БИОКОН – сегодня и завтра фармацевтической логистики

Группа «БИОКОН» начинает свою историю с 1992 г., с момента создания оптово-дистрибьюторской компании «БИОКОН». Начиная с 1994 г. Группа предоставляет услуги таможенно-лицензионного склада (в настоящее время — логистические услуги), предлагая индивидуальное логистическое решение для каждого клиента. Логистический центр «Биокон» сотрудничает почти со всеми импортерами фармацевтической продукции в Украине, среди которых такие фармацевтические гиганты, как «Санофи-Авентис», «Новартис Фарма», «Хоффманн ля Рош», «Никомед», «АстраЗенека», «Эгис», «Плива», «ГлаксоСмитКляйн», «Мили Хелс Кеар». Для осуществления своей миссии компания регулярно внедряет инновационные технические решения. Сегодня компанией реализуется стратегия расширения бизнеса и усиления сервисной составляющей до уровня 3PL (Third-Party Logistics) — логистической компании. Для этого строится новый складской комплекс общей площадью около 30 тыс. кв. метров на земельном участке площадью 6 га, расположенном недалеко от трассы Киев — Борисполь с инфраструктурой логистического центра. Первая очередь площадью 10 тыс. кв. метров, уже введена в эксплуатацию в октябре 2008 г. Корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» встретился с президентом группы компаний Александром Яворским для того, чтобы узнать все подробности того, как сегодня функционирует рынок логистических услуг в Украине, каковы перспективы его развития в ближайшем будущем.
Президент группы компаний
Александр Яворский

— Что подтолкнуло вас к созданию комплекса?

— Логистический центр «Биокон» является эволюционным и закономерным шагом в развитии фармацевтической логистики в Украине. Предпосылкой для строительства комплекса складов стало понимание всеми основными участниками рынка необходимости изменения существующей системы хранения медикаментов в сторону повышения безопасности и качества оказываемых услуг. Это вдвойне важно с учетом того, что Украина идет по пути евроинтеграции, имплементирует международные нормы и требования в свое законодательство, в том числе в сфере регулирования фармацевтического сектора и, в частности, в вопросах фармлогистики.

Складские площади, которые изначально проектировались, имея другое предназначение, не подходили в полном объеме для этих целей, поэтому возникла необходимость в складских помещениях, где еще на этапе проектировки были бы учтены все специфические потребнос­ти фармацевтического бизнеса и обеспечивался весь необходимый комплекс услуг.

Строительство комплекса началось в 2007 г. Данный проект уникален во многих о­тношениях. Так, Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation — IFC) — инвестиционное подразделение Группы Мирового банка, которая финансирует развитие частного сектора, предоставила кредит в размере 3,5 млн дол. США ООО ХФК «Биокон». Это первая инвестиция IFC в логистическую сервисную компанию в Украине.

Логистический центр «Биокон» является эволюционным и закономерным шагом в развитии фармацевтической логистики в Украине

На момент начала строительства не все потенциальные возможности логистического центр­а были востребованы участниками рынка в полной мере. Тем не менее, нами был выбран путь предоставления максимального уровня качества складских услуг. Именно поэтому система работы складского комплекса изначально закладывалась с учетом международных рекомендаций Надлежащей практики дистрибуции (GDP) и Надлежащей практики хранения (GSP), что помогло качественно поднять уровень работы с лекарственными средствами и заложить правильную базу для дальнейшего развития комплекса. Ряд фармацевтических компаний выступили с предложением арендовать площади под коммерческие склады еще на этапе строительства первой очереди, что подтвердило — мы движемся в правильном направлении.

В 2008 г. была сдана первая очередь площадью 10 тыс. кв. метров. Ориентировочно осенью 2010 г. будет сдана вторая очередь площадью около 20 тыс. кв. метров. Таким образом, весь комплекс будет составлять около 30 тыс. кв. метров. Сегодня у нас уже функционируют таможенно-лицензионный склад, склад временного хранения, коммерческие склады фармацевтических компаний.

Комплекс имеет выгодное географическое месторасположение: он находится в непосредственной близости к аэропорту, основным автомобильным трассам. Расстояние до границы города составляет 19 км, до Бориспольско-Броварской окружной дороги — 5 км.

В работе комплекса реализован принцип ответственного хранения товара: деятельность таможенного склада регулируется разработанной системой СОП (Стандартных операционных процедур). Успешно внедрены и реализованы на практике принципы Надлежащей практики дистрибьюции (GDP) и Надлежащей практики хранения (GSP).

Для обеспечения работы всего механизма реализован ряд локальных проектов с перспективой на развитие: отдельная станция пожаротушения, собственная котельная, скважины и водо­очистительные конструкции для водоснабжения, огромная дренажная система, на территории установлен пропускной режим, круглосуточно работает охрана таможенного склада и установлена система видеонаблюдения с фиксацией данных — создание такого комплекса далеко не простая задача, а закладка фундамента для дальнейшего развития была одним из главных приоритетов при проектировании.

— Могут ли фармацевтические компании для своих целей использовать склады, предназначенные для других нужд? Насколько остро стоит в Украине вопрос специализированных складов для фармы?

— В Украине появилось много современных складов «класса А», но они отличаются от фармацевтических по ряду параметров. Так, требования к помещениям для хранения лекарственных средств значительно выше аналогичных требований для хранения, например, промышленных товаров. И именно постоянное соответствие этим требованиям и вызывает сложности у многих логистических компаний.

Так, например, очень важным моментом для фармацевтического склада является система вентиляции и кондиционирования, которая должна обеспечивать необходимый воздухообмен в помещениях, гарантировать соблюдение строгого температурного режима.

Пару слов хотелось бы сказать об уникальности системы вентиляции, установленной в нашем комплексе. При ее проектировании специалистами нашей компании были учтены не только все современные нормы, но и пожелания многих фармацевтических компаний, которые подняли планку требований на новый уровень.

В 2008 г. была сдана первая очередь площадью 10 тыс. кв. метров. Ориентировочно осенью 2010 г. будет сдана вторая очередь площадью около 20 тыс. кв. метров

На сегодня это наиболее мощная и высокоэффективная система, установленная на украински­х фармацевтических складах, позволяю­щая проводить однократное воздухозамещение в час, и при этом поддерживать в помещении четкий температурный режим для хранения медикаментов. Только для подготовки воздуха на нашем складе созданы 2 мощные вентиляционные камеры, которые обеспечивают должную фильтрацию, очистку, кондиционирование поступающего воздуха.

Правильная организация вентиляции — это только одно из множества требований к фармацевтическим складам. Для того чтобы реализовать на складе соответствие всем требованиям, необходим немалый опыт, а предела совершенству нет! Так, система обеспечения качества компании «Биокон» регулярно оценивается во время внешних аудитов иностранными партнерами. Проводимые аудиты нацелены на осуществление контроля выполнения правил и соответствий принципов Надлежащей практики дистрибьюции (GDP) и Надлежащей практики хранения (GSP). Это также является бесценным опытом и позволяет нам повышать свой уровень. Полученные предложения необходимых корректирую­щих мероприятий совершенствуют технологию складской работы, а также помогают гармонизировать требование национальных регуляций и европейских норм в аспекте хранения грузов.

Комплекс имеет выгодное географическое месторасположение: он находится в непосредственной близости к аэропорту, основным автомобильным трассам

Переоборудование существующих складов, изначально спроектированных для других нужд, в фармацевтические в соответствии с требования­ми действующего законодательства и рекомендациями для хранения медикаментов теоретичес­ки возможно. Однако гораздо более рационально как с точки зрения эффективности работы склада, так и со стороны экономической целесообразности учесть будущую специализацию на стадии проектирования, что сможет обеспечить соответствующий уровень качества оказываемых услуг. Именно так поступили мы.

— Каковы Ваши планы по развитию комп­лекса?

— Сегодня, когда склады первой очереди начали свою работу, они уже полностью распределены и представляют собой комплекс таможенного и коммерческих складов. Вторая очередь будет представлять собой складские площади, полность­ю специализированные под функционировани­е коммерческих складов фармацевтических компаний. При этом вторую очередь будет отличать ряд современных технических решений, например, узкопроходной системы расположения стеллажей, что существенно повышает эффективность использования складской площади.

Индивидуальный подход, высочайший уровень качества — вот основные моменты нашей работы с клиентами. Ведь мало предоставить высочайший уровень и полный перечень услуг. Так, необходимы консультации на этапе установления потребностей в выборе склада. Есть множество нюансов, таких как необходимое количество мест для хранения паллет, определение необходимой зоны экспедиции, объемов и количества холодильных камер для хранения термолабильных медикаментов, количество офисных, подсобных помещений и зон для хранения сопутствующих промышленных материалов и т.д.

Без правильного определения потребностей использование склада может быть недостаточно эффективным. Имея богатый опыт и хорошо зная особенности инфраструктуры, мы можем помочь рассчитать все необходимые показатели складов.

Опыт — это одно из наших важнейших преимуществ. Проработав много лет на фармацевтическом рынке Украины, мы прекрасно осведомлены обо всех его особенностях, досконально знаем законодательную базу, все необходимые разрешительные документы и особенности их получения. Наш опыт полноценно служит нашим клиентам.

?Создание комплекса первой очереди площадью 10 тыс. кв. метров

Построить с нуля комплекс-гигант фармацевтических складов — весьма нелегкая задача. На этом пути был пройден ряд ответственных этапов, начиная от выбора правильного географического расположения, максимально благоприятствующего логистическим нуждам, проведения проектировочных работ с учетом всех современных требований Надлежащей практики дистрибьюции (GDP) и Надлежащей практики хранения (GSP), подведения всех необходимых электрических, газовых и информационных коммуникаций, которые смогут стать надежным фундаментом для функционирования логистического центра.

На нижней фотографии слева можно увидеть элементы системы внутристеллажного пожаротушения, которой оборудован склад. Это одна из множества систем, обеспечивающих безопасность хранения медицинской продукции на складе. Для тех же целей созданы система автономного водоснабжения со всеми необходимыми этапами очистки, собственная котельная, вынесенная за пределы склада, и, конечно же, уникальная система воздухообмена, которая обеспечивает температурный режим 15–25 °С и влажность 55–65%.

Все это стало возможным благодаря тому, что соответствие требованием было заложено на этапе проектировки.

— Значительным шагом для многих зарубежных производителей являются регистрация украинской компании–резидента и ведение хозяйственно-коммерческой деятельности на украинском фармацевтическом рынке с использованием национальной валюты как основной. Для такой деятельности нужен надежный партнер в лице логистического оператора.

— Сегодня наша компания ведет переговоры с рядом своих давних партнеров о перспективах развития их бизнеса в Украине.

Понимая, что наши зарубежные партнеры будут нуждаться в надежном и проверенном операторе для организации и ведения новой для них деятельности, мы готовы предоставить для данных компаний коммерческие склады в новом строящемся логистическом комплексе и организовать ту часть бизнесс-процесса, которая включает такие этапы: поступление груза на таможенный склад, его хранение, обработка и подготовка к таможенной очистке, таможенная очистка для фирмы-резидента, ведение учета и контроля, хранение и подготовка коммерческих заказов, доставка растаможенных заказов дистрибьюторам.

По желанию партнера и взаимной договоренности мы готовы предоставить комплекс услуг, который, помимо таможенно-логистического сервиса, будет включать ведение необходимого бухгалтерского учета и других процедур. Возможность объединения таможенного и коммерческого бизнеса уже заинтересовала некоторых наших давних партнеров. Старт описанной модели бизнеса состоялся в мае 2008 г.

— Какой планируется товарооборот одного складского комплекса площадью 10 тыс. кв. метров?

— Товарный оборот такого склада составляе­т ориентировочно около 500 млн дол. в год. Однако это во многом будет определяться экономической ситуацией в стране, объемами фармацевтического рынка.

Без правильного определения потребностей использование склада может быть недостаточно эффективным. Имея богатый опыт и хорошо зная особенности инфраструктуры, мы можем помочь рассчитать все необходимые показатели для складов

Мы думаем, что запуск второй линии наших складов будет осуществлен в момент повышения потребности на рынке, и мы сможем удовлетворить запросы фармацевтических компаний. Однако в то же время мы оставили серьезный резерв на перспективу — у нас есть запас земельных ресурсов, и при строительстве комплекса мы заводили газовые и электрические коммуникации в расчете на то, что в случае необходимости можно будет без лишнего промедления построит­ь еще один такой же складской гигант с площадью в 30 тыс. кв. метров. Таким образом, мы готовы и к ситуации, когда фармацевтический рынок в Украине продемонстрирует стремительный рост.

— Является ли инфраструктура склада фиксированной, или же возможны какие-то изменения планировки в зависимости от потребностей клиентов?

— Наши склады построены по современной модульной технологии, которая позволяет изменять планировку в зависимости от потребностей наших клиентов.

Основные технические характеристики помещений:

  • сетка колонн: 12х12;
  • нагрузка на пол: 5 т/м2;
  • бетонный пол с пылевлагозащитным покрытием;
  • система спринклерного пожаротушения;
  • 9 разгрузочных ворот с доклевеллером для фур и 4 ворот для мелкогабаритного транспорта на 10 000 м2 складских помещений.

Однако очевидно, что наиболее эффективно можно использовать помещение, если все технические требования к нему будут оговорены на стадии проектировки и строительства, поэтому с теми клиентами, которые будут использовать наши склады второй или третьей линии, уже сегодня ведутся работы по созданию оптимальной структуры их складских помещений.

— Украина имеет весьма особенное географическое положение, находясь на пересечении множества транзитных путей, связывающих страны Западной Европы, СНГ и Азии. Могут ли подобные склады служить логистическим центром для компаний, которые работают в таких регионах, как Средняя Азия, Кавказ, другие страны СНГ?

— Действительно, Украина имеет уникальное расположение и могла бы получать огромные доходы как транзитная страна. Однако что касае­тся фармацевтического сектора, то реализовать сегодня подобный бизнес тяжело, хотя желающих много. Это связано с особенностями законодательства, в частности с положениями законодательных актов о лекарствах, запрещающих ввоз на территорию Украины незарегистрированных лекарственных препаратов, что автоматически делает практически невозможным осуществление транзита лекарственных средств через нашу страну.

Возможно, это будет учтено в новых редакциях закона о лекарственных средствах, ведь такая деятельность могла бы приносить неплохие дивиденды в масштабах страны.

Думаю, регуляторные нормы будут постепенно оптимизироваться в соответствии с тем, как развивается рынок. Есть ряд вопросов, решение которых возможно на базе развитых складских комплексов, и может существенно улучшить условия работы на фармацевтическом рынке нашей страны. Например, существующий порядок импорта в Украину таков, что сначала в страну завозятся медикаменты, проходят таможню, а пос­ле прохождения таможенного оформления, образцы везут в экспертную лабораторию, где и выясняется, что же было ввезено.

Такая система возникла в тот момент, когда работа с фармацевтическими грузами была связана с техническими сложностями — для того чтобы проводить анализ образцов продукции, не прошедшей таможенного оформления, нужны склады, где можно хранить достаточно большие объемы товаров.

Актуальность данного вопроса не вызывает сомнений, и уже сегодня возможны альтернативные решения, выгодные как для фармацевтических компаний, так и для государства — открытие филиалов контрольно-аналитической лаборатории на базе современных складских комплексов включающих в себя таможенно-лицензионные склады достаточной мощности.

— Создание логистических центров — это надежная база для ведения фармацевтического бизнеса. Каким будет дальнейшее развитие этой идеи? Каковы перспективы развития логистических услуг в Украине?

—Сегодня мы уже предоставляем большой перечень услуг по работе с грузами, документацией, именно для этого мы создавали комплекс, который построен по самым современным технологиям.

В европейских странах, России реализована еще одна форма работы логистических компаний —так называемые логистические операторы. Они осуществляют полный комплекс логистических услуг — полностью берут на себя всю цепочку доставки товаров от производителя к аптеке за фиксированную оплату. К «плюсам» такого подхода относится сокращение расходов, количества операций с товаром, различных рисков. В конечном счете это может привести к снижению стоимости товара для конечного потребителя и уменьшению времени на доставку товара.

Сегодня мы наблюдаем важную веху в развитии фармацевтического бизнеса в Украине — западные компании массово открывают свои склады в нашей стране, они становятся ближе к аптекам, хотят контролировать весь процесс того, как их препараты попадают на аптечные полки.

Все это существенно изменяет правила игры на фармацевтическом рынке, и еще повлечет ряд изменений. В том числе, очевидно, будет развиваться рынок логистических услуг, что наверняка приведет к появлению логистических операторов, увеличению спроса на них.

Сегодня мы наблюдаем важную веху в развитии фармацевтического бизнеса в Украине — западные компании массово открывают свои склады в нашей стране, они становятся ближе к аптекам

Многие функции фармацевтических дистрибьюторов могут брать на себя логистические операторы, но не нужно питать иллюзий по поводу бурного развития этой услуги в ближайшие годы — существующая схема дистрибьюции работает и повышать риски, отказываясь от нее, никто не собирается. Скорее, речь пойдет об эволюционном развитии рынка логистических услуг в фармации.

— Насколько комфортна для производителей работа с вашими складами? Как будут стыковываться отчетность, учетные системы?

— Да, конечно, мы делаем все, чтобы работать с нами было комфортно и надежно. Абсолютно все процессы, которые осуществляются на наших складах, создавались с учетом современных требований и стандартов. Мы неоднократно посещали склады наших западных партнеров, перенимали опыт и выясняли все нюансы, которые важно учитывать на этапе разработки подобного комплекса. В том числе это касалось программных продуктов.

У нас реализована современная WMS-система, построенная на базе программного продукта Oracle E-Business Suite (12.1), которая может быть связана программно с любыми существующими системами материального и бухгалтерского учета. Кроме того, на складе работают все необходимые средства беспроводной связи. Все движения товара на наших складах будут полностью управляемыми, прозрачными и доступными контролю в любой момент. По сути, компании могут видеть полностью все передвижения своих товаров, находясь в главном офисе или даже в любой точке планеты, где есть доступ к интернету.

— Какие основные категории услуг сегодня предоставляет логистический центр?

— Мы предоставляем обширный пакет услуг и готовы оптимизировать их под нужды наших клиентов.

Среди основных могу назвать формирование индивидуального логистического решения; доставку груза из/в аэропорт «Борисполь»; прием груза на хранение, подготовка к таможенной очистке; таможенное декларирование и очистка груза; решение вопросов, связанных с разрешительными процедурами в системе? здравоохранения; ответственное хранение товара; обработка заказов; организация доставки груза; информационное обеспечение в режиме on-line/off-line (система Oracle E-Business Suite); весь комплекс услуг по транзитным грузам.


Логистический центр «Биокон» задает правила хорошего тона отечественной логистики

Склады первой очереди уже начали свою работу более полугода назад, они уже полностью распределены и представляют собой комплекс таможенного и коммерческих складов. То, что предложения на аренду практически всей площади складов первой очереди поступили еще на этапе проектировки, легко объясним­о — складские комплексы такого уровня в Украине сегодня найти нелегко. Очевидно, что аргументом в пользу такого решения стала и высокая лояльность производителей к группе компаний «Биокон», доверие к которой было завоевано годами продуктивного сотрудничества.

Множественные системы контроля стоя­т на страже продукции. Среди них системы безопасности: видеонаблюдение, круглосуточная охрана, пожарная сигнализация, мониторинг микроклимата — контроль температуры и влажности, санитарно-гигиенический контроль.

Для повышения эффективности работы складов внедрено самое современное программное обеспечение на базе ORACLE Applications.

Будущее комплекса известно уже сегодня: осенью 2010 г. ожидается сдача второй очереди площадью около 20 тыс. кв. метров.

— Сколько людей нужно для обслуживания склада площадью 10 тыс. кв. метров?

— Это неизменно вызывает удивление, но для этого нужно всего около 30 человек, однако на современных складах это нормальная ситуация. Продуманная инфраструктура, современная высокопроизводительная погрузочно-разгрузочная техника, автоматика — все сделано для того, чтобы минимизировать тяжелый человеческий труд. ?

Олег Терновенко,
по материалам, предоставленным
компанией «Биокон»,
фото Любови Столяр

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*


Останні новини та статті