Takeda в Украине – начало долгой и успешной истории

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать.
Харуки Мураками

Много десятилетий в узком кругу крупных мультинациональных фармацевтических производителей можно было найти только компании, основанные на Западе — в славящейся своими традициями старой Европе или в инновационном Новом Свете — в частности США. Однако время шло, и действующие лица на мировой фармацевтической арене стали стремительно меняться — теперь среди мультинациональных инновационных фармацевтических компаний можно встретить представителей загадочного и далекого Востока. Одним из крупнейших среди них является японская компания Takeda, занявшая 12-ю позицию в глобальном рейтинге производителей рецептурных препаратов («IMS Health», 2011). Такой значимый результат не стал для нее поводом почивать на лаврах — Takeda активно развивается: создает инновационные препараты и расширяет свое присутствие на мировом фармацевтическом рынке как в географической, так и в терапевтической плоскости. В рамках глобальной стратегии компания особое внимание уделяет ведению бизнеса на развивающихся рынках для повышения доступности современных инновационных препаратов для жителей соответствующих стран. Теперь Takeda представлена и на украинском фармацевтическом рынке. Именно поэтому сегодня пришло время рассказать историю упорного труда, важных стратегических решений и заслуженного успеха компании на мировом рынке и в нашей стране, а также приоткрыть завесу тайны, скрывающую ее амбициозные планы на будущее.

Об этом и других вопросах, волнующих украинскую фармацевтическую общественность, корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» рассказал Евгений Заика, директор компании Takeda в Украине:

— Первое, что я хотел бы подчеркнуть — в этом году произошло очень важное событие — 1 марта 2013 г. компания «Никомед Украина» сменила имя на «Такеда Украина». Теперь она будет вести свою деятельность под новым названием, завершив таким образом процесс слияния Takeda и Nycomed, который начался в конце 2011 г. Хочется обратить внимание на то, что новое название компании будет появляться на упаковках препаратов по мере утверждения регуляторными органами соответствующих изменений. Таким образом, некоторое время в Украине еще будут реализоваться лекарственные средства с логотипом компании Nycomed, зарегистрированные ранее.

— Что изменилось для компании Nycomed после ее приобретения Takeda? Как эти изменения коснулись Nycomed в Украине?

— Приобретение Nycomed компанией Takeda можно сравнить с переходом в высшую лигу. Благодаря слиянию Nycomed и Takeda мы получили новые возможности для развития, поскольку объединение активов обеих компаний позволяет увеличить потенциал Takeda и достичь синергичного эффекта. Takeda получила мощное присутствие на развивающихся рынках, которые сегодня являются одними из самых перспективных. Они могут похвастаться двухзначными показателями темпов прироста объема продаж, при этом мы получили возможность выводить на эти рынки современные инновационные препараты и расширять наше присутствие в различных терапевтических сферах.

Благодаря этому уже в ближайшее время планируется вывести на рынок 6 новых лекарственных средств, применяемых в кардио­логии, гастроэнтерологии, онкологии, эндокринологии (для лечения сахарного диабета II типа).

Со всей ответственностью могу сказать, что в 2013 г. наша компания будет придерживаться определенных ранее приоритетных направлений: эффективное и ответственное ведение бизнеса, забота о развитии персонала, поддержка социальных проектов, а также реализация благотворительных инициатив. Важно отметить, что и в контексте корпоративной культуры между компаниями происходит взаимообмен и взаимопроникновение — мы перенимаем опыт Takeda как международной компании, при этом она берет некоторые наши наработки. Таким образом, наше сотрудничество представляет собой взаимовыгодный симбиоз.

— Какие планы на ближайшее будущее у «Такеда Украина»? Какие цели Вы ставите перед своими сотрудниками?

— Следует отметить, что «Такеда Украина» занимает уникальную позицию среди подразделений Takeda на развивающихся рынках. Так, Украина входит в топ-10 по объему продаж компании среди стран, в которых она представлена. Это, безусловно, заслуга команды профессионалов, представляющих продукцию Takeda в Украине. Такой успех стал причиной пристального внимания к работе нашей компании с целью перенять передовой опыт успешной работы на развивающихся рынках.

Мы меняем имя, но при этом остаемся верны своим традициям и ценностям

В планах «Такеда Украина» прежде всего выведение на рынок инновационных препаратов, 6 из которых сейчас находятся в процессе регистрации или подготовки к ней. R&D-разработки Takeda дают все предпосылки для того, чтобы компания стала успешной в таких сферах, как гастроэнтерология, лечение артериальной гипертензии, сахарного диабета, онкологических заболеваний.

Благодаря этому мы стремимся и дальше удерживать 3-ю позицию в рейтинге фармацевтических компаний на украинском фармацевтическом рынке по объему аптечных продаж в денежном выражении. Следует отметить, что мы довольны своей позицией в сегменте аптечных продаж безрецептурных лекарственных средств, на долю которого приходится примерно 10% в структуре наших продаж в денежном выражении. Также мы намерены и дальше укреплять свое присутствие в госпитальном секторе отечественного фармацевтического рынка.

Если говорить о планах на несколько лет вперед, то это в первую очередь выведение на рынок вакцин, поскольку компания Takeda широко известна своими разработками в этой сфере. Еще одним перспективным направлением для нас является рынок препаратов для лечения заболеваний центральной нервной системы. В частности, в наших отдаленных планах выведение на рынок 4 препаратов, разработанных специалистами компании Takeda, в том числе для лечения шизо­френии и депрессии.

Еще несколько слов хотелось бы сказать о наших планах по локализации производства в Украине. Напомню, что компанией Takeda успешно реализован масштабный проект по локализации производства в Ярославле (Россия). Сегодня мы активно изучаем возможности по локализации производства в Украине, поскольку понимаем важность этого рынка для компании.

История успеха

История компании Takeda насчитывает более 200 лет и уходит корнями в те времена, когда о самурайской доблести и кодексе чести знали не понаслышке или из книг. Ее основал в 1781 г. потомок легендарного самурайского рода Чобэй Такеда IV (Chobei Takeda), который открыл небольшой магазин в Осаке, специализировавшийся на продаже традиционных лекарственных средств японского и китайского производства. Либерализация внешнеэкономической политики Японии во второй половине XIX в. стала мощным толчком для развития бизнеса. Так, в 1871 г. Чобэй Такеда IV организовал и возглавил кооператив, занимающийся импортом лекарственных средств западного производства. Компания поставляла в Японию хинин — противомалярийный препарат, а также лекарственные средства, применяемые при холере.

На начальном этапе импорт был организован с участием западных компаний, однако Takeda развивалась, и в 1895 г. был начат прямой импорт препаратов из Великобритании, США, Германии и т.д. Это дало возможность уже через несколько лет заключить договор об эксклюзивной дистрибьюции на всей территории Японии лекарственных средств немецкой компании «Bayer». Стык XIX и ХХ в. стал для компании определяющим. Именно тогда произошло переориентирование на инновационные препараты вначале западного производства, а затем и собственного. Так, компания открыла первый завод по производству лекарственных средств, а затем — и научно-исследовательское подразделение, которое разрабатывало седативные препараты, анальгетики, инъекционные формы D-глюкозы. Еще одним шагом на пути создания крупной интегрированной инновационной исследовательской и производственной компании стало основание в 1925 г. Чобэйем Такедой V компании «Chobei Takeda&Co., Ltd.». Она не только укрепляла свои позиции на рынке страны Восходящего солнца, но и начала экспорт лекарственных средств собственного производства в Китай и США.

Непростым вызовом для компании было восстановление бизнеса после Второй мировой войны, на который она ответила с достоинством. Так, в 1946 г. Takeda в рамках частно-государственного партнерства на руинах разбомбленного военно-морского арсенала в Хикари построила новый завод по производству вакцин.

Ключевые изменения, позволившие Takeda стать одной из крупнейших мультинациональных фармацевтических компаний в мире, произошли во второй половине ХХ в. на волне беспрецедентного по своим темпам роста экономики, широко известного как японское экономическое чудо.

Компания Takeda сегодня

Компания Takeda является крупнейшим игроком японского фармацевтического рынка и одной из ведущих компаний на мировой арене. Она занимает 12-ю позицию в рейтинге фармацевтических компаний по объему продаж рецептурных препаратов в денежном выражении («IMS Health», 2011 г.). Начиная свою деятельность в Японии и США, сегодня компания присутствует на фармацевтических рынках более чем 70 стран, а штат ее сотрудников насчитывает около 30 тыс. человек по всему миру. Общий объем продаж компании «Takeda Pharmaceutical Company Limited» в 2012 г. составил 18,4 млрд дол. Такие достижения стали возможны благодаря широкому продуктовому портфелю, львиную долю в котором составляют инновационные лекарственные средства.

Сегодня одной из стратегических целей компания является увеличение своего присутствия на развивающихся рынках. Во многом это связано с большой перспективностью последних. В частности, для многих развивающихся стран темпы прироста объема продаж характеризуются двухзначными показателями, в то время как аналогичные показатели для развитых стран оцениваются на уровне не выше 6%. В немалой степени основываясь на подобных прогнозах, компания Takeda ожидает, что увеличение объема продаж на развивающихся рынках в 2012–2016 гг. составит более 16,6%, в то время как данный показатель для Европы и США будет на уровне 5% и 5,4%, соответственно. Среди наиболее приоритетных развивающихся рынков для компании можно выделить страны Латинской Америки, Азии, Африки, СНГ, в том числе Россию и Украину. В целом рост доходов от продаж компании в данный период оценивается на уровне более 5%. Кроме того, Takeda планирует укрепить свои позиции на быстрорастущих рынках и войти в топ-10 фармацевтических производителей по объему продаж в тех странах, где этого пока не было достигнуто.

Компания с уверенностью смотрит в будущее, поскольку наряду с имеющимся продуктовым портфелем она является обладательницей одного из самых перспективных R&D-подразделений среди мультинациональных фармацевтических корпораций. Так, согласно данным аналитической компании «Evaluate Pharma», по состоянию на ноябрь 2012 г. среди препаратов, находящихся в разработке, в III фазу клинических исследований попадает 31% перспективных продуктов Takeda. Таким образом, компания является лидером по данному показателю среди мультинациональных фармацевтических компаний при среднем показателе для отрасли 19,9%.

Takeda активно инвестирует в R&D-разработки, вкладывая порядка 20% своей прибыли в этот сегмент. При этом приоритетными терапевтическими направлениями для компании в 2012–2014 гг. являются: онкология — 31% расходов на R&D; кардиология и метаболизм — 27%; заболевания центральной нервной системы — 14%; патология органов дыхания и иммунология — 12%; общая медицина — 12%; вакцины — 4%. В ближайшие 5 лет компания планирует вывести на мировой фармацевтический рынок более 20 новых препаратов.

Компания Takeda активно развивается. Так, по итогам 2011 г. (по показателю МАТ апрель 2011 г. — март 2012 г.) ее мировой объем продаж достиг 17 млрд дол. США, а за 9 мес 2012 г.(к декабрю 2012 г.) — 14,6 млрд дол., что на 5,5% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом прибыль компании составила 1,7 млрд дол. Прогнозируется, что по итогам 2012 г. (по показателю МАТ апрель 2012 г. — март 2013 г.) объем продаж Takeda превысит 18,4 млрд дол., при этом рост по сравнению с предыдущим годом оценивается на уровне 6,3%.

Что же касается позиций Takeda в Украине, то, согласно данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», она уже несколько лет входит в топ-10 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении. При этом по итогам 2012 г. ей удалось улучшить свои позиции в данном рейтинге и войти в тройку наиболее успешных компаний. Это стало возможно благодаря росту объема аптечных продаж Takeda, которые значительно опережают аналогичные показатели для рынка в целом, что позволило компании по итогам 2012 г. увеличить свою долю в структуре аптечных продаж на украинском фармацевтическом рынке до 3,6%. По объему аптечных продаж рецептурных препаратов в денежном выражении Takeda уже в течение нескольких лет является лидером среди маркетирующих организаций Украины. Актовегин, Кардиомагнил и Цераксон входят в десятку наиболее продаваемых брэндов лекарственных средств в аптечном сегменте в денежном выражении.

Продуктовый портфель

В продуктовом портфеле компании насчитывается 149 препаратов, 80 из которых являются оригинальными. Согласно данным доклада «Pharma R&D Annual Review 2012» компании «Citeline», Takeda занимает 7-е место в рейтинге компаний по количеству препаратов, лонч которых планируется провести в ближайшие 5 лет, улучшив свою позицию на 5 пунктов по сравнению с 2011 г.

При этом бизнесобразующими являются противоопухолевое лекарственное средство лейпрорелин, ингибитор протонной помпы лансопрозол, блокатор рецепторов ангиотензина II кандесартан и пиоглитазон, применяемый при сахарном диабете II типа. В Украине же первую скрипку играют такие препараты компании, как Актовегин, Кардиомагнил, Цераксон, Конкор, Низивин и Кальций-Д3.

Компания и впредь намерена расширять свое присутствие на рынке Украины, в том числе в разрезе терапевтических групп лекарственных средств. Так, среди препаратов компании Takeda, выведение которых запланировано на ближайшее будущее, присутствуют лекарственные средства применяемые при онкологических заболеваниях, сахарном диабете, а также в кардиологии и гастроэнтерологии.

Среди препаратов, выведение которых на украинский фармацевтический рынок запланировано на ближайшее будущее, наиболее перспективными являются:

  • Мифамуртид, маркетируемый в ЕС под торговым названием Mepact®, повышает выживаемость пациентов с остеосаркомой. Мифамуртид применяется в комбинации с химиотерапией и показан для лечения резектабельной неметастатической остеосаркомы высокой степени злокачественности после полного хирургического удаления опухоли у детей, подростков и молодых людей.
  • Ведолизумаб является препаратом моноклональных антител к α4β7-интегрину, который экспрессируется на поверхности лейкоцитов, циркулирующих в кровяном русле. Лейкоциты играют важную роль в развитии воспалительного процесса при язвенном колите, а также болезни Крона. Последняя относится к воспалительным заболеваниям кишечника.
  • Декслансопразол — препарат, маркетируемый в США под торговым названием Dexilant и выпускается в форме капсул, показан для применения у взрослых для лечения изжоги, связанной с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. Изжога, отмечаемая в течение 2 и более дней в неделю, несмотря на лечение и соблюдение диеты, может быть связана с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. Курс терапии может составлять от 4 нед до 6 мес и призван восстановить повреждения слизистой оболочки желудка, так называемого эрозивного эзофагита, а также облегчить изжогу. При этом большинство повреждений заживает в течение 4–8 нед.
  • Алоглиптин — препарат, одобренный Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA), который будет маркетироваться в США под торговым названием Nesina. Он применяется для лечения сахарного диабета II типа и относится к новому классу пероральных сахароснижающих препаратов — ингибиторов дипептидилпептидазы-4 (DPP-4). Алоглиптин характеризуется низким риском развития гипогликемии и нейтрален в отношении изменения массы тела. Его планируется выпускать в дозировках 12,5 и 25 мг. Алоглиптин будет представлен в комбинации с метформином/пиоглитазоном.
  • Азилсартан является антагонистом ангиотензина II прямого действия. Одобрен FDA в марте 2011 г. в для лечения артериальной гипертензии у взрослых. Азилсартан выпускается в форме таблеток в дозировках 20, 40 и 80 мг для приема 1 раз в сутки. Под торговым названием Edarbi это лекарственное средство появилось и на фармацевтическом рынке Европы. Одобрение Edarbi основано на результатах многочисленных клинических исследований, в которых в общей сложности участвовали около 6 тыс. пациентов с артериальной гипертензией. Азилсартан в рекомендованной дозе при применении 1 раз в сутки является эффективным гипотензивным препаратом, который характеризуется благоприятным профилем безопасности, что делает его привлекательным для лечения артериальной гипертензии.
  • Брентуксимаб ведотин — препарат маркетируюемый в США под торговым названием Adcetris, который показан пациентам с лимфомой Ходжкина в случае прогрессирования заболевания после аутологичной трансплантации стволовых гемопоэтических клеток или проведенных 2 курсов полихимиотерапии, а также при неэффективности полихимиотерапии у пациентов с системной анапластической крупноклеточной лимфомой. Препарат был одобрен для применения в США (19 августа 2011 г.), ЕС (25 октября 2012 г.), а также Корее и Австралии (в июле и сентябре 2012 г. соответственно).

Лесь Лукавецкий, ведущий научный сотрудник отделения гематологии ГУ «Институт патологии крови и трансфузионной медицины» НАМН Украины (Львов), кандидат медицинских наук, член Европейской ассоциации гематологов:

— Сегодня внимание мировой и украинской медицинской общественности в сфере терапии опухолевых гематологических заболеваний привлекает препарат Adcetris (брентуксимаб ведотин), который стал результатом более чем 10-летних исследований. В 2011 г. он был выведен на фармацевтический рынок США как первый за последние 30 лет, получивший одобрение в США для лечения пациентов с рецидивирующей/резистентной лимфомой Ходжкина, а также как первое таргетное лекарственное средство, которое специфично применяется для лечения одной из редких форм Т-клеточной неходжкинской лимфомы — системной анапластической крупноклеточной лимфомы.

Брентуксимаб ведотин представляет собой комбинацию антитела (анти-CD30) с химиотерапевтическим средством. Антитело связывается с CD30+-клетками опухоли, а химиотерапевтическое средство — монометил ауристатин — воздействует на внутриклеточные структуры, приводя к гибели клеток лимфомы.

Препарат назначают пациентам с лимфомой Ходжкина в случае прогрессирования заболевания после аутологичной трансплантации стволовых гемопоэтических клеток или проведенных 2 курсов полихимиотерапии, а также при неэффективности 1 курса полихимиотерапии у пациентов с системной анапластической крупноклеточной лимфомой. Сегодня благодаря компании Takeda мы можем в ближайшее время получить новый эффективный противолимфомный препарат Adcetris, который позволит обеспечить проведение современной медикаментозной терапии у пациентов с лимфомой Ходжкина или системной анапластической крупноклеточной лимфомой.

Юрий Сиренко, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом симптоматических гипертензий Национального научного центра «Институт кардиологии им. академика Н.Д. Стражеско» НАМН Украины, главный внештатный специалист МЗ Украины по специальности «Кардиология»:

— Препараты, представленные в продуктовом портфеле компании Tакеdа, позволяют осуществлять рациональную медикаментозную терапию у пациентов с артериальной гипертензией, сердечной недостаточностью, ишемической болезнью сердца, инфарктом миокарда. Наибольшее внимание из уже присутствующих на рынке лекарственных средств привлекают Конкор (бисопролол), который благодаря своей эффективности по праву является одним из самых популярных препаратов, Бритомар (торасемид) — петлевой диуретик длительного действия, Кардиомагнил (ацетилсалициловая кислота, магния гидроксид).

Очень воодушевляют планы компании по регистрации в Украине хорошо зарекомендовавших себя инновационных препаратов: блокаторов рецепторов ангиотензина II — кандесартана (в комбинации с диуретиком) и азилсартана (в комбинации с тиазидным диуретиком хлорталидоном), показанных для лечения артериальной гипертензии. Данные об эффективности азилсартана, которые были представлены на ежегодном заседании Американского общества гипертензии (American Society of Hypertension — ASH), позволяют говорить о нем как о перспективном препарате для лечения артериальной гипертензии.

При этом следует подчеркнуть, что многие из них являются оригинальными разработками компании, а генерические версии доработаны с использованием специальных технологий с целью улучшения фармакокинетических характеристик или показателей профиля безопасности.

Сотрудники компании — ее основной капитал

Takeda является социально ответственной компанией, которая гордится уровнем своей корпоративной культуры. Она традицион­но уделяет много внимания созданию корпоративного духа. Основные ценности компании:

многообразие — Takeda с уважением относится и прислушивается к мнениям других людей;

командная работа — Takeda уделяет большое внимание формированию мощных рабочих групп, руководствуясь принципом справедливости и устанавливая общие цели;

вовлеченность — Takeda постоянно прилагает значительные усилия, чтобы выполнять свои обязательства перед всеми заинтересованными лицами;

прозрачность — Takeda стремится должным образом раскрывать информацию о своей деятельности и всегда готова к конструктивному диалогу с любыми заинтересованными лицами, что позволяет укреплять доверие к компании;

энтузиазм — движущими силами компании Takeda являются упорство в труде, а также горячее желание улучшить жизнь и здоровье пациентов;

новаторство — Takeda не боится принимать нестандартные решения в своей деятельности.

Компания Takeda в Украине также придает большое значение комфортных условий работы для своих сотрудников и повышению их вовлеченности. Регулярно проводятся как групповые тренинги, так и индивидуальная работа. Компания старается самостоятельно растить кадры и большинство из представителей топ-менеджмента компании начинали свою карьеру именно в ней. Благодаря этому Takeda в Украине уже в течение нескольких лет входит в рейтинг наилучших работодателей в своей сфере.

Takeda в Украине: с заботой о пациентах

Tакеdа как социально ответственная компания видит свою ключевую роль в улучшении здравоохранения в Украине — повышении эффективности диагностики и доступности инновационных лекарственных средств. Сегодня компания Tакеdа в Украине инициировала и организовала целый ряд программ корпоративно-социальной ответственности. Так, она уже 5-й год подряд поддерживает акцию «Стоп инсульт», направленную на актуализацию проблемы увеличения распространенности сердечно-сосудистых заболеваний в целом и информирование украинской общественности о факторах риска развития инсульта. Проект стартовал в конце 2009 г. и был приурочен ко Всемирному дню борьбы с инсультом, который ежегодно отмечается 29 октября. В рамках программы в 4 городах Украины — Львове, Харькове, Симферополе и Киеве — были проведены массовые мероприятия и пресс-конференции для информирования населения о факторах риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. В 2010–2011 гг. при поддержке компании Takeda в Украине прошла всеукраинская акция «Остановим инсульт вместе», в рамках которой был проведен соцопрос для выявления уровня осведомленности населения относительно факторов развития инсульта, его симптомов и профилактических действий. Результаты опроса оказались крайне неутешительными, и именно поэтому в октябре 2012 г. при поддержке компании Takeda в Украине прошла всеукраинская социальная акция по информированию населения о факторах риска развития сердечно-сосудистых заболеваний «Стоп инсульт — 2012». Так, в крупных городах были организованы открытые кабинеты врача, где каждый желающий мог получить квалифицированную консультацию у специалиста. В акции были задействованы 100 медицинских работников, которые помогали пациентам определить факторы риска развития одного из наиболее тяжелых и распространенных заболеваний, которое уносит жизни миллионов украинцев, — инсульта! Возможностью измерить артериальное давление, уровень холестерина и глюкозы в крови с целью определить индивидуальный риск развития инсульта воспользовались более 5 тыс. человек. В 2012 г. кампанию за здоровый образ жизни поддержал Григорий Чапкис, народный артист Украины, почетный профессор Национального университета культуры и искусств, член Национального союза хореографов Украины, который для жителей Днепропетровска и Харькова провел бесплатный мастер-класс.

Настоящим подтверждением успеха проекта «Остановим инсульт вместе» стало его признание на Национальном конкурсе кейсов по корпоративной социальной ответственности, который состоялся 12 декабря 2012 г. Эта акция названа победителем в номинации «Развитие общин» среди международных кампаний, став одной из лучших социальных бизнес-практик 2012 г.! В сентябре 2007 г. компания Takeda в Украине инициировала проведение программы «Золотые кадры медицины» — это целевая стипендиальная программа для студентов государственных медицинских университетов Украины и Молдовы. За 6 лет проведения программы в ней приняли участие около 90 студентов. Она является приоритетным направлением в социальной деятельности компании Takeda в Украине и призвана поддержать талантливых студентов, которые намерены профессионально развиваться. Важной частью программы является финансовое стимулирование перспективных студентов, что дает им возможность полностью сосредоточиться на учебе и научной деятельности. В рамках программы студенты имеют возможность взаимодействовать с ведущими специалистами в определенной сфере, а также принимать участие в учебных конференциях и специализированных семинарах.

Как нельзя лучше характеризует социальную направленность компании Takeda программа «Корпоративное волонтерство», реализуемая в течение нескольких лет. Так, Takeda сотрудничает с Международным благотворительным фондом «Отчий дом», который занимается беспризорными детьми; в рамках этой программы волонтеры компании провели в детском доме 7 мастер-классов по итальянской декоративной технике «Декупаж». В будущем Takeda планирует регулярно реализовывать проекты, связанные с корпоративным волонтерством.

Евгения Лукьянчук
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Евгений 06.03.2019 5:58
Кардиомагнил без магния! 100 таблеток № серії 11518873, дата виг. 05 2018, Прид. до 05 2021. Во вложенной инструкции магний упоминается в списке вспомогательных веществ после крахмала, без указания веса. То-есть нам втюхивают ацетилсалицилку под видом кардиомагнила. Стыдно, господа!

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті