Новые требования антикоррупционного закона

20 июля 2011 г. состоялся мини-семинар юридической компании «Правовой Альянс» на тему «Адаптация компании (представительства) к новым требованиям в сфере противодействия коррупции» в рамках цикла вечерних курсов для представителей фармацевтических компаний.

Актуальность мероприятия обусловлена вступлением в силу Закона Украины от 01.07.2011 г. № 3206-VI «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» (далее — закон). Этот документ значительно расширил круг субъектов ответственности за коррупционные правонарушения, ввел новые ограничения для всевозможных подарков, вынудил пересмотреть многие маркетинговые методы и приемы.

О том, как правильно пересмотреть бизнес-процессы с целью определения существующих рисков и планирования мероприятий по их минимизации, рассказали юристы компании. В рамках семинара было рассмотрено национальное законодательство Украины в сфере противодействия коррупции, закон США U.S. Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) и закон о взяточничестве Великобритании UK Bribery Act, который также вступил в силу c 1 июля 2011 г.

В соответствии со ст. 1 закона коррупционным правонарушением является умышленное деяние, содержащее такие признаки коррупции:

  • использование служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятие обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц;
  • обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу или, по его требованию, — другим лицам с целью склонить такое лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с ними возможностей.

То есть для того, чтобы действие считалось коррупционным, необходима причинно-следственная связь между получением выгоды и использованием или обещанием использовать свои должностные полномочия для решения какого-либо вопроса (например обещание закупить партию товара за материальное вознаграждение). Привлекает внимание позиция докладчиков относительно выписывания рецептов врачами. Они придерживаются следующей позиции: назначение препарата не является гарантией его последующей покупки.

Однако важным в таком случае будет то, усмотрят ли в данных действиях элементы правонарушения сотрудники органов внутренних дел и суд. Если да, то на лицо будут наложены соответствующие санкции. Сделки, заключенные вследствие коррупционных действий, будут признаны недействительными, плюс ко всему — возникает риск потерять репутацию.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о субъектах ответственности. Ими являются должностные лица организаций — юридических лиц публичного права:

  • работающие в организациях — юридических лицах, созданных распорядительным актом Президента Украины, органов государственной власти, АР Крым или местного само­управления;
  • получающие заработную плату за счет государственного или местного бюджета;
  • выполняющие консультативно-совещательные и организационно-распорядительные функции.

На практике под эту категорию подпадают руководители учреждений здравоохранения (генеральный директор, директор, главный врач); заведующие больницами, поликлиниками; заведующие отделениями; старшие медицинские сестры; врачи, медицинские сестры, которые выполняют в соответствии с корпоративной документацией учреждения здравоохранения — внутренним положениям, должностным инструкциям, консультативно-совещательные и организационно-распорядительные функции, например, руководят деятельностью младшего медицинского персонала (дают поручения, контролируют их выполнение и т.д.), др.

В отношении должностных лиц — юридических лиц частного права законодательно не установлены запреты и ограничения относительно получения подарков. В случае если, например, врач работает в государственном учреждении и по совместительству занимается частной практикой, то его обязанность — доказывать то, что он действовал при получении ценностей не как лицо публичного права.

В рамках украинского законодательства следует разграничивать понятия «подарок» и «неправомерная выгода». Антикоррупционный закон не предусматривает ответственности за вручение подарков, которыми являются движимые и недвижимые ценности (в том числе деньги и ценные бумаги), имущественные права. Подарок вручается без цели склонить лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с ними возможностей. Общим правилом закона установлено, что должностным лицам юридических лиц публичного права запрещено непосредственно или через других лиц получать подарки: за решения, действия или бездействие в интересах дарителя; от подчиненного лица.

Новые требования антикоррупционного закона

Должностные лица организаций — юридических лиц публичного права могут получать подарки, если:

  • характер подарка отвечает общепризнанным представлениям о гостеприимстве (бутылка вина);
  • стоимость одноразового подарка <50% минимальной заработной платы, установленной на день его получения;
  • совокупная стоимость подарков из одного источника в течение года <1 минимальной зарплаты, установленной на 1 января текущего года.

Фактически, по состоянию на июль 2011 г. медицинские специалисты могут принимать однократно подарок в размере не более 480 грн., а за год — 941 грн.

Законодательно установленные лимиты стоимости подарков, получаемых должностными лицами организаций — юридических лиц публичного права, не распространяются на подарки, которые дарят близкие родственники, и которые получают в качестве общедоступных скидок на товары, услуги, выигрышей, призов, премий, бонусов.

В случае получения должностным лицом организации — юридического лица публичного права подарка с превышением установленного лимита его стоимости, но без намерения использовать свои служебные полномочия или связанные с этим возможности, независимо от наличия умысла или неосторожности, получивший подарок понесет административную ответственность (штраф от 25 до 50 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан (425–850 грн.); от 50 до 100 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан (850–1700 грн.) с конфис­кацией подарка).

Таким образом, любые подарки, которые отныне будут предоставляться в размере более 480 грн., считаются неправомерной выгодой, что в случае установления причинно-следственной связи между предоставлением такой услуги и поступком соответствующего медицинского специалиста в пользу дарителя может расцениваться как коррупционное деяние. Эта норма является ключевой в процессе взаимодействия фармацевтических компаний с медицинскими специалистами определенной категории, ведь любые мероприятия, предусматривающие их участие, в частности научные семинары, бизнес-ланчи, круглые столы должны организовываться с учетом ограничения стоимости, предусмотренной для подарков.

Неправомерной выгодой является обещание, предложение, предоставление денежных средств, другого имущества, преимущества, льгот, услуг, нематериальных активов бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной с целью склонения лица к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с ними возможностей.

Среди ответственных за коррупционные правонарушения в законе указаны лица, предоставляющие неправомерную выгоду: должностные лица организаций — юридических лиц (независимо от формы собственности) и физические лица.

В ходе семинара докладчики подробно про­анализировали возможности взаимодействия фармкомпаний с медицинскими специалистами. Так, в случае их участия в научных семинарах, конференциях, конгрессах юристы порекомендовали заключать гражданско-правовой договор на оказание услуг. Если же медики просто получают финансовую помощь, необходимо соблюдать требование относительно ограничения размера подарка.

Вознаграждение за доклады и презентации не противоречит законодательству, однако, опять же, необходимо заключать гражданско-правовой договор на оказание услуг (по подготовке и осуществлению соответствующих презентаций, докладов на семинаре, конференции, конгрессе) и учитывать тот факт, что выплаты должны быть в разумных пределах.

Сувенирная продукция и оплата бизнес-ланчей приравниваются к подаркам, а распространение первой разрешено в пределах стоимости подарка. С целью контроля расходов докладчики рекомендовали фармацевтическим компаниям вести внутреннюю отчетность, которая должна совпадать с отчетностью по затратам на медицинских специалистов.

Участие в экспертных советах не противоречит законодательству, однако для прозрачности и правомерности сотрудничества с медицинским специалистом необходимо заключить гражданско-правовой договор о предоставлении услуг. Альтернативой такому договору может быть трудовой договор.

Докладчики предложили возможные схемы сотрудничества фармкомпаний с благотворительными организациями:

1) компания делает благотворительный взнос на счет организации, которая в свою очередь сотрудничает с ивент-агентствами или организаторами конференций;
2) компания делает благотворительный взнос на счет организации, а та напрямую сотрудничает с врачами.

Принятый в 1977 г. FCPA может быть актуальным для большого круга лиц, в том числе и для отечественных компаний, иностранных представительств, у которых открыты счета в американских банках. Действие закона также распространяется на компании-эмитенты, выпустившие ценные бумаги, зарегистрированные в США; американские предприятия; на лица, которые находятся на территории этой страны; любые лица, независимо от национальности (акционеры, директора, работники), действующие от имени эмитентов, отечественных предприятий и их агентов, являющихся резидентами США.

С целью предотвращения коррупции этот акт налагает запрет на предложения или обещания произвести запрещенный платеж, осуществление выплат должностным лицам, любые действия, уполномочивающие совершить такие платежи, предоставление ценностей (материальные и нематериальные выгоды или услуги). Таким образом, например, факт дарения билетов на матч по регби своему контрагенту взамен на зависящее от него решение заключения выгодного субъекту договора будет преследоваться по закону.

Несомненно, для вынесения судом обвинительного решения необходимы соответствующие доказательства. Однако не следует забывать о том, что даже попадание под подозрение в подобном нарушении, особенно если речь идет о крупных сделках, уже повлечет за собой нежелательные последствия как для самих взяточников, так и для компаний. Наказание для физических лиц составляет штаф в размере не более 100 тыс. дол. США или тюремное заключение на срок не более 5 лет (или оба вида наказания); для юридических лиц — штраф в размере не более 2 млн дол. или гражданско-правовые взыскания.

Новые требования антикоррупционного закона

UK Bribery Act 2010, по мнению докладчиков, на сегодня является самым жестким антикоррупционным актом в мире. И украинским компаниям, ведущим бизнес в Великобритании, следует принимать во внимание его положения.

Закон содержит положения относительно взяточничества как в самой Великобритании, так и за ее рубежом. Важно, что под понятием «взяточничество» понимается как дача, так и получение взятки. Законом предусматривается гражданская и уголовная ответственность за 4 вида преступлений, связанных со взяточничеством: предложение или дача взятки; вымогательство или получение взятки; подкуп (дача взятки) иностранного должностного лица; неисполнение организацией обязанностей по принятию мер для противодействия взяточничеству (правительством разработана специальная схема для компаний, которая в случае обвинения помогает доказать, что все необходимые меры были предприняты).

Исходя из положений закона, можно выделить такие критерии правонарушений: предложение, гарантия или дача взятки; требование, согласие принять или принятие взятки; дача взятки с намерением повлиять на иностранное должностное лицо в рамках его полномочий с целью получения или сохранения бизнеса или преимуществ при его ведении; дача взятки лицом, связанным с организацией, с целью получить или сохранить бизнес, а также получить или сохранить преимущество при ведении бизнеса.

На выполнение UK Bribery Act министерство юстиции Великобритании опубликовало Руководство о процедурах, которые могут быть предприняты коммерческой организацией в целях недопущения дачи/получения взяток лицами, связанными с организацией. В соответствии с этим документом трактовать понятие «деловое присутствие» в Великобритании в каждом отдельном случае будет суд, несмотря на то, что закон определил виды коммерческих организаций, которые подпадают под его действие.

По итогам семинара сотрудники компании «Правовой Альянс» предоставили свои рекомендации, которые помогут обезопасить бизнес:

  1. Осуществить анализ распространения требований/ограничений антикоррупционного законодательства на деятельность (операции) компании.
  2. Провести ревизию внутренних документов (политик, правил и процедур) компании на соответствие антикоррупционному законодательству.
  3. Внедрить должность ответственного за соблюдение антикоррупционного законодательства лица.
  4. Осуществить мероприятия, нацеленные на приведение деятельности компании в соответствие с антикоррупционным законодательством, в частности:
    • пересмотреть бизнес-процессы и оценить рис­ки;
    • проанализировать, пересмотреть или разработать внутреннюю политику и процедуры;
    • регулярно проводить комплексную юридическую оценку внутренних процедур;
    • проводить семинары/тренинги для сотрудников относительно необходимости соблюдения законодательства;
    • регулярно осуществлять контроль соблюдения антикоррупционного законодательства (анкетирование сотрудников, периодические отчеты менеджмента и т.д.).
Наталья Спивак,
юрисконсульт компании «МОРИОН»,
фото Сергея Бека

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи