Туберкулез, тендеры, медстрахование. Будни Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения

Как уже сообщалось в «Еженедельнике АПТЕКА» (№ 16 (587) от 23.04.2007 г.), ситуация, сложившаяся в Украине с заболеваемостью туберкулезом, очень тяжелая. Для решения этой проблемы в бюджете на 2007 г. предусмотрено около 200 млн грн., а Верховной Радой Украины был принят Закон Украины от 8.02.2007 г. № 648-16 «Об утверждении Общегосударственной программы противодействия заболеванию туберкулезом на 2007— 2011 гг.», который вступил в силу 14.03.2007 г. Реализации этой программы было посвящено заседание Комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады Украины, состоявшееся 7 мая нынешнего года.

В заседании Комитета приняли участие министр здравоохранения Украины Юрий Гайдаев, первый заместитель министра здравоохранения Александр Орда, заместитель министра здравоохранения, глава Тендерного комитета Министерства здравоохранения (МЗ) Украины Андрей Мусиенко, заместитель министра здравоохранения Валерий Ивасюк, глава Национального совета по вопросам здравоохранения Николай Полищук, заместитель директора НИИ фтизиатрии и пульмонологии Украины им. Ф.Г. Яновского Василий Мельник, народные депутаты Украины.

Татьяна Бахтеева Открывая заседание, председатель Комитета, народный депутат Украины Татьяна Бахтеева отметила, что масштабы распространения туберкулеза, смертность и инвалидность, обусловленные этим недугом, в Украине представляют реальную угрозу национальной безопасности. Эпидемические показатели по этому заболеванию в  10–12 раз превышают аналогичные в развитых странах. Особую тревогу вызывает факт распространения форм заболевания с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) и с широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ-ТБ), а также прогрессирующий рост заболеваемости среди детского населения.

Туберкулез обычно поддается лечению с помощью стандартных противотуберкулезных препаратов первой линии: изониазид, рифампицин, пиразинамид, этамбутол, стрептомицин. Если их применяют неправильно или ненадлежащим образом, может развиться МЛУ-ТБ, который требует более длительного лечения препаратами второй линии (канамицин, амикацин, офлоксацин, этионамид, ПАСК, циклосерин, капреомицин, тиоцетазон и др.), более дорогостоящими (курс лечения на одного пациента составляет 12 тыс. дол. США) и имеющими больше побочных эффектов. Если эти препараты также применяют неправильно или ненадлежащим образом, может развиться ШЛУ-ТБ. Поскольку ШЛУ-ТБ устойчив к препаратам первой и второй линии, возможности лечения значительно ограничены, равно как и шансы на исцеление. Ежегодно в мире регистрируется 450 тыс. случаев МЛУ-ТБ, из них 70 тыс. — в Европейском регионе ВОЗ.

Развитию устойчивых к лечению форм туберкулеза во многом способствует тот факт, что в Украине обеспечение пациентов противотуберкулезными препаратами является неполным по ассортименту и недостаточным по количеству. В  результате уже известны штаммы микобактерий, устойчивые к 5 и более препаратам.

В 1995 г. в Украине официально была зарегистрирована эпидемия туберкулеза. С того времени заболеваемость туберкулезом повысилась в 2,6 раза и достигла уровня 84,1 на 100 тыс. населения, а смертность — в 2,9 раза и составляет 25,6 на 100 тыс. населения. Сегодня Украина отнесена к группе стран с высоким уровнем заболеваемости и смертности и занимает 2-е место в Европейском регионе после России. Каждый час в нашей стране регистрируется 4 новых случая заболевания туберкулезом и 1 случай смерти вследствие этого заболевания. Официально на учете пребывает 515 тыс. больных туберкулезом.

Уровень мультирезистентности составляет 10% среди новых случаев заболевания и 30–40% — среди рецидивов, причем имеет место тенденция к его повышению. Так, в 2005 г. первичная мультирезистентность составила 30%, а вторичная — 70%. У около 30% ВИЧ-инфицированых в Украине выявляют туберкулез, 40% больных СПИДом умирают вследствие туберкулеза.

Несмотря на серьезность ситуации, финансирование фтизиатрической службы в последние годы можно назвать крайне недостаточным. Так, в 1999 г. на эти цели было выделено 400 тыс. грн., в 2000 г. — 17 млн грн., в  2001 г. — 34 млн грн., в  2006 г. — 77 млн грн. В текущем году на программу противодействия заболеваемости туберкулезом выделено 200 млн грн., и это вселяет надежду, что распространение страшной болезни будет остановлено, эпидемия пойдет на спад, а вместе с ней снизится и социальная напряженность, которая особенно ощущается в южных и  восточных регионах Украины.

Далее Т. Бахтеева коротко ответила на вопросы журналистов.

— Татьяна Дмитриевна, какие изменения произошли в стране и что еще необходимо сделать, чтобы остановить эпидемию туберкулеза?

— В первую очередь, необходимо адекватное финансирование. Ведь с момента обретения Украиной независимости фтизиатрическая отрасль, к  большому сожалению, финансировалась по остаточному принципу. Выделялось, как правило, 10–40% необходимых средств. В  2007 г. на реализацию программы по предотвращению заболеваемости туберкулезом выделено 200 млн грн., они будут направлены на закупку противотуберкулезных препаратов, диагностического оборудования, реагентов, расходных материалов и всего, что необходимо для своевременной диагностики и эффективного лечения.

— Достаточно ли выделенных в этом году средств для проведения всем больным туберкулезом качественной и своевременной диагностики и лечения?

— Думаю, что их должно хватить. Ведь при расчете этой суммы принимались во внимание необходимость комплексного лечения всех больных, ранняя диагностика, устаревшая материально-техническая база противотуберкулезных диспансеров, низкий уровень кадрового обеспечения и многое другое.

— С момента вступления в силу закона прошло уже 1,5 месяца. Проведены ли уже закупки, получают ли люди в регионах необходимые препараты? Улучшились ли условия оказания медицинской помощи?

— К сожалению, положение в регионах остается неудовлетворительным. Основная цель этого заседания — выяснить, почему до сих пор не проведены закупки необходимых медикаментов, и почему в регионах нечем лечить больных.

Олег Виноградов После заседания ответить на вопросы корреспондента «Еженедельника АПТЕКА» и подробнее рассказать о буднях Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения согласился заместитель заведующего его секретариата Олег Виноградов.

— Олег Всеволодович, как вы можете прокомментировать ситуацию, которая сложилась сегодня в Украине с заболеваемостью туберкулезом? Принимаются ли какие-нибудь решения, призванные улучшить ее?

— Как раз сегодня очень остро поднимался вопрос относительно туберкулеза, были приведены шокирующие данные о его распространенности, отмечено, что заболеваемость повышается, особенно среди детского населения. Все это свидетельствует о неэффективности тех методов, которые использовались в предыдущие годы для борьбы с эпидемией. Как известно, проблема туберкулеза имеет три составляющих: социальную, финансовую и медицинскую. В 2007 г. усилиями Верховной Рады и Кабинета Министров Украины финансовая составляющая была успешно решена, а значит — есть все предпосылки для обеспечения адекватной медицинской помощи. Однако до сих пор ни в одном регионе нет полного набора противотуберкулезных препаратов, а значит, у врача нет возможности оказывать полноценную медицинскую помощь. Специалисты вынуждены рекомендовать пациентам приобретать препараты за собственные средства, но все мы с вами знаем, что туберкулезом болеют, как правило, люди из самых социально-незащищенных слоев населения. А неприменение комплексного лечения ведет к появлению резистентных форм заболевания, которые не только трудно поддаются терапии, но и способствуют распространению туберкулеза среди здоровых лиц.

— Каковы пути решения этой проблемы? Какие шаги запланированы на ближайшее время для того, чтобы выделенные средства были использованы по назначению, своевременно и в полном объеме?

— Та сумма, которая выделена в этом году на борьбу с туберкулезом, более чем достаточна для полного обеспечения всех без исключения регионов Украины как лекарственными препаратами, так и диагностическим оборудованием и расходными материалами. Если, конечно, закупки будут проводиться прозрачно и по рыночным ценам. Самое главное сейчас — это обеспечить правильное и эффективное использование выделенных денег на каждом этапе, начиная с централизованных закупок препаратов, изделий медицинского назначения и диагностического оборудования, своевременной доставки их в регионы, и заканчивая правильной организацией работы фтизиатрической службы на местах. К сожалению, проблем на каждом этапе достаточно. Это — не всегда прозрачное проведение тендерных процедур, пренебрежение рекомендациями ВОЗ при проведении закупок лекарственных средств, проведение торгов и поставка препаратов только один раз в год, отсутствие возможности оперативно перераспределять необходимые медикаменты между регионами в зависимости от изменяющихся потребностей, и многое другое. Однако с удовольствием хочется отметить, что на сегодня у чиновников и специалистов есть не только возможность решить эту проблему, но и желание сделать это.

На этом заседании Комитета впервые прозвучали очень острые критические замечания по поводу проведения государственных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Одним из направлений деятельности МЗ Украины, призванным улучшить ситуацию в этой сфере, сейчас является создание таких центров, как, например, Центр рака, Центр сердца. Это делается для того, чтобы сконцентрировать направления, имеющие стратегическое значение для государства, не в научно-исследовательских институтах, а в государственных управленческих структурах, подотчетных МЗ Украины. Много было также нареканий на качество закупаемых противотуберкулезных препаратов как импортного, так и отечественного производства, высказаны предложения об ужесточении контроля качества лекарственных средств, поставляемых по контрактам, заключенным после проведения государственных закупок.

— Что сделано в стране с момента вступления в  силу Закона Украины от 8.02.2007 г. № 648-16 «Об утверждении Общегосударственной программы противодействия заболеванию туберкулезом на 2007–2011 гг.»? Проведены ли уже какие-то закупки, могут ли больные туберкулезом в  Украине рассчитывать на адекватную медицинскую помощь?

— В том то и дело, что текущий год дошел практически до середины, а МЗ Украины до сих пор не проведен тендер на закупку противотуберкулезных препаратов. На заседании поднимался вопрос о необходимости немедленного обеспечения комплексности поставок лекарственных средств. Ведь успешное лечение туберкулеза возможно только в том случае, если пациент одновременно принимает ВСЕ препараты первой либо второй линии, в зависимости от медицинских показаний, и при этом в лечении не должно быть перерывов. По информации, озвученной на заседании Валерием Ивасюком, сегодня в Украине более 30 тыс. больных получают противотуберкулезные препараты лишь частично (1–2 наименования). Это значит, что через некоторое время наше здравоохранение столкнется еще с 30 тыс. случаев химиорезистентного туберкулеза.

— В чем причина того, что тендер не проведен и препараты не закуплены?

— Объяснения даются самые разные. Представители постоянного Тендерного комитета МЗ Украины считают, что причиной задержки является достаточно тяжелый механизм реализации тендерных процедур в соответствии с нормами новой редакции Закона Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» (подробнее о нормах — см. «Еженедельник АПТЕКА» № 16 (587) от 23.04.2007 г.). Согласно ему проведение любого тендера может быть приостановлено посредством подачи жалобы любым участником торгов. Высказывались также мнения, что проведение закупок тормозится искусственно, когда определенным структурам выгодно довести ситуацию в стране до критического уровня, а затем в экстренном порядке провести непрозрачную процедуру закупок у одного участника. Некоторые считают, что в регионах достаточно остатков препаратов, закупленных ранее, хотя представители НИИ фтизиатрии и  пульмонологии утверждают, что потребности регионов в  препаратах, напротив, очень занижены. Одним из предложений было проведение децентрализованных закупок.

— А как складывается ситуация с  государственными закупками по другим программам? Насколько известно, тендеры на  препараты для лечения больных онкологического и  гематологического профиля тоже не проведены? По  каким причинам?

— Положение всюду, к сожалению, одинаковое, и причины примерно те же. Мы должны выработать стратегию, которая позволила бы быстро и эффективно проводить закупки, и вместе с тем, не допустить злоупотреблений со стороны чиновников и участников торгов, а это очень непросто. Ведь если сделать менее строгими нормы закона относительно минимальной суммы закупки или контроля за проведением торгов, это сразу же приведет к злоупотреблениям в этой сфере. Для этого при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения создан Совет при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, который и призван разработать и внести предложения Комитету по решению этих проблем. В состав Совета вошли 120 специалистов различных направлений медицины и фармации, большая группа занимается сейчас разработкой изменений в Закон Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства». Хотя, возможно, если этот закон поработает некоторое время, ситуация нормализуется, и торги будут проходить быстрее, прозрачнее и без пробуксовки.

Еще один, на мой взгляд, очень интересный вариант решения проблемы своевременности госзакупок был высказан первым заместителем министра здравоохранения Александром Ордой. Суть его в том, что наиболее важные, имеющие стратегическое значение для страны закупки МЗ Украины могло бы проводить в соответствии с  Законом Украины «О государственном заказе». Ведь проблема туберкулеза и онкопатологии, безусловно, имеет огромное значение для национальной безопасности государства.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно о Совете. С какой целью он был создан? Кто вошел в его состав? Каковы принципы его работы?

— Не так давно решением Комитета был создан Совет по вопросам здравоохранения. Уже было проведено учредительное заседание, на котором утверждена его структура. Совет поделен на четыре сектора:

1. законодательных инициатив;

2. медицинской помощи;

3. аналитики и контроля;

4. регионального управления.

В состав каждого сектора входит 30 специалистов. Также были проведены заседания по секторам, выбраны их руководители и секретари, составлены планы работ.

Руководители и секретари секторов вошли в состав центрального руководящего органа Совета. На его заседании были определены вопросы, требующие безотлагательного решения, среди которых:

  • поддержка законопроекта № 2192 «О финансировании здравоохранения и медицинском страховании»;
  • наработка изменений к Закону Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства», некоторые положения которого очень мешают работать, делая иногда невозможным нормальное функционирование лечебно-профилактических учреждений;
  • отработка регионального управления системой здравоохранения, определение понятия «Единое медицинское пространство отдельного региона»;
  • повышение уровня оказания первичной медицинской помощи, а не только семейной медицины. Решение кадровых вопросов, повышение социального статуса и престижа работников первичного звена здравоохранения.

Следующее заседание Совета состоится во второй половине мая. Приглашаем «Еженедельник АПТЕКА» информировать своих читателей о затронутых на нем вопросах и принятых решениях.

Какова же все-таки ситуация с государственными закупками противотуберкулезных препаратов в настоящее время? По данным пресс-службы МЗ Украины в соответствии с Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» запланирована закупка противотуберкулезных препаратов первого и второго ряда и питательных сред для определения чувствительности микобактерий к противотуберкулезным препаратам, в том числе 20 853 332,23 грн. — для препаратов первого ряда и 74 581 290,95 грн. — для препаратов второго ряда.

Cогласно решению постоянного Тендерного комитета МЗ Украины, закупки должны были быть проведены по процедуре открытых торгов. Раскрытие тендерных предложений участников было запланировано на 14.03.2007 г. Однако в связи с поступлением жалобы одного из участников процедура была приостановлена. А решением Специальной контрольной комиссии по вопросам государственных закупок от 6.03.2007 г. торги были отменены.

Систематизированная информация об остатках противотуберкулезных препаратов, полученная от териториальных органов МЗ Украины и лечебно-профилактических учреждений, свидетельствует о том, что в настоящее время в Украине сложилась тяжелая ситуация с обеспечением больных этими лекарственными средствами.

Постоянным Тендерным комитетом МЗ Украины, учитывая возникновение насущных потребностей в закупках при особых обстоятельствах (ст. 33 Закона Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства») и в соответствии с разрешением Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок от 17.04.2007 г. было принято решение о возможности осуществления процедуры закупки у одного участника противотуберкулезных препаратов первого и второго ряда и расходных материалов для определения чувствительности микобактерий к данным препаратам. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения закупались в количестве, которое обеспечивает потребности учреждений здравоохранения на период проведения повторной процедуры открытых торгов (четверть годовой потребности). 28 апреля 2007 г. были проведены переговоры с учасниками закупок относительно согласования цены и объемов закупок противотуберкулезных препаратов, сейчас составляются договора поставок.

Остальную часть (75% потребности) планируется закупить с применением процедуры торгов с понижением цены (редукциона), уже проведен первый этап процедуры. Второй этап состоится после получения экспертного заключения о соответствии поданных предложений медико-техническим требованиям. n

Верховная Рада Украины
Комитет по вопросам здравоохранения

РЕШЕНИЕ
О состоянии выполнения программ и мероприятий, направленных на борьбу с заболеваемостью туберкулезом

Заслушав информацию МЗ Украины и института фтизиатрии и пульмонологии АМН Украины им. Ф.Г. Яновского о состоянии выполнения Национальной программы по борьбе с заболеваемостью туберкулезом на 2002–2005 гг., комплекса мероприятий по борьбе с эпидемией туберкулеза на 2006 г. и Общегосударственной программы противодействия заболеваемости туберкулезом в 2007–2011 гг., народные депутаты Украины — члены Комитета по вопросам здравоохранения отметили, что несмотря на усилия органов исполнительной власти всех уровней, научных учреждений и заведений здравоохранения достичь заметных успехов в борьбе с этим социально опасным заболеванием не удалось.

По уровню заболеваемости и смертности от туберкулеза Украина занимает второе место в Европе, эпидемия этого заболевания ежегодно продолжает поражать и забирать жизни десятков тысяч наших соотечественников. Повышается заболеваемость детей и подростков, 2/3 больных туберкулезом — лица трудоспособного возраста.

Таким образом, эпидемия туберкулеза угрожает не только генофонду нации — она приобрела черты реальной угрозы национальной безопасности Украины.

Комитет по вопросам здравоохранения постановил:

1. Информацию МЗ Украины и института фтизиатрии и пульмонологии АМН Украины о состоянии выполнения Национальной программы по борьбе с заболеваемостью туберкулезом на 2002–2005 гг., комплекса мероприятий по борьбе с эпидемией туберкулеза на 2006 г. и Общегосударственной программы противодействия заболеваемости туберкулезом в 2007–2011 гг. принять к сведению.

2. Кабинету Министров Украины:

1) обеспечить безусловное выполнение постановлений Верховной Рады Украины «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «Эпидемия туберкулеза в Украине и пути ее преодоления» (от 19.06.2003 г. № 989-IV) и «Об информации Кабинета Министров Украины об эпидемии туберкулеза в Украине и мероприятиях по ее преодолению» (от 14.03.2006 № 3524-IV);

2) в течение 10 дней создать комиссию во главе с вице-премьер-министром Украины, включив в ее состав (по согласию) народных депутатов Украины Л.В. Стасив, А.А. Ледиду, П.И. Цюрко, Н.Е. Якименко, В.Н. Демидко, руководителей МЗ Украины, Министерства социальной политики и труда Украины, Министерства внутренних дел Украины, Академии медицинских наук Украины, Украинской академии аграрных наук, руководителей и специалистов противотуберкулезных лечебно-профилактических учреждений и т.д. с целью проверки реального состояния выполнения государственных и региональных программ в сфере борьбы с туберкулезом, обратив особое внимание на организацию обеспечения препаратами;

3) правительственной комиссии до 1 сентября 2007 г. провести проверку деятельности МЗ Украины, постоянного Тендерного комитета МЗ Украины, Института фтизиатрии и пульмонологии АМН Украины, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по данному вопросу и подготовить предложения по осуществлению неотложных мероприятий в сфере борьбы с туберкулезом;

4) рассмотреть вопрос о целесообразности внедрения системы государственного заказа на производство противотуберкулезных препаратов отечественными производителями в рамках выполнения государственных программ.

3. МЗ Украины:

1) принять неотложные меры с целью усовершенствования системы тендерных закупок лекарственных средств, в том числе противотуберкулезных препаратов, и усилить контроль за их поступлением в лечебно-профилактические учреждения;

2) усилить контроль за качеством противотуберкулезных препаратов отечественного производства и тех, которые импортируются, проработать вопросы по внедрению контроля качества лекарственных средств, которые закупаются за государственные средства, за счет победителей тендерных торгов;

3) включить в перечень обязательных критериев оценки качества противотуберкулезных препаратов импортного производства их преквалификационную оценку Всемирной организацией здравоохранения;

4) сформировать, укомплектовать кадрами и наладить работу правительственного органа в  сфере борьбы с социально опасными заболеваниями, созданного согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 31.05.2006 г. № 759.

4. МЗ Украины и Академии медицинских наук Украины:

1) завершить формирование и наладить работу Всеукраинского центра по контролю за туберкулезом МЗ Украины и рассмотреть вопрос о создании в Украине сети соответствующих региональных центров;

2) главному внештатному специалисту по специальности «пульмонология и фтизиатрия» взять под личный контроль вопросы организационно-методического руководства противотуберкулезной службой.

5. Комитету по вопросам здравоохранения на расширенном заседании в сентябре 2007 г. заслушать информацию правительственной комиссии о результатах проверки состояния выполнения государственных и региональных программ в сфере борьбы с туберкулезом.

Александр Устинов,
фото Елены Старостенко

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи