«Орион»: 90 лет работы на благо здоровья

Лидер фармацевтического рынка Финляндии, одна из крупнейших в своем секторе компаний Северной Европы «Орион Корпорейшн» осенью 2007 г. отмечает свое 90-летие. Торжества, посвященные этому событию, прошли и в Киеве, а во время брифинга журналистам представилась возможность познакомиться с видением ситуации в европейской фармотрасли высшего руководства компании «Orion» — Пекка Кайвола (Pekka Kaivola), старшего вице-президента «Orion Corporation», главы региона Восточная Европа Сари Кайланко (Sari Kailanko), а также главы представительства «Орион Фарма» в Украине Виктора Пушкарева. Свидетель и участник развития и становления европейской фармацевтической отрасли, «Орион» является носителем огромного опыта, позволяющего тонко улавливать тенденции ее развития.

Пекка Кайвола

Пекка Кайвола о стратегических приоритетах компании:

— В эти дни «Орион Корпорейшн» исполняется 90 лет. Не хочу много говорить о прошлом, ведь даже очень славная история не гарантирует светлого будущего. Поэтому хочу представить свое видение перспектив и стратегий развития концерна «Орион» в десятилетие, завершающее первое столетие жизни нашей компании. Стратегические планы основаны на двух принципиальных, ключевых элементах. Первый из них, очень важный в таких странах, как Украина, — это усиление позиций компании на уже освоенных нами рынках, особенно стран Северной и Восточной Европы. Второй опорный пункт роста и развития — выведение на рынок новых продуктов, как инновационных, так и генерических, в  том числе безрецептурных.

Базисом развития бизнеса в отдаленной перспективе являются научно-исследовательские разработки, в процессе которых «Орион» разрабатывает препараты для применения преимущественно в трех сферах:

  • лечение заболеваний ЦНС (уже создано несколько очень успешных препаратов, например Stalevo®/Сталево® (леводопа, карбидопа, энтакапон) и Comtess®/Comtan®/Комтесс® (энтакапон), Eldepryl®/Эльдеприл® и  Movergan® (селегилин));
  • интенсивная терапия и  кардиология — на мировом рынке представлены Simdax®/Симдакс® (левосимендан); Precedex® (дексмедотимидин) применяется в США и Японии, но пока не одобрен в ЕС;
  • урология и онкология; в качестве примера назову хорошо известный препарат для лечения рака молочной железы Fareston®/Фарестон® (торимефен), а сейчас мы концентрируемся на  создании продуктов для лечения заболеваний предстательной железы.

В R&D, где заняты около 700 сотрудников, компания ежегодно инвестирует около 15% объема продаж, и в настоящее время последние этапы разработки и регистрацию проходят 7 инновационных препаратов. С этой частью нашей работы мы связываем долгосрочные стратегические планы компании. Их важная составляющая — сотрудничество с партнерами из США, Японии и других стран, хорошо знающими специфику своего региона, способными обеспечить там достойное будущее наших продуктов.

В краткосрочной перспективе мы концентрируемся на усилении присутствия в странах Восточной Европы, где повышается потребность в качественных и эффективных препаратах и  фармрынок растет быстрыми темпами. Так, показатели развития компании в Украине — прекрасное подтверждение наших ожиданий: за последние 2 года благодаря команде под руководством Виктора Пушкарева концерну удалось удвоить прибыль компании в вашей стране.

«Орион» не относится к гигантам фармотрасли и поэтому стремится быть лучшим в избранной сфере деятельности. Это касается и результативности R&D, и точности выявления потребностей здравоохранения и отдельных групп потребителей.

Сари Кайланко

Сари Кайланко о растущей значимости рынков Восточной Европы:

— В регионе мы активно работаем в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, России, Украине, других странах СНГ, а также Эстонии, Латвии и Литве. Наиболее стратегически важными странами для нас являются Россия, Польша, Чехия и Украина. Концерн «Орион» представляет здесь почти 6 десятков препаратов. Из непатентованных продуктов хотелось бы отметить Метипред® (метилпреднизолон) для применения в ревматологии, широко известный препарат для оральной регидратации Регидрон®. В ближайшее время мы планируем вывести на украинский рынок, который становится для нас все более приоритетным, несколько новых продуктов и увеличить количество сотрудников компании, что должно способствовать реализации стратегической задачи по усилению операционной деятельности. Г-н В. Пушкарев добился очень сильного роста в Украине за последние годы, и  для закрепления этого успеха понадобятся дополнительные позиции во внешней службе и в  самом представительстве компании. Также мы развиваем сотрудничество на уровне аптек, у нас прекрасно налажена работа с оптовыми операторами рынка и, конечно, мы заинтересованы в  дальнейшем развитии взаимоотношений с медицинской общественностью. Таким образом, нашей целью является долговременное присутствие на рынке вашей страны, и  мы ожидаем, что 20-летие работы компании в Украине мы встретим с прекрасными результатами.

Пекка Кайвола о ситуации в мировой фармотрасли:

— Фармацевтическая индустрия переживает процессы консолидации и глобализации бизнеса. В прошлом году в мире было совершено более 1000 транзакций, причем тенденция к объединению наиболее ярко прослеживается в генерическом секторе. Фармацевтические гиганты, появившиеся на более ранних этапах консолидации отрасли, испытывают трудности с созданием новых препаратов, работают в условиях экономии расходов на здравоохранение. Компании, такие как «Орион», разделяют понимание необходимости разработки инновационных средств, в  то же время краткосточные стратегические цели связаны с производством и маркетингом качественных непатентованных препаратов, что особенно важно в странах с переходной экономикой. То есть построение бизнеса ведется вокруг эффективного управления затратами на разработку новых продуктов и получения прибыли от продажи препаратов, которые особенно востребованы.

Объем продаж «Ориона» в  2006 г. составил около 700 млн евро. То есть это не крупная, но достаточно сильная и видная компания, сотрудниками которой являются 3200 человек, в  том числе 500 — за пределами Финляндии.

Пекка Кайвола о приобретении компаний в Восточной Европе:

— Этот важный вопрос находится на этапе обсуждения. Мы пытаемся сделать все возможное для развития портфеля — путем создания препаратов или их лизенцирования. Мы открыты к сотрудничеству и если найдем потенциальных партнеров, которые смогут поддержать наши стратегические планы, будем развивать его. У нас есть очень четкие планы, группы сотрудников заняты анализом и оценкой потенциальных возможностей, хотя и нет пока определенных результатов, которые можно было бы обсуждать с широкой аудиторией.

Пекка Кайвола о продвижении продуктов на локальных рынках, особенностях Украины:

— Наш подход совершенно определен: мы уважаем законы и регуляторные требования каждой страны, стараемся развиваться в соответствии с ними. Во многих странах Западной Европы некоторые препараты дольше находятся под патентной защитой, чем в восточноевропейских. Как только истекает срок действия патента — сразу заполняем нишу новым препаратом.

Другая сторона медали: везде, где мы выводим такие препараты, как Сталево® и Комтесс®, стараемся защитить наши права настолько, насколько это возможно. Поэтому нужно понимать, что патентная защита — палка о двух концах — это и возможности, и угрозы одновременно.

В области маркетинга очень важно соотносить наши действия с местными обстоятельствами. В этой связи снова отмечу продвижение наших продуктов в Украине — В. Пушкарев и его коллеги делают отличную работу. Так, Фарестон® очень высоко оценили ученые и специалисты практического здравоохранения.

Виктор Пушкарев

Виктор Пушкарев о ситуации в Украине:

— Также хочу рассмотреть эту проблему, но с другой стороны — со стороны генериков и прав собственности в Украине, потому что у нас в портфеле присутствуют как генерики, так и оригинальные препараты. В генерическом секторе фармрынка Украина по-прежнему сталкивается с множеством проблем, особенно в сфере регуляции промоции лекарственных средств. Есть компании, которые финансово мотивируют назначение своих препаратов, что идет вразрез с ситуацией на мировом рынке. Это возможно только потому, что отсутствует система регулирования такой деятельности. Международные компании, работающие в  Украине, добровольно присоединились к  маркетинговому кодексу, который четко декларирует, каких принципов промоции мы будем придерживаться, но это не обязательно для всех игроков рынка.

Другая проблема — очень вариабельно качество генериков на рынке. Мы ожидаем многого от присоединения Украины к PIC/S (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — Система сотрудничества по фармацевтическим инспекциям). Кроме того, до сих пор приходящие на рынок генерики имеют гораздо более широкие показания к применению и гораздо более короткий перечень противопоказаний, чем оригинальные продукты. Поэтому нужно использовать краткую характеристику (Summary of product characteristics — SPC) оригинальных продуктов в процессе регистрации генериков.

Мы не можем идти ни на какие компромиссы относительно качества препаратов в маркетинговой деятельности, которая должна осуществляться на благо пациента. Все трудности непостоянны и исчезнут со временем, как было и на других рынках. Таковы ценности компании «Орион», и это также неоценимо важно для потребителей.

Сари Кайланко об участии компании «Орион» в реформировании систем здравоохранения восточно-европейских стран:

— Восточная Европа во многом повторяет путь, пройденный в свое время странами Западной. В  России и Украине делаются шаги по обеспечению гарантированного доступа пациентов к необходимым препаратам и медицинским технологиям. Однако в Польше, Чехии и Венгрии уже есть системы возмещения стоимости лекарственных средств и предпринимаются меры по разумному ограничению расходов на здравоохранение. Отчетливо прослеживается тенденция широкого использования генерических продуктов с целью гарантировать получение пациентами необходимого лечения. Кроме того, отмечен переход от рецептурных продуктов к безрецептурным, поскольку пациенты готовы платить за сохранение и укрепление здоровья. То есть это волнообразное развитие — вначале бурный всплеск, а затем некоторое замедление и переоценка уровня затрат. Такова моя точка зрения.

Виктор Пушкарев о реформировании здравоохранения:

— Будущие реформы системы здравоохранения в Украине, безусловно, станут одним из ключевых вызовов для государства. Главный вызов — это имплементация новой системы финансирования общественного здравоохранения, сегодня громоздкой, но неэффективной. Например, по  сравнению с  Финдляндией у нас больше врачей, но результаты лечения гораздо скромнее, чем в Европе. Посредством участия в жизни фармацевтической общественности, в работе ассоциаций, путем контактов со специалистами здравоохранения мы стараемся ускорить процесс обсуждения предстоящих реформ украинской системы здравоохранения, давая обоснованные советы, как сбалансировать обязательное медицинское страхование, а также реформировать систему оказания медицинской помощи.

Девиз «Ориона»: единственный путь к построению благополучия — работать вместе со всеми, кто принимает решения.

Пекка Кайвола о наиболее рациональном устройстве системы ценообразования на лекарственные средства:

— Все страны отличаются в вопросах ценообразования друг от друга, гармонизации нет даже на уровне ЕС. В Испании, например, не одна, а несколько систем. В Великобритании одна из лучших систем, но это достаточно консервативный рынок — все инновации вводятся не так быстро, однако позитивно то, что ценность этих продуктов осознается в процессе их постепенного развития на рынке.

Виктор Пушкарев о ценообразовании:

— Ценообразование — горячо обсуждаемая тема в Украине в последнее время. Регулирование цен не должно оказывать негативного влияния на ценовую конкуренцию — она все еще является значимым двигателем снижения цен на рынке. В то же время система регулирования цен должна быть прозрачной и понятной — общество должно знать, почему государство влияет на цены лекарственных средств, особенно в случаях, если оно ничего не возмещает пациентам. Глобальная индустрия здесь подписала консенсусный документ о том, что государственное регулирование цен возможно только на препараты, стоимость которых возмещается за счет бюджетных средств и в сфере госпитальных закупок. Вместе с тем эта система регулирования не должна искажать принципы проведения тендеров — потому что цена будет известна заранее. Должна быть конкуренция, в том числе и ценовая. Это очень важно для обеспечения украинских пациентов препаратами по разумной цене, но в то же время с оптимальным соотношением цена/качество. o

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті