Госпитальный рынок лекарственных средств по итогам 8 мес 2019 г.: Helicopter View

В данной публикации представлены ключевые показатели в сегменте госпитальных поставок лекарственных средств, тендерных закупок, а также закупок через международные организации по итогам 8 мес 2019 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

МЕТОДОЛОГИЯ

Методология расчета госпитальных закупок использует данные по акцептированным тендерам, отгрузкам дистрибьюторов и выборки из лечебно-профилактических учреждений. При расчете учитывается ежемесячный объем финансирования в разрезе местного и государственного бюджетов. В расчете участвуют более 10 тыс. товарных позиций (Stock Keeping Unit — SKU) препаратов и 2,3 тыс. лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Украины.

Компания «Proxima Research» также мониторирует и систематизирует данные о результатах проведенных закупок международными организациями, уполномоченными обеспечить потребность в рамках государственных программ МЗ Украины.

С января 2019 г. компания «Proxima Research» также мониторирует и систематизирует данные о поставках лекарственных средств в медицинские учреждения частной формы собственности.

Методология расчета частных ЛПУ основана на экстраполяции данных репрезентативной выборки с учетом врачебного профиля учреждений и кластерного анализа ассортимента закупае­мых лекарственных средств.

ГОСПИТАЛЬНЫЕ ПОСТАВКИ

По итогам 8 мес 2019 г., общий объем украинского рынка лекарственных средств, включая розничный и госпитальный сегменты, составил 60,6 млрд грн. за 785 млн упаковок (рис. 1). При этом основным драйвером развития рынка является розница, аккумулируя 88,6% рынка в денежном и 91,1% в натуральном выражении.

Рис. 1
 Динамика объема розничных продаж* и госпитальных поставок** лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2017–2019 гг. с указанием долевого учас­тия каждого сегмента
Динамика объема розничных продаж* и госпитальных поставок** лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2017–2019 гг. с указанием долевого учас­тия каждого сегмента

В госпитальном сегменте можно выделить 3 основных источника финансирования закупок лекарственных средств:

  • закупки по государственным программам МЗ Украины;
  • закупки за средства местных и ведомственных бюджетов;
  • закупки частными медучреждениями.

Объем поставок лекарственных средств в частные ЛПУ относительно невелик и по итогам 8 мес 2019 г. составляет 602,5 млн грн. и 2,6 млн упаковок. В структуре госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе источника финансирования доля поставок в частные ЛПУ составляет 8% в денежном и 4% в натуральном выражении (рис. 2).

Рис. 2
 Структура поставок лекарственных средств в ЛПУ в разрезе источника финансирования по итогам 8 мес 2019 г. в денежном и натуральном выражении
Структура поставок лекарственных средств в ЛПУ в разрезе источника финансирования по итогам 8 мес 2019 г. в денежном и натуральном выражении

При закупках препаратов по программам МЗ Украины и частных ЛПУ большая доля денежных средств расходуется на закупку зарубежных препаратов. В то же время средства местных и ведомственных бюджетов направлены на закупку препаратов отечественного производства (рис. 3).

Рис. 3
 Структура госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2019 г. в разрезе источника финансирования
Структура госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 8 мес 2019 г. в разрезе источника финансирования

Также стоит отметить, что структура поставок лекарственных средств, закупаемых для государственного и частного ЛПУ, существенно отличается.

Рейтинги по объему поставок лекарственных средств в денежном выражении по АТС-классификации 2-го уровня, закупленных частными ЛПУ, по программам МЗ Украины и за средства местных и ведомственных бюджетов по итогам 8 мес 2019 г. представлены в табл. 1. Аналогичные рейтинги по международным непатентованным наименованиям (МНН) и маркетирующим организациям — в табл. 2 и 3 соответственно.

Таблица 1. Топ-10 групп лекарственных средств АТС-классификации 2-го уровня по объему поставок в ЛПУ в денежном выражении по итогам 8 мес 2019 г. в разрезе источника финансирования


п/п
Программы МЗ Украины Местные и ведомственные бюджеты Частные ЛПУ
1 B02 Антигеморрагические средства J01 Антибактериальные средства для системного применения L01 Антинеопластические средства
2 L01 Антинеопластические средства B05 Кровезаменители и перфузионные растворы G03 Гормоны половых желез и препараты, применяемые при патологии половой сферы
3 J05 Противовирусные средства для системного применения N02 Анальгетики J07 Вакцины
4 J07 Вакцины L01 Антинеопластические средства V08 Контрастные средства
5 A16 Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы N01 Анестетики J01 Антибактериальные средства для системного применения
6 L04 Иммуносупрессанты N05 Психолептические средства H01 Гипофизарные, гипоталамические гормоны и их аналоги
7 J04 Средства, действующие на микобактерии D08 Антисептические и дезинфицирующие средства L02 Средства, применяемые для гормональной терапии
8 J02 Противогрибковые средства для системного применения Bb01 Антитромботические средства B05 Кровезаменители и перфузионные растворы
9 B05 Кровезаменители и перфузионные растворы C01 Кардиологические препараты S01 Средства, применяемые в офтальмологии
10 J06 Лечебные сыворотки и иммуноглобулины M01 Противовоспалительные и противоревматические средства N02 Анальгетики

Таблица 2. Топ-10 МНН лекарственных средств по объему поставок в ЛПУ в денежном выражении за 8 мес 2019 г. в разрезе источника финансирования

№ п/п Программы МЗ Украины Местные и ведомственные бюджеты Частные ЛПУ
1 Фактор свертывания крови VIII Натрия хлорид Фоллитропин альфа
2 Ритонавир+ лопинавир Фентанил Менотропин
3 Элосульфаза альфа Меропенем Бевацизумаб
4 Ритуксимаб Цефтриаксон Прогестерон
5 Иммуноглобулин человеческий Аргинин Йогексол
6 Нилотиниб Спирт этиловый Трастузумаб
7 Адалимумаб Пембролизумаб Пембролизумаб
8 Капреомицин Левофлоксацин Цетрореликс
9 Фактор свертывания крови IX Пропофол Трипторелин
10 Аспарагиназа Декстроза Пертузумаб

Таблица 3. Топ-10 маркетирующих организаций по объему поставок лекарственных средств в ЛПУ в денежном выражении за 8 мес 2019 г. в разрезе источника финансирования

№ п/п Программы МЗ Украины Местные и ведомственные бюджеты Частные ЛПУ
1 AbbVie Biopharmaceuticals GmbH (Швейцария) Юрия-Фарм (Украина) Roche (Швейцария)
2 Baxter AG (Швейцария) Группа компаний «Здоровье» (Украина) Merck Serono International (Швейцария)
3 Sandoz (Швейцария) Корпорация «Артериум» (Украина) GSK (Великобритания)
4 Pfizer (США) Фармак (Украина) Pfizer (США)
5 MSD (США) Дарница (Украина) Фармак (Украина)
6 GSK (Великобритания) Mistral Capital Management (Великобритания) MSD (США)
7 BioMarin International Limited (Ирландия) MSD (США) IBSA (Швейцария)
8 Kedrion (Италия) Борщаговский ХФЗ (Украина) Sanofi (Франция)
9 Sanofi (Франция) Лекхим (Украина) Ferring International Center (Швейцария)
10 Roche (Швейцария) Roche (Швейцария) Amaxa Pharma (Великобритания)

ЗАКУПКИ ПО ПРОГРАММАМ МЗ УКРАИНЫ

Как известно, с 2015 г. закупки лекарственных средств и медицинских изделий (МИ) по централизованным программам МЗ Украины были переданы международным закупочным агентствам ПРООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents. В 2015 г. международные организации закупали лекарственные средства и МИ по отдельным программам, а с 2016 г. им переданы закупки по всем централизованным программам. Изначально такой механизм закупок планировалось применять до 31 марта 2019 г., однако в 2019 г. он был про­длен на 1 год — до 31 марта 2020 г.

Общественность и профессиональное сообщество неоднократно сообщали о неэффективности таких закупок. В частности, поставки препаратов, закупленных международными организациями, в ЛПУ осуществляются с большой задержкой, в течение 1,5–2 лет с момента перечисления средств, а по некоторым позициям даже больше. В 2019 г. еще фиксируются поставки препаратов, закупленных за средства бюджетов 2015 и 2016 г. Также активно осуществляются поставки за 2017 и 2018 г. За средства бюджета 2019 г. поставки по отдельным позициям начались в августе текущего года (рис. 4).

Рис. 4
Динамика финансирования и поставок лекарственных средств и медицинских изделий, закупленных международными организациями по централизованным программам МЗ Украины

P.S.

По прогнозам экспертов, объем закупок лекарственных средств частными ЛПУ в 2019 г. составит около 1 млрд грн.

Сегодня стоимость лекарственных средств в частных медучреждениях включена в стоимость лечения. То есть фактически их оплачивает пациент. Однако в свете реформы системы финансирования учреждений здравоохранения с 1 января 2020 г. вступают в силу положения Закона Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» по реализации программы медицинских гарантий для всех видов медицинской помощи, в том числе специализированной и высокоспециализированной. В соответствии с законом оплате за счет средств государственного бюджета Украины подлежат лекарственные средства, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины, и программы медицинских гарантий. Таким образом, препараты, включенные в Национальный перечень, будут финансироваться государством в случае подписания медучреждением договора с Национальной службой здоровья Украины о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий.

Стоит отметить, что на сегодня закупки за бюджетные средства осуществляются с помощью двух механизмов — закупки через международные организации по централизованным программам и региональные закупки. При этом процедура закупок через международные организации продолжена Парламентом еще на 1 год — до 31 марта 2020 г. В то же время на региональном уровне закупки осуществляются через систему электронных торгов ProZorro.

Сегодня в Украине создано ГП «Медицинские закупки Украины», основные цели которого — обеспечение максимально эффективного использования финансовых ресурсов и максимальной результативности политики через нефинансовые инструменты. В будущем государственное предприятие должно полностью взять на себя функцию по закупке лекарственных средств и МИ за средства государственного бюджета по стратегическим программам.

Также стоит отметить, что 19 сентября 2019 г. Парламент принял законопроект № 1076 «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования публичных закупок», который, в частности, обязывает заказчиков использовать систему ProZorro при осуществлении закупок на сумму от 50 тыс. грн. Также введено понятие «упрощенные закупки», к которым отнесены закупки товаров, работ и услуг на сумму 50–200 тыс. грн. При допороговых закупках (до 50 тыс. грн.) заказчики обязаны использовать электронные каталоги, интегрированные в элект­ронную систему, а в случае выбора поставщика самостоятельно — опубликовать отчет о проведении таких закупок.

Кроме того, изменения коснулись процедуры обжалования торгов, ответственности за нарушения в сфере публичных закупок, а также установлен срок в 24 ч для исправления ошибок в предложении.

Денис Кирсанов

*Розничные продажи без учета АР Крым и зоны проведения ООС.
**Госпитальные поставки без учета частных ЛПУ.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи