Президент гарантирует остановить действие постановлений КМУ

3 декабря в информагентстве «ИМК» состоялась пресс-конференция представителей здравоохранения и фармацевтической отрасли «Страна «навела порядок» в обеспечении лекарствами. Почему тогда нет лекарств »

Экспертами выступили член-корреспондент АМН Украины, доктор медицинских наук, профессор Екатерина Амосова, кандидат медицинских наук, национальный координатор программы «Психическое здоровье» ВОЗ Игорь Марцинковский, представитель всеукраинской общественной организации — Аптечной профессиональной ассоциации Украины Тятьяна Буц, вице-президент Всеукраинской ассоциации защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк, президент ассоциации фармацевтических дистрибьюторов «ФАРМУКРАИНА» Владимир Дудка.

Позже к собравшимся присоединилась Елена Крупникова, председатель Николаевской аптечной ассоциации, которая приехала на пресс-конференцию сразу же после встречи представителей фармацевтической отрасли с Президентом Украины Виктором Ющенко и сообщила, пожалуй, самую главную новость: Президент намерен отменить 3 постановления Кабмина. Речь идет о постановлениях от 10 сентября 2008 г. № 837 «Об осуществлении государственного контроля качества лекарственных препаратов», № 827 «О ликвидации Государственной службы лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения», а также постановления от 17 октября 2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения».

Екатерина АмосоваЧто же касается мнения о сложившейся ситуации представителей здравоохранения, то оно следующее. Так, например, Е. Амосова считает, что проблема, сложившаяся с лекарственным обеспечением не только пациентов, но всего здравоохранения, имеет ряд аспектов.

— Я бы хотела остановиться на одном из них — это ситуация с позиции врача, который лечит больных. В настоящее время в Киеве государство и муниципалитет совершенно не обеспечивают пациентов стационаров лекарственными средствами. Таким образом, расходы на лечение ложатся на плечи пациентов и их родственников, что является прямым нарушением конституционного права граждан Украины на бесплатное лечение.

Есть ряд жизненно важных препаратов, не выпускающихся в Украине, которые становятся недоступными физически вследствие отсутствия их в украинских аптеках или лечебных учреждениях, а также недоступными из-за своей стоимости в результате выработанной правительством политики ценообразования. Складывается ситуация, вследствие которой больные вообще скоро не будут иметь доступа к препаратам.

Второй аспект — это свобода выбора. Любой человек имеет право определять, каким препаратом он будет лечиться — иностранного производства или же отечественного. И лишать человека этого права выбора нельзя.

Безусловно, все, что связано с лекарственными средствами, — это большой бизнес, — отметила Е. Амосова в заключение. — И есть ряд составляющих этого бизнеса, с которыми врачи, да и я лично, не хотели бы ассоциироваться у больных. Однако я считаю, что пациент должен иметь возможность приобрести препарат в аптеке, если государство не может обеспечить его таковым.

Виктор СердюкС чем еще сталкивается пациент и врач в настоящее время, рассказал Виктор Сердюк. Он отмечает, что после отмены постановления правительства цены на лекарственные препараты сделают их просто недоступными большинству украинцев.

— Действительно сейчас, когда сложилась кризисная ситуация, фармацевтический бизнес обязан быть открытым и лояльным к пациентам. Поэтому я призываю представителей фармацевтического бизнеса, дистрибьюторов к тому, чтобы сделать ценообразование на лекарственные средства прозрачным.

Татьяна Буц попыталась объяснить нынешние проблемы фармацевтического рынка.

Татьяна Буц— На сегодня мы переживаем экономический кризис, и фармацевтическому рынку так же сложно его преодолевать, как и любому другому рынку. Кризис, коснувшийся отечественной фармацевтической отрасли, является двойным. Мало того, что имеет место экономический кризис и предприятиям необходимо иметь оборотные средства для закупки препаратов, так еще, с другой стороны, кризис сформировало постановление КМУ № 955, которое регулирует цены на лекарственные средства.

Татьяна Буц вкратце рассказала о путях, которыми лекарственные препараты попадают на отечественный рынок, и как это влияет на формирование цены на лекарственные препараты.

Первый путь — непосредственно от производителя. В том случае, если производитель лекарственных средств — зарубежное предприятие, на наш рынок препараты могут поступать двумя путями: посредством украинских представительств и, если они не ведут непосредственно деятельности на территории Украины, то через дистрибьюторов (в том случае, если в Украине нет представительства этой фармацевтической компании), с которыми они заключают договора на поставки препаратов, а те уже поставляют лекарственные средства в аптеки.

Практика такова, что большая часть зарубежных компаний работает не по предоплате, а на условиях отсрочки платежа.

Валютная стоимость препаратов тех производителей, которые на территории Украины открыли юридические лица, за рубежом и в Украине одинакова. Проблема этих юридических лиц в том, что их также касается действие постановления, поскольку они имеют всего 15% от наценки на препараты. Вследствие этого такие представительства на сегодня просто физически не могут функционировать и им приходится сворачивать свою деятельность на территории нашей страны.

Что касается отечественных производителей, то на сегодня у аптечных учреждений практически нет проблем с поставками таких препаратов, разве только финансовые.

Относительно дистрибьюторской группы Т. Буц считает, что их главная проблема — это формирование отпускной цены, которое также регулируется обозначенным постановлением. Регулирование цен было всегда. Каким образом это происходило? Главным образом посредством внесения тех или иных препаратов в перечень лекарственных средств, цены на которые регулировались государством. На сегодня этот перечень расширен. Фактически таких перечней на сегодня 2. Основной перечень, который устанавливал наценку в 25%, сегодня устанавливает наценку не выше 10% для дистрибьюторов и 15% для розничных аптек.

Появление национального перечня, в который вошло примерно 9 тыс. торговых наименований препаратов, создает огромные сложности и для аптек, особенно небольших, где на плечи провизоров ложится работа по формированию цены путем предварительного поиска кода препарата, а затем его торгового наименования. Это слишком трудоемкая процедура для большинства аптек.

Возникает также проблема вымывания оборотных средств. Дистрибьюторы вынуждены поставить условие предоплаты для аптек. Аптеки в это время имеют большие задолженности по тем препаратам, которые они получили по отсрочке платежа. Все это приводит к коллапсу розничной торговли. Таким образом, постановление № 955 разрушило сформировавшуюся уже давно цепочку, по которой лекарственные препараты поступали не только от производителя в аптеку, но и от производителя в лечебно-профилактические учреждения, поскольку это происходило централизованно посредством областных аптечных управлений.

Таким образом, проблемы, с которыми сталкиваются аптеки, состоят в вымывании оборотных средств, сокращении штата аптек, сложностях в обработке перечней, поскольку работать с 9-тысячным списком и выискивать в этом перечне необходимый препарат для того, чтобы сформировать цену, неудобно и требует много времени.

И.МарцинковскийИ. Марцинковский в своем выступлении отметил, что потрясения, происходящие сейчас на фармацевтическом рынке Украины, в первую очередь сказываются на пациентах:

— Это влияет на здоровье больных, поскольку врачи не могут адекватно их лечить. Ведь даже при наличии генериков доктор не всегда может сделать адекватную замену оригинальному препарату или другому генерику, поскольку генерический препарат может больным хуже переноситься, иметь меньший спектр показаний, более выраженные побочные действия, да и психологически пациенты не всегда воспринимают такую замену.

Именно поэтому провизору-первостольнику, считает И. Марцинковский, не стоит самостоятельно производить замену препарата.

Еще одна существующая проблема, считает И. Марцинковский, — это доступ украинцев к рынку препаратов. Все мы должны четко признавать право наших больных иметь доступ к рынку препаратов, — отметил он. В ситуации, при которой государство несет расходы по лечению своих граждан, оно имеет право регулировать стоимость тех препаратов, которую будет затем возмещать. Однако не в нашей стране, где расходы по своему лечению несут сами пациенты, поэтому украинцы сами должны принимать решение, какими препаратами — дорогими или более доступными, отечественными или импортными — лечиться.

В.ДудкаВ. Дудка постарался изложить суть причин возникновения ситуации, которая сложилась с поставкой лекарственных препаратов в нашем государстве:

— В последние несколько недель происходит серьезная девальвация национальной валюты. Примерно 75% украинского фармацевтического рынка в денежном выражении составляют импортные препараты. И никому не стоит, наверное, объяснять, почему одновременно с девальвацией гривны происходит повышение цены импортных препаратов. Лекарственные средства — такой же товар и вне зависимости от их важности для нашей жизни и здоровья на них распространяются экономические законы. Поэтому естественно, что наряду с девальвацией происходит подорожание импортных лекарств.

Так уж сложилось, — продолжил он далее, — что одновременно с девальвацией гривны было принято постановление КМУ № 955, которое ограничило наценку на лекарственные средства, в том числе и на импортные препараты, в размере 15%.

За последнее время курс гривны к доллару изменился приблизительно наполовину. Именно поэтому в сложившейся ситуации нет оптимального решения — лекарственные препараты в состоянии девальвации либо становятся дороже, либо же исчезают с украинского рынка. Поскольку было принято постановление об ограничении наценки, произошло то, что и должно было произойти, — говорит В. Дудка, — лекарства исчезли с аптечных полок.

InterMediaВозможно, в наших дискуссиях о доступности лекарственных препаратов мы пошли не в том направлении, — отметил далее В. Дудка, — поскольку многие из нас забыли о том, что доступность — это не когда препарат дешевле, но его нет в аптеке, а когда у пациента есть возможность выбирать разные препараты — более и менее дорогие, отечественные и импортные.

Я также хотел бы сказать, что поставку лекарственных средств в аптеки и больницы следует неотложно реанимировать. Хотя бы по той причине, что мы стоим на пороге зимы, пика эпидемии гриппа и ОРЗ. И не решив сложившуюся проблему и подойдя вплотную к зиме и эпидемии гриппа, мы рискуем здоровьем людей. Время для принятия такого важного решения исчисляется днями.

Что мы предлагаем? Существует два пути — вариант-минимум и более полный, комплексный подход к решению этой проблемы. Минимальный состоит в предоставлении возможности колебания стоимости лекарственных препаратов в зависимости от курса доллара. Если мы это решим, то дадим возможность импортным препаратам попадать в наши аптеки и больницы. Однако наиболее правильным решением, конечно же, является комплексный подход — это приостановить действие некоторых пунктов постановления КМУ № 955 и решить весь комплекс накопившихся вопросов. К таким, например, относится проблема, как работать дочерним предприятиям иностранных фармацевтических компаний, поскольку они физически не могут существовать на заложенные в законодательстве 15%; как решать вопрос наценки для небольших сельских аптек, поскольку для их существования наценка в 35% не позволит выжить им физически.

Krupnikova.tif— Главная причина сложившейся ситуации, — отметила Е. Прудникова, — это элементарное невыполнение законов Украины. Имеющиеся 3 постановления, которые Президент сегодня пообещал отменить, грубо нарушают законодательство Украины. Единственный человек, который услышал нас, — это гарант наших конституционных прав — Президент Украины.

Мы понимаем, что наш бизнес социально ориентирован. И мы никогда не использовали в нашем бизнесе грязные деньги, никогда не работали под политическими лозунгами. И сегодня мы берем на себя ответственность не оставить наших людей без лекарственных препаратов. Поскольку Президент отменяет действие постановлений, то сегодня госконтроль за регулированием цен на лекарственные препараты остается прежним. И мы как представители фармацевтической общественности заявляем, что будем помогать украинскому народу. Мы никогда не нарушали правил игры на рынке, никогда не завышали наценку, а с сегодняшнего дня эта наценка будет еще ниже, чем была — уже ведется работа над экономическим обоснованием этого с привлечением всех специалистов фармацевтической отрасли. n

Валерий Юдин,
фото Любови Столяр

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*