Реформирование системы госконтроля на рынке рекламы: к чему готовиться?

21 Січня 2011 12:34 Поділитися

В ближайшем будущем правила игры на рынке рекламы могут существенно измениться. И что более важно — нововведения затронут интересы всех субъектов хозяйствования, работающих в этой сфере: рекламодателей, производителей и распространителей рекламы. Толчком к столь кардинальным изменениям может послужить зарегистрированный в Верховной Раде Украины 17 января законопроект № 8002 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования контроля за соблюдением законодательства о рекламе». Автор документа Андрей Пинчук, народный депутат от Партии регионов, предлагает собственный рецепт усовершенствования системы контроля за соблюдением законо­дательства о рекламе, состоящий из 3 ключевых «ингредиентов»:

  • создание 2 контролирующих органов, призванных следить за деятельностью игроков рынка рекламы (вместо существующих сегодня 8);
  • наделение их более чем широким кругом полномочий;
  • расширение (хотя и незначительное) перечня штрафных санкций.

В качестве нового коллегиального органа исполнительной власти предлагается создать Государственную комиссию Украины по конт­ролю за рекламой (далее — Комиссия), которая фактически сможет контролировать весь рынок рекламы. В качестве старого, знакомого всем контролирующего органа предложен Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), в компетенции которого останутся функции контроля за соблюдением в рекламе законодательства о защите экономической конкуренции.

В отличие от АМКУ, всем остальным органам, которые сегодня вправе контролировать рекламную индустрию, повезет меньше: их могут лишить той части полномочий, которые относятся к контролю рынка рекламы. В их числе, согласно законопроекту, Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, Министерство финансов, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, Государственная архитектурно-строительная инспекция Министерства регионального развития и строительства Украины. Как известно, свято место пусто не бывает, и полномочия перечисленных органов перейдут к новосозданной Комиссии.

Чиновники АМКУ и Комиссии не только сохранят все полномочия указанных органов, но и получают новые. В частности, они смогут принимать решения о прекращении нарушений законодательства в сфере рекламы, а также о публичном опровержении недобросовестной или недостоверной рекламы.

В остальном Комиссия будет иметь практически неограниченный круг полномочий, а именно:

  • проведение расследований и открытие дел о нарушении рекламного законо­дательства как по своей инициативе, так и согласно заявлениям физических и юридических лиц в соответствии с информацией, полученной от органов государственной и местной власти и опубликованной в СМИ;
  • принятие решений и выдача распоряжений, предусмотренных законодательством о рекламе, по заявлениям и уже открытым делам; проверка и пересмотр этих решений;
  • принятие обязательных к исполнению решений о прекращении нарушений законодательства о рекламе;
  • проверка субъектов хозяйствования, общественных объединений, государственных и муниципальных органов относительно соблюдения ими требований законодательства о рекламе;
  • проведение исследования любой рекламы, распространяемой на территории Украины, на предмет ее соответствия национальному законодательству;
  • экспертиза рекламы (на предмет ее соответствия требованиям украинского законодательства). Право выбора эксперта, обладающего необходимыми знаниями и навыками для формирования соответствующего заключения, разумеется, принадлежит Комиссии. Кроме того, работники Комиссии смогут привлекать профильных специалистов из государственных инстанций, предприятий, учреждений и организаций (по согласию их руководства) для рассмотрения вопросов, принадлежащих к компетенции последних;
  • выдача обязательных рекомендаций о прекращении действий или бездеятельности, содержащих признаки нарушений законодательства о рекламе. При этом такие рекомендации обязательны не только для физических и юридических лиц, но и для всех органов государственной власти и местного самоуправления;
  • внесение органам исполнительной власти и местного самоуправления обязательных к рассмотрению представлений об аннулировании лицензий субъектов хозяйствования в случае нарушения ими требований законодательства о рекламе;
  • обращение в суд с исками, жалобами и заявлениями;
  • обобщение практики применения законо­дательства о рекламе посредством информационных, обзорных, разъяснительных писем;
  • взыскание по выявленным фактам нарушений законодательства о рекламе.

Показательно, что перечень этих полномочий — неисчерпывающий: Комиссия получит право осуществлять любые другие полномочия, предусмотренные действующим законодательством. Законопроект обязывает работников Комиссии «делиться» полномочиями: так, если во время расследования нарушений законо­дательства о рекламе будут выявлены факты нарушения конкурентного законодательства, члены Комиссии обязаны предоставить всю собранную информацию АМКУ.

Наиболее неоднозначными, а значит вызывающими оправданные опасения со стороны игроков рынка, являются полномочия Комиссии относительно права принимать решения о прекращении нарушений законодательства о рекламе, а также о публичном опровержении недобросовестной или недостоверной рекламы. Учитывая, что оба полномочия совершенно новы и могут быть введены впервые, остановимся на них подробнее.

Решение о прекращении нарушения законо­дательства о рекламе предусматривает полное прекращение изготовления и распространения рекламы, принудительное расторжение договоров об изготовлении (распространении) рекламы и при необходимости применение мер по ликвидации уже распространенной рек­ламы. Каким образом будет ликвидироваться (демонтироваться) указанная реклама — в законо­проекте не уточняется. В течение 5 дней после принятия соответствующего решения оно должно быть выполнено, иначе заупрямившимся предпринимателям грозит штраф (кстати новый) в размере от 100 до 300 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, то есть от 1700 до 5100 грн. К слову, за несвое­временное предоставление информации или ее непредоставление, а также за подачу недостоверной информации тоже предусмотрен штраф в размере от 50 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Решение о публичном опровержении недостоверной или недобросовестной рекламы, в случае принятия его членами Комиссии и АМКУ, должно быть выполнено в течение 30 дней после его принятия. За невыполнение решения будут применяться штрафные санкции в размере, указанном выше. Кроме того, наряду с обязанностью публичного опровержения недобросовестной или недостоверной рекламы нарушители еще и будут «наказаны рублем»: придется уплатить дополнительную сумму штрафных санкций.

В остальном размеры штрафных санкций остаются прежними. И, как и сейчас, уплата нарушителями штрафов и выполнение ими других решений органов государственной власти не лишает физических и юридических лиц, которым был причинен вред вследствие нарушения законодательства о рекламе, права подачи исков о возмещении упущенной выгоды, материального и морального вреда; а также права требовать публичного опровержения недостоверной или недобросовестной рекламы.

Отметим, что Закон Украины «О рекламе» может пополниться нормой, закрепленной в ст. 28-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», которая касается освобождения от ответственности за правонарушения в связи с истечением срока давности. А именно: никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства о рекламе, если с момента совершения правонарушения прошло 3 года, а в случае с длящимся правонарушением — 3 года с момента завершения правонарушения.

Можно предположить, что представители бизнеса вряд ли будут в восторге от новшеств, предлагаемых в законопроекте. Впрочем, пострадать могут также интересы ряда государственных контролирующих органов, которым грозит лишение части важнейших полномочий (тот же Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики или Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку). С учетом этого депутатские инициативы по созданию 2 органов по контролю за рынком рекламы могут остаться только на бумаге. Ведь воплощение их на практике — задача не из легких.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті