Синупрет — с заботой о здоровье потребителя!

Сезон респираторных заболеваний уже наступил и будет длиться традиционно — как минимум до апреля следующего года. В этот период особым спросом в аптечных учреждениях пользуются препараты группы «cought&cold». Современному потребителю в сегменте таких лекарств хорошо известен препарат на растительной основе, который оказывает комплексное действие на воспалительные процессы при рините и синусите, — СИНУПРЕТ® немецкой фармацевтической компании «Бионорика АГ». Его рыночная динамика привлекает внимание и дает основания говорить о востребованности среди широких слоев населения. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

ДИНАМИКА

На своей родине — в Германии — СИНУПРЕТ® был зарегистрирован еще в 1934 г. и по-прежнему выпускается в оригинальном составе. Неудивительно, что он пришелся по душе и украинцам. Сегодня препарат обладает безупреч­ной репутацией, популярностью среди потребителей, что подтверждается беспристрастными цифрами — объе­мом его продаж в аптечных учреждениях и высокими темпами развития. Так, по итогам 10 мес 2010 г. потребители приобрели в аптечных учреждениях 834,9 тыс. упаковок препарата СИНУПРЕТ ® на сумму 41 млн грн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эти показатели были выше на 31% в натуральном и на 20% в денежном выражении (рис. 1). При этом если препараты конкурентной группы R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» продемонстрировали схожее развитие в деньгах, то в натуральном выражении для них характерна некоторая стагнация. Следует напомнить, что в последнюю неделю октября 2009 г. общенациональный ажиотаж в аптечных учреждениях, вызванный эпидемической ситуацией в стране, способствовал значительному увеличению объема продаж в аптечных учреждениях, что в результате исказило базис для сравнения октября–ноября в текущем году. И хотя в октябре 2009 г. в аптечных учреждениях было реализовано значительное количество упаковок СИНУПРЕТА, в октябре текущего года эта цифра была на 1/3 больше.

Рис. 1
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж препаратов группы R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» и СИНУПРЕТА в денежном и натуральном выражении по итогам 10 мес 2010 г. относительно 10 мес 2009 г.
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж препаратов группы R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» и СИНУПРЕТА в денежном и натуральном выражении по итогам 10 мес 2010 г. относительно 10 мес 2009 г.
Рис. 2
Объем аптечных продаж брэнда СИНУПРЕТ® в разрезе регионов Украины в денежном выражении в январе–октябре 2009–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж брэнда СИНУПРЕТ® в разрезе регионов Украины в денежном выражении в январе–октябре 2009–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В региональном разрезе продажи СИНУПРЕТА сконцентрированы в столице и крупнейших областях Украины (рис. 2). При этом высокие темпы прироста объема его аптечной реализации в большинстве случаев отмечены, наоборот, в менее крупных регионах. Например, в Херсонской и Житомирской областях объем продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении увеличился по сравнению с 10 мес 2009 г. примерно на 80%.

Рис. 3
Удельный вес топ-5 брэндов в группе R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 10 мес 2010 г.
Удельный вес топ-5 брэндов в группе R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 10 мес 2010 г.

Среди препаратов-конкурентов СИНУПРЕТ® занимает весьма завидную позицию (табл. 1). Причем его удельный вес практически равен доле препарата-лидера в группе R05X (рис. 3). Важно, что в текущем году средневзвешенная рыночная стоимость 1 упаковки СИНУПРЕТА снизилась (примерно на 10%), чего нельзя сказать о других участниках топ-5 брэндов лекарственных средств группы R05X по объему аптечных продаж.

Таблица 1 Топ-10 брэндов лекарственных средств группы R05X по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 10 мес 2010 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2009 г.
№ п/п в 2010 г. Брэнд № п/п в 2009 г.
1 АФЛУБИН 1
2 СИНУПРЕТ 2
3 ВИБУРКОЛ 6
4 ТРАВИСИЛ 4
5 ДОКТОР МОМ 3
6 ГЕРБИОН 7
7 УМКАЛОР 5
8 КОФЕКС 8
9 ЛИНКАС 9
10 БРОНХИПРЕТ 11
Таблица 2 Топ-10 маркетирующих организаций группы R05X по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 10 мес 2010 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2009 г.
№ п/п в 2010 г. Маркетирующая организация № п/п в 2009 г.
1 Bionorica (Германия) 1
2 Bittner (Австрия) 2
3 Heel (Германия) 5
4 Натурфарм (Украина) 3
5 Plethico Pharmaceuticals Limited (Индия) 6
6 Unique (Индия) 4
7 KRKA (Словения) 7
8 Genom Biotech (Индия) 8
9 Herbion Pakistan (Пакистан) 10
10 Dr. Muller Pharma (Чешская Республика) 11

Успешное рыночное развитие СИНУПРЕТА — заслуга не только его высокого качества и благоприятного профиля безопасности, но и маркетинговой активности производителя — компании «Бионорика АГ». В группе R05X по объе­му аптечных продаж в денежном выражении по итогам 10 мес 2010 г., как и в аналогичный период 2009 г., она уверенно занимает 1-ю позицию среди маркетирующих организаций (табл. 2). Следует обратить внимание, что в продуктовом портфеле компании «Бионорика АГ» представлено еще 4 препарата на растительной основе группы «cought&cold», один из которых — БРОНХИПРЕТ — входит в состав топ-10 брэндов лекарственных средств группы R05X, наиболее продаваемых в аптечных учреждениях за 10 мес 2010 г. (см. табл. 1).

ДЕНЬГИ В ОБОРОТЕ

Для удобства применения препарат СИНУПРЕТ® представлен в твердой и жидкой формах выпуска — драже, № 50и кап. д/перорал. прим. фл. 100. Около 70% аптечной реализации этого брэнда обеспечивает твердая форма выпуска.

Как можно было бы предположить, максимальное количество проданных упаковок драже, № 50и кап. д/перорал. прим. фл. 100 обеспечивают аптеки и аптечные киоски.

Для лучшего понимания механизма реализации обеих форм выпуска мы провели детальный анализ, в котором торговые точки (ТТ) — аптеки, аптечные пункты и киоски — сгруппировали по финансовому признаку (распределение осуществлялось исходя из объема месячной выручки ТТ в сентябре 2010 г.). Максимальная реализация упаковок СИНУПРЕТА драже, № 50 возрастает с увеличением объема ежемесячной выручки ТТ (рис. 4).

Рис. 4
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок брэнда СИНУПРЕТ® драже, № 50 в различных ТТ, сгруппированных по их финансовым характеристикам, в сентябре 2010 г.
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок брэнда СИНУПРЕТ® драже, № 50 в различных ТТ, сгруппированных по их финансовым характеристикам, в сентябре 2010 г.
Рис. 5
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок брэнда СИНУПРЕТ
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок брэнда СИНУПРЕТ® кап. д/перорал. прим. фл. 100 мл в различных ТТ, сгруппированных по их финансовым характеристикам, в сентябре 2010 г.

Что касается СИНУПРЕТА кап. д/перорал. прим. фл. 100, то максимальное количество его реализованных упаковок в некоторых случаях слабо коррелирует с выторгом ТТ (рис. 5). Так, в ТТ с выручкой 550–700 тыс. грн. было продано меньше упаковок СИНУПРЕТА кап. д/перорал. прим. фл. 100, чем в ТТ с выторгом 350–550 тыс. грн. Вполне очевидно, это свидетельствует о недополученной прибыли ТТ по причине недостаточных товарных запасов этого препарата. Следовательно, для каждой из них резервы продаж СИНУПРЕТА заложены в диапазоне между средним и максимальным показателями.

В разрезе различных типов ТТ минимальное количество СИНУПРЕТА драже, № 50 в аптечных учреждениях с выручкой до 800 тыс. грн. составляет 2, а максимальное — более 100 — характерно для аптечных учреждений с выручкой более 500 тыс. грн. Для СИНУПРЕТА кап. д/пер­орал. прим. фл. 100 эти показатели составляют 1 и 60 упаковок соответственно.

Оптимальное формирование товарных запасов — важный резерв повышения эффективности аптечного учреждения. Исходя из того что товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса потребителей, мы приводим рекомендации для специалистов отделов закупок по величине месячного товарного запаса этого препарата в аптечных учреждениях с различными финансовыми характеристиками (табл. 3, 4).

Таблица 3 Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата СИНУПРЕТ® драже, № 50 в натуральном выражении в сентябре 2010 г. для ТТ с различными финансовыми характеристиками
Объем месячной выручки, тыс. грн. Тип ТТ
Аптеки Аптечные пункты Аптечные киоски
до 60 3—4 3—4 3—4
60–170 5—6 5—6 6—7
170–250 7—8 10—12 9—10
250–350 10—12 10—12 12—13
350–550 17—19 10—12 28—30
550–800 25—28 25—28 28—30
свыше 800 40—45
Таблица 4 Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата СИНУПРЕТ® кап. д/перорал. прим. фл. 100 в натуральном выражении в сентябре 2010 г. для ТТ с различными финансовыми характеристиками
Объем месячной выручки, тыс. грн. Тип ТТ
Аптеки Аптечные пункты Аптечные киоски
до 70 3—4 3—4 3—4
70–180 5—6 3—4 5—6
180–250 5—6 10—12 9—10
250–350 8—10 6—8 8—9
350–550 11—13 15—17 15—17
550–700 11—13 10—12 20—23
свыше 700 23—25

Важно отметить, что мы указываем минимальное количество упаковок, которое может быть продано в аптечном учреждении. Максимальное количество необходимо рассчитывать исходя из индивидуальных особенностей ТТ и учитывая растущий объем продаж СИНУПРЕТА, его востребованность потребителями и маркетинговую активность компании-производителя, а также период сезонного пика продаж в ближайшие месяцы.

РЕЗЮМЕ

СИНУПРЕТ ® — заметный активный игрок на отечественном фармрынке, он успешно развивается, популярен и востребован. Его конкурентоспособность обеспечивает не только высокое качество, но и снижение в текущем году средневзвешенной стоимости 1 упаковки. В результате чего СИНУПРЕТ ® продемонстрировал рост в натуральном выражении в размере более 30% по сравнению с 10 мес 2009 г., чего нельзя сказать о препаратах его конкурентной группы, сократившейся в объеме по этому показателю. Следовательно, догадаться о дальнейших перспективах рыночного развития препарата СИНУПРЕТ ® вовсе не сложно, тем более что наступивший сезон респираторных заболеваний способствует увеличению его реализации.

Оксана Сергиенко

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті