Госкомпредпринимательства намерен изменить структуру фармрынка

В начале года Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (далее — Госкомпредпринимательства) выступил с инициативой о проведении круглого стола, посвященного основным стратегическим задачам по приведению аптечного бизнеса в Украине к европейским стандартам. В чем суть данной инициативы, и каковы ее возможные последствия для фармрынка Украины?

Заседание круглого стола с участием некоторых представителей Госкомпредпринимательства и аптечных сетей, а также профессиональных фармацевтических ассоциа­ций состоялось 28 января. Участниками было принято решение о создании рабочей группы, в которую были включены представители Гос­компредпринимательства, Государственной инс­пекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины, аптечных сетей и фармацевтических ассоциаций. Первое ее заседание состоялось 3 февраля. Участники рабочей группы обсудили ряд вопросов, а именно:

Госкомпредпринимательства намерен изменить структуру фармрынка

  • целесообразность ликвидации аптечных киосков на протяжении года;
  • перспективы введения нормы о необходимости получения лицензии на каждое аптечное учреждение;
  • целесообразность заключения соглашения между Госкомпредпринимательства и представителями аптечного бизнеса (по примеру Копенгагенской декларации);
  • перспективы введения нормы о необходимости квотирования количества аптек в зависимости от демографических показателей с учетом расстоянии между аптеками;
  • установление минимальной площади аптеки — 50 кв. м;
  • уровень профессиональной квалификации руководителей аптечных учреждений;
  • запрет на осуществление торговли лекарственными средствами через интернет.

Эти же вопросы поднимались во время второго заседания рабочей группы, которое состоялос­ь 11 февраля.

Рабочая группа единогласно поддержала предложение о целесообразности ликвидации аптечных киосков в течение года, объясняя такое решение тем, что на сегодня аптечные киос­ки, которые не осуществляют реализацию рецептурных препаратов, в большинстве случаев являются низкорентабельными, а требования, предъявляемые к ним Лицензионными условиями, значительно выше, чем к аптечным пунктам. Поэтому поступило предложение расширить понятие «аптечный пункт», разрешив субъектам хозяйствования открывать эти структурные подразделения аптек не только на территории лечебно-профилактических учреждений.

В вопросе о необходимости получения лицензии на каждое аптечное учреждение мнения членов Рабочей группы разделились. Некоторые из них считают, что нет необходимости в получении отдельной лицензии на каждое аптечное учреждение. По их мнению, бессрочным копиям лицензий, которые сегодня не имеют статуса юридического документа для нотариусов, необходимо придать статус лицензий. Однако это предложение не было поддержано Госкомпредпринимательства, поскольку на данный момент копия лицензии не является разрешительным документом. Вопрос о целесообразности получения лицензии на каждое аптечное учреждение остался открытым и будет вынесен на обсуждение во время следующего заседания.

Следует отметить, что так и остались открытыми остальные вопросы, которые были подняты на первом заседании Рабочей группы. Очевидно, они будут обсуждаться в дальнейшем, однако уже сегодня можно констатировать, что экономические обоснования внезапно возникших инициатив не подготовлены. Попробуем восполнить этот пробел и проанализируем, какие последствия могут ожидать фармрынок и общество в случае их реализации.

В настоящее время в Украине насчитывается около 4,4 тыс. аптечных киосков. Причем следует отметить, что за последние 5 лет под влиянием действующих рыночных механизмов их удельный вес в общем количестве розничных торговых точек снизился с 26 до 21%.

По итогам 2010 г. через аптечные киоски было реализовано 261 млн упаковок фармацевтической продукции на 3 млрд грн., что составляет 14% в натуральном и 13% в денежном выражении общего объема розничного рынка Украины. Причем если в 2006 г. аптечные киоски обеспечивали 18% общей выручки розничного сегмента фармацевтического рынка Украины, то к 2010 г. этот показатель планомерно снизился до 13%.

В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» в случае упразднения аптечных киосков больше всего пострадает сегмент лекарственных средств, который аккумулирует львиную долю в общем объе­ме продаж этого типа розничных торговых точек — 85% в денежном и 67% в натуральном выражении. Доля изделий медицинского назначения в этом объе­ме менее существенна, однако тоже ощутима — 7 и 28% соответственно. Остальной объем продаж распределен между биологически активными добавками и косметикой.

В случае закрытия такого вида розничных торговых точек, как аптечные киоски, физическая доступность лекарств для населения существенно снизится, а отечественный фармрынок рискует затормозиться в развитии. Кроме того, будет нарушена его структура, которая формировалась на протяжении многих лет. Кто из производителей и дистрибьюторов готов не к росту, а к сокращению потребления?

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что доля киосков в общем объеме потребления фармацевтической продукции в малых населенных пунк­тах по сравнению с другими типами розничных торговых точек наибольшая. Таким образом, закрытие аптечных киосков в первую очередь отразится на доступности лекарственных средств для жителей небольших населенных пунктов.

Напомним, что Госкомпредпринимательства инициировало обсуждение насущных проблем фармсектора под эгидой приведения аптечного бизнеса в Украине к европейским стандартам.

Елена Приходько,
фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи