараты крови, пирацетам, вакцины и многие другие. При отсутствии адекватной компенсации со стороны государства фармацевтическим производителям финансовых средств, перерасходованных на уплату акцизного сбора на спирт этиловый, себестоимость препаратов в форме сиропов повысится на 30%, таблеток и капсул — на 10%, растворов во флаконах — до 28%.

МНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Сложившаяся ситуация вызывает серьезную обеспокоенность у отечественных фармацевтических производителей. Ассоциацией фармацевтических производителей Украины (АФПУ) 16 марта 2007 г. была проведена пресс-конференция, на которой представители ведущих фармкомпаний изложили свое видение этой проблемы и возможные пути ее решения.

В пресс-конференции приняли участие директор Ассоциации фармацевтических производителей Украины Елена Алексеева, генеральный директор ОАО «Фармак» Филя Жебровская, финансовый директор корпорации «Артериум» Юрий Ткачук и пресс-секретарь корпорации «Артериум» Владимир Гайдаш.

Елена Алексеева
Елена Алексеева

Елена Алексеева: «В нашей стране по способу налогообложения лекарственные средства приравнены к алкогольным напиткам, чего нет ни в одной развитой стране мира. Механизм компенсации государством акцизного сбора является ничем иным, как кредитованием фармацевтическими производителями государства в лучшем случае на срок до 90 дней, так как зачастую эти средства возвращаются несвоевременно. А в текущем году механизм компенсации затрат вообще пока не утвержден. Уже прозвучали предложения уменьшить до 16 наименований перечень лекарственных средств, при производстве которых государством компенсируются затраты на акцизный сбор на спирт этиловый. Все это приведет к повышению оптовых цен на соответствующие препараты, которое, в свою очередь, ляжет тяжелым бременем на плечи самых социально незащищенных слоев нашего общества. В среднем стоимость лекарств повысится на 28%, а на некоторые препараты — до 50%.

Безусловно, эти изменения в законодательстве крайне негативно отразятся на конкурентоспособности отечественных лекарственных препаратов как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Например, отечественные и зарубежные производители алкогольных напитков находятся в одинаковых конкурентных условиях, они платят в Украине и акцизный сбор, и НДС. В случае лекарственных средств эти налоги платят только украинские производители. Так, может сложиться впечатление, что Верховная Рада и Кабинет Министров Украины не замечают проблем отечественных фармацевтических производителей, зато создают условия, преферентные для зарубежных компаний. За последние годы в Украине отмечено увеличение производства лекарственных средств, расширение их ассортимента. Повышение себестоимости приведет к тому, что многие отечественные препараты станут неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке, объемы их производства резко сократятся, существенно уменьшатся поступления в бюджет».

Филя Жебровская: «Мы неоднократно обращались в Кабинет Министров, непосредственно к главе правительства с просьбой воспрепятствовать повышению цен на те лекарственные средства, которые есть в аптечке каждого жителя Украины, но безрезультатно. По сути, сейчас происходит ручное руководство фармацевтической отраслью со стороны государства, грубое вмешательство в бизнес.

Наш завод выпускает «Корвалол» с 1962 г., и только сейчас мы столкнулись с таким непониманием со стороны государства. В случае принятия этого постановления флакон Корвалола, цена которого сейчас 1,35 грн., будет стоить 1,80 грн. А ведь это то лекарство, которое есть в каждом доме и без которого наше старшее поколение зачастую просто не может уснуть».

Филя Жебровская
Филя Жебровская
Юрий Ткачук
Юрий Ткачук

Юрий Ткачук: «Известно, что в состав корпорации «Артериум» входит предприятие «Галичфарм», 25% ассортимента которого составляют спиртосодержащие препараты. Если следовать планам производства на 2007 г., то сумма возврата акциза на спирт этиловый в 2007 г. должна составить 11 млн грн., а в соответствии с новыми условиями предприятие имеет право претендовать только на 300 тыс. грн. Это очень большая разница, которя, по сути, является убытком компании, а в условиях жесткой конкуренции на внутреннем и внешнем рынках одним только повышением цен на препараты решить эту проблему невозможно. А то, что государство ставит своих производителей в заведомо худшие условия, только усиливает эту конкуренцию.

В среднем рост цен на спиртосодержащие продукты ожидается приблизительно на уровне 25%, но есть много препаратов, которые подорожают значительно больше. Например, на такие продукты, как ФЛАМИН и ХЛОРОФИЛЛИПТ предприятие «Галичфарм» вынуждено будет поднять цену более чем на 40%. Такое подорожание будет означать, что мы прекращаем продажи этих препаратов, например, на рынке России.

Отдельно хочется обратить внимание на инвестиционные планы украинских производителей. Как известно, правительством Украины поставлена задача до 1 января 2009 г. всем фармпроизводителям пройти сертификацию на соответствие надлежащим практикам.

В комплексе мероприятий по выполнению этой задачи компания «Галичфарм» планировала реконструкцию, а практически — строительство нового фитохимического производства, которое использует технологию концентрации при помощи спирта. В настоящее же время экономическая обоснованность и окупаемость этого проекта ставятся под сомнение».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ АФПУ

«С целью обеспечения реализации конституционного права граждан Украины на охрану здоровья и медицинскую помощь, недопущения ухудшения ситуации с обеспечением населения и учреждений здравоохранения жизненно необходимыми лекарственными средствами, содержащими спирт этиловый, а также с целью поддержания стабильной производственно-финансовой ситуации на фармацевтических предприятиях Украины и обеспечения занятости и выплаты заработной платы работникам отрасли, Ассоциация фармацевтических производителей Украины считает необходимым немедленно:

1. Увеличить размер выплат из Государственного бюджета Украины на 2007 г., направленных на компенсацию дополнительных затрат фармацевтических производителей на уплату акцизного сбора на спирт этиловый, который используется для производства лекарственных средств, до 135 млн грн. путем внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 г.».

2. Ускорить подготовку проекта и принятия постановления Кабинета Министров Украины о продлении на 2007 г. действия постановления КМУ от 13.03.2006 г. № 275 с полным перечнем лекарственных средств, для производства которых используется спирт этиловый.

3. С целью прекращения действия несовершенного механизма компенсации акцизного сбора и приведения действующего законодательства в соответствие с мировыми нормами, до конца 2007 г. ввести нулевую ставку акцизного сбора на спирт этиловый, который используется для производства лекарственных средств, путем внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки».

Стоит отметить, что с момента проведения пресс-конференции произошли некоторые положительные изменения. Так, если в прежнем варианте предложенного для публичного обсуждения проекта Порядка использования в 2007 г. средств Государственного бюджета, выделяемых производителям ЛС для компенсации затрат, связанных с изменением ставки акцизного сбора на спирт этиловый, фигурировал перечень из 52 наименований, то в обновленном варианте проекта от 19 марта он сохранен в объеме, соответствующем редакции 2006 г. (http://www.dslz.gov.ua/law/dslz/proekt/proekt_akciz_spirt.doc). Однако объем финансовых средств, предусмотренных для компенсации производителям, остался прежним.

Хочется верить, что здравый смысл и стратегическая целесообразность восторжествуют и позволят наконец решить наболевшую проблему. n

Александр Устинов, фото Елены Старостенко

 

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті