Свойства клюквы в борьбе с устойчивостью бактерий к антибиотикам

11 Червня 2019 11:00 Поділитися

Новые исследования показывают, что молекулы клюквы делают бактерии более чувствительными к антибиотикам, а также раскрывают двойной механизм данного процесса.

Как Центры по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), так и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считают устойчивость к антибиотикам глобальной проблемой общественного здравоохранения.

Злоупотребление антибиотиками как среди людей, так и у животных привело к появлению резистентных к лекарственным средствам супербактерий. Перенаселенность, глобальная миграция и плохие санитарные условия – это лишь некоторые из причин обострения проблемы антибиотикорезистентности.

Кроме того, некоторые исследователи предупреждают, что человечество находится на пороге возвращения в эру, предшествующую появлению антибиотиков, в которой незначительные инфекции снова смогут стать смертельными.

В этом контексте ученые пытаются разработать инновационные, а иногда и нетрадиционные решения, обращаясь к особенностям насекомых или даже рыб, чтобы выявить соединения, которые могут быть смертельно опасными для супербактерий.

В связи с этим исследователи из Университета Макгилла (McGill University) в сотрудничестве с Национальным институтом научных исследований (Institut national de la recherche scientifique), Канада, решили изучить потенциал клюквы в борьбе с супербактериями.

Натали Туфенкджи (Nathalie Tufenkji), профессор химической инженерии в Университете Макгилла, и ее коллеги выявили, что экстракт клюквы может сделать бактерии более чувствительными к антибиотикам. Авторы опубликовали свои выводы в журнале «Advanced Science».

Клюква против антибиотикорезистентности

Широко распространенное убеждение, что клюквенный сок помогает лечить инфекции мочевыводящих путей (ИМП), побудило профессора Н. Туфенкджи и ее команду приступить к изучению свойств клюквы. Ученые выбрали для исследования бактерии, вызывающие ИМП, пневмонию и гастроэнтерит, включая Proteus mirabilis, Pseudomonas aeruginosa и Escherichia coli.

Исследователи применили экстракт клюквы к бактериальным культурам и увидели, что молекулы клюквы сделали данные культуры более чувствительными к антибиотикам с помощью 2 основных механизмов.

Во-первых, экстракт клюквы изменил проницаемость мембраны бактерий для антибиотика. Во-вторых, экстракт клюквы нарушил механизм, с помощью которого бактерии обычно вырабатывают резистентность с лекарственным средствам.

«Обычно, когда мы в лабораторных условиях воздействуем на бактерии антибиотиком, у них со временем вырабатывается резистентность. Но когда мы одновременно обрабатывали бактерии антибиотиком и экстрактом клюквы, резистентность не развивалась. Мы были очень удивлены этим фактом и считаем, что это открытие может помочь в борьбе с проблемой устойчивости супербактерий к лекарственным средствам», – отметила Н. Туфенкджи.