ИБЕРОГАСТ: рыночная эффективность

На отечественном фармрынке отсчет истории развития комбинированного препарата ИБЕРОГАСТ компании «Бионорика АГ» — немецкого производителя лекарственных средств на растительной основе, ведется с 2007 г. Препарат предназначен для лечения функциональных заболеваний пищеварительного тракта, оказывает тонизирующее или спазмолитическое действие на ЖКТ. В Германии препарат применяется уже 50 лет. Сегодня мы можем утверждать, что маркетинговые усилия производителя принесли свои плоды — данные о розничной реализации брэнда ИБЕРОГАСТ свидетельствуют о непрерывном росте объема его продаж на украинском фармрынке. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

В ПРОДАЖЕ

Препарат ИБЕРОГАСТ демонстрирует завидное развитие на оте­чественном фармацевтическом рынке, о чем свидетельствуют показатели объема и динамики аптечных продаж практически с начальных этапов его коммерциализации вплоть до сегодняшнего дня. По итогам января–августа 2010 г. объем аптечной реализации брэнда ИБЕРОГАСТ составил 2,3 млн грн. за 43,2 тыс. упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 39,2% в денежном и 48,5% в натуральном выражении (рис. 1). На отечественном фармрынке препарат ИБЕРОГАСТ представлен в единственной форме выпуска — капли для перорального применения, флакон 20 мл, № 1.

По итогам января–августа 2010 г. объем аптечной реализации брэнда ИБЕРОГАСТ составил 2,3 млн грн., превысив на 39% показатель за аналогичный период 2009 г.

Препарат ИБЕРОГАСТ входит в группу АТС-классификации A03A «Средства, применяемые при функциональных расстройствах со стороны пищеварительного тракта», которая в анализируемый период на отечественном фармрынке была представлена 38 брэндами. На отечественном розничном рынке группа АТС-классификации 1-го уровня А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» является самой продаваемой, в ее состав входит и конкурентная группа брэнда ИБЕРОГАСТ. По итогам января–августа 2010 г. препараты группы А аккумулировали в общем объеме аптечной реализации в денежном выражении максимальный удельный вес — 22%, а для группы А03А этот показатель составил 1,6%. Отметим, что сегмент розничных продаж препаратов группы А03А в денежном выражении развивается наравне с рынком в целом. В это же время темпы прироста объема аптечной реализации препарата ИБЕРОГАСТ в денежном выражении почти вдвое опережают таковые для его конкурентной группы и рынка в целом (см. рис. 1).

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препарата ИБЕРОГАСТ на рынке аптечных продаж по итогам января–августа 2010 г. составила 54 грн., снизившись относительно аналогичного периода предыдущего года на 6,3%.

В разрезе регионов Украины максимальный объем аптечных продаж препарата ИБЕРОГАСТ в денежном выражении в январе–августе 2010 г. аккумулировал Киев — 15%. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем розничной реализации препарата в данном регио­не увеличился более чем вдвое (рис. 2).

Рис. 1
Объем аптечных продаж конкурентной группы A03A и брэнда ИБЕРОГАСТ в денежном выражении по итогам января–августа 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж конкурентной группы A03A и брэнда ИБЕРОГАСТ в денежном выражении по итогам января–августа 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2
Объем аптечных продаж брэнда ИБЕРОГАСТ в разрезе регионов Украины в денежном выражении по итогам января–августа 2009–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж брэнда ИБЕРОГАСТ в разрезе регионов Украины в денежном выражении по итогам января–августа 2009–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Также значительные темпы прироста объема аптечных продаж брэнда ИБЕРОГАСТ в денежном выражении в анализируемый период были отмечены для таких регионов: Черниговская, Херсонская, Сумская, Харьковская, Тернопольская и Закарпатская области. В это же время некоторую убыль по этому показателю продемонстрировали Полтавская и Хмельницкая, а также Винницкая, Ровенская и Житомирская области.

Топ-6 регионов Украины по объему аптечных продаж брэнда ИБЕРОГАСТ в денежном выражении в анализируемый период аккумулировала 50,5% общего объема его розничной реализации, для сравнения годом ранее этот показатель был несколько ниже — 48%.

УСТАМИ медпредставителя ГЛАГОЛИТ ИСТИНА

Немаловажным фактором успеха препарата на рынке выступает активность компании-производителя по его продвижению в специализированной среде, а именно — среди врачей и фармацевтов. В общем объеме воспоминаний специалистов здравоохранения о визитах медпредставителей для препарата ИБЕРОГАСТ по итогам января–августа 2010 г. максимальный удельный вес — почти 70% — приходился на врачей, остальная треть промоций была направлена на фармацевтов (рис. 3).

В разрезе специальностей врачей наиболее интенсивная коммуникация маркетирующих организаций направлена на таких потенциальных прескрайберов препарата этого терапевтического направления, как педиатры и гастроэнтерологи (рис. 4). Их доля в исследуемый перио­д составила соответственно 83 и 17% общего количества воспоминаний врачей о промоциях брэнда ИБЕРОГАСТ через медпредставителей.

Рис. 3
Структура воспоминаний о промоциях для брэнда ИБЕРОГАСТ через визиты медпредставителей в разрезе врачей и фармацевтов по итогам января–августа 2008–2010 гг.
Структура воспоминаний о промоциях для брэнда ИБЕРОГАСТ через визиты медпредставителей в разрезе врачей и фармацевтов по итогам января–августа 2008–2010 гг.
Рис. 4
Структура воспоминаний врачей о промоциях брэнда ИБЕРОГАСТ в разрезе различных специальностей по итогам января–августа 2008–2010 гг.
Структура воспоминаний врачей о промоциях брэнда ИБЕРОГАСТ в разрезе различных специальностей по итогам января–августа 2008–2010 гг.

НА АПТЕЧНОЙ ПОЛКЕ

Управление товарными запасами аптеки — это целое искусство по выявлению и упреждению дефектуры определенных товарных позиций, что является неотъемлемым фактором успешного развития ритейла. В данной пуб­ликации мы предлагаем отследить потенциал рыночного развития брэнда ИБЕРОГАСТ с целью формирования его оптимальных товарных запасов в аптечных учреждениях.

Для более детального анализа сегмента аптечной реализации целесообразно классифицировать торговые точки (ТТ) по типам аптечных учреждений — аптеки, аптечные пункты и киос­ки, а также группировать их с учетом их финансовых характеристик. В данном исследовании в качестве расчетной базы были использованы данные о розничной реализации препарата ИБЕРОГАСТ и месячной выручки аптечных учреждений за август 2010 г.

Кривые распределения минимального и среднего количества проданных упаковок брэнда ИБЕРОГАСТ слабо коррелируют с объемом ежемесячной выручки аптечных учреждений (рис. 5). В это же время анализ максимальных значений по этому показателю указывает на прямо пропорциональную зависимость от ежемесячной аптечной выручки. Хотя исключением были ТТ, где среднее количество реализованных упаковок брэнда ИБЕРОГАСТ в ТТ с объемом месячной выручки в размере 120–300 тыс. грн. превысило таковое для ТТ с большим объемом аптечных продаж.

Рис. 5
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок брэнда ИБЕРОГАСТ в различных ТТ, сгруппированных по их финансовым характеристикам в августе 2010 г.
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок брэнда ИБЕРОГАСТ в различных ТТ, сгруппированных по их финансовым характеристикам в августе 2010 г.

В контексте приведенной классификации аптечных учреждений и расчетных данных относительно количества реализованных упаковок препарата приводим рекомендации относительно среднего объема товарного запаса брэнда ИБЕРОГАСТ в различных типах ТТ, сгруппированных по их финансовым характеристикам (таблица). Для аптечных учреждений всех типов с объе­мом ежемесячной выручки до 300 тыс. грн. рекомендованный средний объем товарного запаса препарата ИБЕРОГАСТ приблизительно эквивалентен. Для аптечных учреждений с объе­мом ежемесячной выручки свыше 300 тыс. грн. наблюдается более четкая корреляция объема товарных запасов препарата в зависимости от типа и финансовых характеристик ТТ.

Таблица Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата ИБЕРОГАСТ в натуральном выражении в августе 2010 г. для ТТ с различными финансовыми характеристиками
Объем месячной выручки ТТ, тыс. грн. Аптеки Аптечные киоски Аптечные пункты
менее 30 2–3 2–3 2–4
30–120 2–4 2–4 2–4
120–300 2–4 2–4 3–4
300–450 3–5 3–5 5–7
450–800 4–6 4–6 5–7
более 800 6–9

Необходимо учитывать, что эти рекомендации являются обобщенным результатом для украинского розничного рынка в целом, поэтому при формировании товарного запаса приведенные данные должны корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей аптечного учреждения с учетом многочисленных факторов (местоположение, торговая площадь, целевая аудитория и др.).

Для аптечных учреждений с объемом ежемесячной выручки свыше 300 тыс. грн. максимальное количество реализованных упаковок ИБЕРОГАСТА возрастает по мере увеличения их выторга

Данные о развитии рынка розничной реализации брэнда ИБЕРОГАСТ отражают наметившуюся в последние годы тенденцию к росту популярности препаратов на растительной основе. Препарат ИБЕРОГАСТ уже завоевал доверие и популярность среди потребителей на развитых фармацевтических рынках стран Европы. Не обошла стороной тенденция к повышению интереса к современным комбинированным лекарственным средствам на растительной основе и нашу страну. В контексте требований современности и последних веяний на фармацевтическом рынке провизорам первого стола и экспертам центров закупок необходимо взвешенно подходить к вопросам формирования товарных запасов с учетом рыночного потенциала препаратов.

Анна Шибаева
(©) Cienpiesnf \ Dreamstime.com \ Dreamstock.ru
ИБЕРОГАСТ: рыночная эффективность

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті