Управление фармакотерапией: факторы успеха (исследование)

25 Серпня 2021 3:18 Поділитися

Обзоры лекарств, проводимые общественными фармацевтами, могут играть ключевую роль в решении проблем управления фармакотерапией и, следовательно, уже внедрены в нескольких странах (Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия) (Waltering I. et al., 2021). По данным онлайн-опроса, по состоянию на май 2011 г. в 64% из 25 стран использовали по меньшей мере одну из процедур управления фармакотерапией (Medikationsmanagement):

  • обзор назначенных лекарств (9 стран);
  • оценка приверженности лечению (11 стран);
  • оптимизация фармакотерапии в контексте клинической ситуации (6 стран).

Последний тип — наиболее сложный, требует непосредственного контакта с пациентом и доступа к его медицинским записям.

Поворотный момент в связи с принятием постановления министра здравоохранения о пилотной проверке обзоров лекарственных средств (przeglądów lekowych) переживает Польша. Период адаптации проходят также фармацевты Германии. Поскольку процесс введения новой фармацевтической услуги здесь затянулся (обзоры лекарств включены в правила работы аптек (Apothekenbetriebsordnung — ApBetrO) в 2012 г., исследователи изучили факторы, способствующие успешному внедрению данной услуги в общественных аптеках (Waltering, I. et al., 2021). Предпринятый ими телефонный опрос охватил общественные аптеки, расположенные в сфере ответственности Аптечной палаты Вестфалия-Липпе (часть земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия).

Выявлено 33 фактора успеха. Анализ данных позволил разделить их на две группы: организационные (n = 25) и индивидуальные (n = 8) (таблица).

Таблица. Перечень факторов, способствующих внедрению обзоров лекарств

Организационные факторы

Сфера действия

Команда Всеобщая вовлеченность

Активная интеграция фармацевтических техников, особенно в информирование пациентов о доступности услуги

Обеспечение обратной связи с техническими специалистами

Документирование результатов, доступное для всей команды

Обучение, непрерывное образование Регулярные тренинги для всех членов команды

Разнообразные возможности для непрерывного образования в области фармакотерапии

Время, потраченное на обучение, учитывается как рабочее

Кадровая политика Распределение задач в соответствии с компетенциями

Включение обзоров лекарств в перечень должностных обязанностей

Выполнение обзоров в основное рабочее время

Профессионализация услуги Использование стандартных материалов для обзоров с использованием подходящего программного обеспечения

Обеспечение аптеки дополнительными базами данных и литературой

Формирование шаблона письменного оформления результатов для пациентов и врачей

Разработка стандарта для организации встреч с пациентами

Пациенты Определение критериев включения пациентов

Договоренности об условиях со страховыми компаниями

Предоставление услуг можно начать с проживающих в домах престарелых

Профессиональное сотрудничество Информирование заинтересованных специалистов здравоохранения

Определение полномочий, компетенций и каналов связи

Организация регулярных встреч со специалистами-практиками

Реклама/информирование Использование социальных сетей для распространения информации об услугах

Использование фирменных рекламных материалов

Адекватное общение с различными целевыми группами

Индивидуальные факторы

Со стороны фармацевта

Готовность взять на себя ответственность

Положительное отношение к обзорам

Компетентность в практических вопросах

Специализация по конкретным темам (болезням/курсам лечения)

Развитые навыки общения с пациентом

Готовность к саморазвитию и повышению уровня знаний

Внедрение преобразований владельцем или руководителем аптеки

В ходе опроса также выяснилось, что владельцы аптек играют ключевую роль в качестве мотиваторов своих команд. Отмечено, что, вопреки ожиданиям, вознаграждение не является ключевым фактором для реализации новой услуги. В качестве подтверждения своего вывода авторы приводят в пример «3A-project», в рамках которого страховая компания предоставляет аптекам плату в размере 80 евро за один обзор — сумма, близкая к адекватному уровню оплаты, отмечают они. Несмотря на это, обзоры проводят только чуть больше половины аптек в зоне деятельности проекта. При этом более привычным для Германии является самостоятельная оплата пациентом услуги по обзору лекарств.

Ограничением данного исследования является отсутствие взвешивания факторов успеха и изучения их взаимосвязи, отметили авторы. Тем не менее, по их мнению, реализация выявленных ими условий будет способствовать широкому внедрению актуальной фармацевтической услуги.

Cписок использованной литературы

  • Bulajeva L., Labberton S., Leikola M. et al. (2014) Medication review practices in European countries. Research in Social and Administrative Pharmacy. Res Social Adm Pharm., Volume 10, Issue 5, 731–740.
  • Waltering I., Schwalbe O. & Hempel G. (2021) Identification of factors for a successful implementation of medication reviews in community pharmacies: Using Positive Deviance in pharmaceutical care. Int J Clin Pharm. https://doi.org/10.1007/s11096-021-01315-1.

По материалам www.sciencedirect.com; www.gesetze-im-internet.de; link.springer.com

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті