Есть ли ограничения на рекламу аптечных услуг для ВИЧ-инфицированных?

Относится ли к сфере действия закона о рекламе лекарственных средств продвижение аптечных услуг, нацеленных на ВИЧ-инфицированных, не подпадает ли оно под запрет рекламы диагностики, лечения и уменьшения выраженности опасных инфекционных заболеваний за пределами медицинского сообщества?

Интернет-аптеки не связаны многими национальными обязательствами (например работа в ночные часы или запрет скидок), они с максимальной эффективностью используют современные каналы коммуникации, — поэтому становятся достаточно серьезными конкурентами для стационарных аптек. Хотя в той же Германии на дистанционную доставку лекарств пока приходится всего 1% рынка. Возможность отпускать лекарства по более низким ценам и предоставлять передовые информационные услуги — огромное конкурентное преимущество интернет-аптек. Они чем дальше, тем больше его используют, а традиционным операторам остается оспаривать их посылы, причем часто просто по формальному признаку.

Так, ассоциация по проблемам социальной конкуренции (Verband Sozialer Wettbewerb — VSW) обратилась в районный суд Берлина с жалобой на нидерландскую «Europa Apotheek» после того, как та в апреле 2018 г. прорекламировала в берлинском журнале «Gay Lifestyle» свою программу «Умный ВИЧ» (Smart HIV). Среди прочего, в материале отмечено: «Мы сопровождаем вас в вашей терапии: всегда личный контакт, всегда ваше лекарство с первого обращения, всегда ответы на ваши вопросы». Не преминули также упомянуть и разовый бонус «Europa Apotheek» — до 30 евро за рецепт.

VSW предупредила «Europa Apotheek», что реклама является неуместной и даже незаконной. Обратившись в суд, неприбыльная ассоциация предложила рассматривать предлагаемую программу консультирования как подпадающую под действие § 12 Закона о рекламе лекарственных средств (Heilmittelwerbegesetz — HWG). В последнем содержится запрет рекламы лекарственных средств и медицинских изделий за пределами медицинского сообщества, если она направлена на выявление, предотвращение, устранение или уменьшение выраженности определенных заболеваний или состояний. К ним, среди прочего, относятся заболевания, подлежащие уведомлению в соответствии с законом о защите от инфекций.

Районный суд Берлина удовлетворил ходатайство VSW и вынес постановление. «Europa Apotheek» было запрещено продвигать свою программу Smart HIV за пределами профессиональных кругов. В ответ на апелляцию районный суд подтвердил свое первое решение: реклама нарушает § 12 HWG.

В Верховном суде Берлина позиция «Europa Apotheek» встретила понимание. По заключению судей, оспариваемая реклама не подпадает под действие закона о рекламе лекарственных средств. Кроме того, грузоотправитель не продвигает программу в значении § 12 HWG, то есть в отношении облегчения болезни. Это не специальное предложение лечения, а скорее, консультация по поводу назначенной терапии. Рекламируемые услуги являются частью обязанностей фармацевта (консультации, учет рисков, рекомендации), хотя и в особом качестве. По сути это обычная корпоративная реклама. В силу данного вердикта судебный запрет в отношении программы был снят. В настоящее время VSW принимает решение о подаче повторного иска.

По материалам www.deutsche-apotheker-zeitung.de;
www.gesetze-im-internet.de; www.europa-apotheek.com; www.vsw.info

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи