Три кита компании «Словакофарма»

?

:

• собственное производство
• кооперация с украинскими производителями
• реализация готовых лекарственных препаратов

Восьмилетний опыт работы компании «Словакофарма» в Украине является весьма многогранным. На различных этапах развития отечественного фармацевтического рынка словацкая фирма выступала соучредителем дистрибьюторской компании и завода по производству медикаментов, все это время оставаясь крупным поставщиком готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций в Украину. К тому же ввод в эксплуатацию современного фармацевтического завода «У Фарма» (г. Киев) и последующее наращивание лицензионного выпуска медикаментов на этом предприятии — один из немногочисленных примеров успешного инвестирования иностранного капитала в отечественную фарминдустрию.
О деятельности компании «Словакофарма» на отечественном рынке, проблемах и перспективах развития в Украине и пойдет речь в этой статье.

Начало большого пути

Первые шаги компании «Словакофарма» в Украине несколько отличались от традиционных методов «вхождения» зарубежных производителей медикаментов на украинский фармацевтический рынок. Фирма изначально ориентировалась как на поставки готовой продукции, так и на экспорт субстанций и создание украинского фармацевтического производства с участием словацкого капитала.

В 1992 году представительная делегация, в составе которой были руководители компании «Словакофарма», посетила несколько отечественных химико-фармацевтических предприятий, в частности завод «Киевмедпрепарат» (ныне — ОАО). Целью этого визита было обсуждение вопросов взаимовыгодного сотрудничества в области поставок в Украину субстанций, произведенных на заводах «Словакофарма». В ходе переговоров возник обоюдный интерес к созданию совместного предприятия по производству медикаментов, и менее чем через полгода была основана украинская компания с иностранной инвестицией «У Фарма». Около 60% уставного фонда принадлежало фирме «Словакофарма», 40% — ОАО «Киевмедпрепарат».

p_223_2_170100_Slovakofarma_1.jpg (18160 bytes)

Главный офис компании «Словакофарма» в г. Хлоховец (Словакия)

Первым делом, первым делом — производство

Поскольку строительство и пуск производства — процесс достаточно длительный, «У Фарма» начала работать как дистрибьюторская компания — поставляла на отечественный рынок препараты производства Словакии, Польши, реализовывала продукцию завода «Киевмедпрепарат». Однако с вводом в эксплуатацию завода «У Фарма» деятельность фирмы как оптового поставщика прекратилась. Причиной тому — стратегическая позиция руководства компании «Словакофарма»: производитель должен заниматься производством. Безусловно, опыт СП в сфере оптовой торговли помог словацкой фармацевтической компании лучше понять особенности работы на рынке Украины. Однако приоритетом было и остается собственное производство медикаментов, их выпуск на принципах производственной кооперации.

По мнению главы представительства компании «Словакофарма» в Украине Сергея Полянского, выбранная специализация — правильный путь, и это подтверждают процессы, происходящие на фармацевтических рынках Восточной Европы. Например, в Словакии с населением 5 млн человек в начале 90-х годов существовало около 1000 дистрибьюторских компаний, спустя два-три года их осталось чуть более 100, а сегодня — около 10, причем «Словакофарма» сотрудничает с тремя из них.

?

Разделяй и властвуй

После того как было принято решение организационно отделить деятельность в сфере производства от дистрибьюции собственной продукции, в Украине открылось представительство компании. В его компетенцию были переданы вопросы взаимодействия с украинскими дистрибьюторскими компаниями, продвижение фармацевтической продукции, произведенной заводами фирмы «Словакофарма» в Словакии, Чехии, Украине, а также изучение возможностей лицензионного выпуска хорошо известных лекарственных препаратов компании на украинских заводах.

p_223_2_170100_Slovakofarma_2.jpg (20817 bytes)

В одном из цехов завода «У Фарма»

«У Фарма» сегодня — это небольшое предприятие, выпускающее медикаменты. Производственная и организационная структура здесь смоделированы по западному образцу. На заводе нет, например, котельной, собственного транспортного цеха — все вспомогательные функции выполняют сторонние подрядчики.

Предприятие было построено, оборудовано и введено в эксплуатацию с учетом норм и требований GMP. Ремонт помещений, установка производственных линий, шеф-монтаж и другие виды работ выполнили словацкие специалисты, материалы и оборудование были поставлены из Словакии, Австрии, Германии. В качестве проектанта, генерального подрядчика также выступали иностранные фирмы.

?

Препараты

Основу номенклатуры продукции, выпускаемой заводом «У Фарма», составляют препараты АГАПУРИН (пентоксифиллин) в форме драже, АГАПУРИН/ретард в форме таблеток, АМИТРИПТИЛИН СЛОВАКОФАРМА (амитриптилин), ВАЗОКАРДИН (метопролол), выпускаемые на условиях лицензионного соглашения с компанией «Словакофарма». Материнская фирма поставляет на завод лекарственные препараты в упаковках «ин балк», на заводе производится их фасовка. Это позволяет сотрудникам компании, с одной стороны, быть уверенными в качестве готовой продукции, с другой — добиться снижения ее стоимости по сравнению с импортируемыми аналогами.

Аналогичным образом, по соглашению с Гродзиским ФЗ «Польфа» (Польша), осуществляется лицензионный выпуск препарата ГРОСЕПТОЛ (ко-тримоксазол), ряда других лекарственных средств.

Конечно, себестоимость продукции можно было бы снизить еще больше, если поставлять на завод не готовые препараты в упаковке «ин балк», а фармацевтические субстанции, тем более что «Словакофарма» является одним из крупнейших в Европе производителей субстанций пентоксифиллина, метопролола, производных морфина, трамадола. Однако для этого заводу «У Фарма» необходим партнер, который рассматривал бы украинский рынок в плане долгосрочного сотрудничества, поскольку крупные инвестиции в отечественное производство сегодня не принесут быстрой отдачи. К сожалению, в настоящее время инвестиционная привлекательность украинской экономики в целом оставляет желать лучшего, из-за чего реализация долгосрочных проектов затруднена.

?

«Иностранцы» в почете

Помимо участия в уставном фонде отечественного производственного предприятия компания «Словакофарма» продолжает поставлять на рынок Украины лекарственные средства собственного производства. Наибольший объем продаж приходится на долю трех препаратов: ПИНОСОЛ в форме капель в нос, в состав которых входят эфирные масла эвкалипта, сосны, мяты, а также витамин Е, тимол и азулен, БРОНХОСАН (содержит бромгексин, ментол, эфирные масла и др.) и ВИТАМИН Е СЛОВАКОФАРМА (токоферол).

В Украине сегодня БРОНХОСАН входит в первую тройку по объемам продаж среди всех капель, содержащих бромгексин. ПИНОСОЛ также лидирует в соответствующей группе лекарственных препаратов. Более того, уже зарегистрированы новые лекарственные формы ПИНОСОЛА — интраназальная мазь и крем, за счет чего планируется увеличить долю рынка, занимаемую препаратами под этим торговым названием. По данным компании «Словакофарма», ВИТАМИН Е СЛОВАКОФАРМА также уверенно удерживает первое место среди аналогов по объемам продаж в денежном выражении.

?

Лучше меньше, да лучше

Компания «Словакофарма» сотрудничает с 10 украинскими дистрибьюторами, продолжая идти по пути сокращения числа прямых импортеров производимых ею лекарственных средств.

В то же время завод «У Фарма», ассортимент продукции которого пока не столь широк, придерживается несколько иной политики сбыта. На данном этапе предприятие сотрудничает и с небольшими дистрибьюторскими компаниями, и с аптеками. Однако в перспективе топ-менеджеры материнской компании и завода планируют приблизить сбытовую политику предприятия к европейским стандартам, то есть работать с ограниченным числом оптовых фирм и производить продукцию главным образом на основе их заявок.

Денис Олейников
Фото Евгения Кривши
Фото главного офиса предоставлено
компанией «Словакофарма»

МНЕНИЕ

Сергей Полянский

руководитель представительства компании «Словакофарма» в  Украине

— Мы уделяем максимум внимания изучению возможностей производственной кооперации, поставок субстанций и лицензионного выпуска лекарственных препаратов.

Причем эта сфера бизнеса интересна для нас вдвойне: с одной стороны, компания «Словакофарма» является известным европейским производителем готовых лекарственных препаратов. Мы можем предложить украинским партнерам — я имею в виду прежде всего крупные химико-фармацевтические заводы — права на изготовление лекарственных препаратов под хорошо известными торговыми марками нашей фирмы, субстанции для их производства, маркетинговое сопровождение и т.д. Потенциал продаж таких препаратов составляет сотни тысяч упаковок. С другой стороны, завод «У Фарма» готов рассмотреть предложения зарубежных фирм о кооперации.

По моему мнению, кооперация как метод активного освоения рынков восточноевропейских стран западными компаниями полностью себя оправдала. Скажем, компания «Словакофарма» на своих заводах по лицензии выпускает для словацкого рынка такие известные препараты, как СУМАМЕД (азитромицин) компании «Pliva», ГАСТРОЦЕПИН (пирензепин) фирмы «Boehringer Ingelheim», ГИСМАНАЛ (астемизол) компании «Janssen-Сilag», некоторые другие препараты-«бестселлеры».

Отечественному производителю производственная кооперация дает еще одно немаловажное преимущество. Согласитесь, если выпускать известный препарат под международным названием, то существует риск «обезличивания» его среди подобных лекарственных средств. «Раскрутка» же новой торговой марки стоит дорого. Не легче ли производить препарат, который уже известен в Украине, так называемый раскрученный брэнд?

В ближайшее время мы планируем возобновить лицензионное производство препарата СПАЗМОВЕРАЛГИН НЕО совместно с  ОАО «Фармак». Готовим аналогичные проекты производства на украинских заводах препаратов ФЕБИХОЛ (фенипентол) и ТРАМАДОЛ. Все эти проекты могут изменить расстановку сил в  соответствующих сегментах фармацевтического рынка Украины.

Что же касается перспектив развития завода «У Фарма», то мы надеемся на улучшение общеэкономической конъюнктуры, и, как следствие, рост интереса потенциальных инвесторов к нашему заводу, в то же время продолжая его развитие за счет собственных ресурсов. В частности, в 2000 году предприятие приступит к выпуску таких препаратов, как АНОПИРИН (отбуференная ацетилсалициловая кислота, используемая в  качестве антиагреганта), ДИКЛОФЕНАК (диклофенак натрий). Кроме того, завод по-прежнему заинтересован в предложениях зарубежных партнеров по лицензионному выпуску лекарственных препаратов.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті