Среди компаний, которые по итогам рейтинга, проведенного «Еженедельником АПТЕКА» в 2000 г., удерживают прочные позиции на украинском фармацевтическом рынке, — ЗАО НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод». С точки зрения привлекательности сотрудничества это предприятие заняло второе место среди компаний — производителей лекарственных средств по опросам работников аптек и третье — по результатам опроса персонала фирм-дистрибьюторов. «Как предприятию удается удерживать лидирующие позиции на отечественном фармацевтическом рынке » — с этого вопроса корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» начал беседу с коммерческим директором «Борщаговского ХФЗ» Евгением Совой.
— В течение последних полутора лет ассортимент предприятия значительно обновился. Мы отказались от производства морально устаревшей продукции и начали осваивать выпуск генерических препаратов и лекарственных средств на основе растительного сырья, разработанных украинскими учеными. Это позволило предприятию в 2000 году добиться увеличения объемов производства в среднем на 20%.
|
В минувшем году лидерами по объему продаж стали препараты АТФ-ЛОНГ и ЙОХИМБЕКС-ГАРМОНИЯ. АТФ-ЛОНГ разработан учеными украинской фирмы «ФарКос» и защищен патентом Украины. Препарат оказывает кардиопротекторное, мембраностабилизирующее и метаболическое действие. По своей химической структуре он не имеет аналогов. ЙОХИМБЕКС-ГАРМОНИЯ является первым отечественным комплексным фитопрепаратом, который оказывает стимулирующее и тонизирующее действие, нормализует эректильную функцию. Оба препарата активно продвигаются на рынок.
— Евгений Александрович, как изменилась за последние годы инфраструктура предприятия?
— На заводе функционируют два цеха, один из которых выпускает лекарственные препараты в твердых, другой — в мягких лекарственных формах.
Созданы новые производственные линии, в частности начал функционировать участок «нестерильных антибиотиков» по выпуску препаратов в твердых желатиновых капсулах. Это участок уже прошел валидацию, в ближайшее время ожидается его сертификация на соответствие требованиям GMP. Недавно введен в эксплуатацию участок «стерильных антибиотиков», где осуществляется сухая рассыпка во флаконы. Он также полностью соответствует нормам GMP и вскоре должен быть сертифицирован.
Следует сказать, что на сегодняшний день около 6000 кв. м производственных площадей не используются в полном объеме.
— Каков объем реинвестиций в реконструкцию предприятия?
— В 2000 году было реинвестировано около 25 млн грн. Направление прибыли на расширение производства является целесообразным и полностью себя оправдывает. Приобретение высококачественного оборудования тесно связано с последующей валидацией и сертификацией производства на соответствие стандартам GMP.
Хотелось бы отметить, что 90% оборудования предприятие закупает за рубежом. К сожалению, продукция отечественных производителей по своему качеству не удовлетворяет требованиям фармацевтического производства. Правда, есть и исключения. К примеру, высоким качеством отличается черновицкое емкостное оборудование из нержавеющей стали, которое используется на «Борщаговском ХФЗ» для производства сиропов.
— Сколько продукции было реализовано заводом в 2000 году?
— В минувшем году «Борщаговский ХФЗ» реализовал более 74 млн упаковок лекарственных средств, что составило около 91,8 млн грн. в стоимостном выражении. Для сравнения: в 1999 году эта сумма составляла 70 млн грн.
Если произвести несложные расчеты, то можно прийти к выводу, что цена одной упаковки в 2000 году в среднем составляла чуть больше 1 грн. В Европе подобной цены на лекарственный препарат не существует. Такой ценовой уровень обусловлен низкой покупательной способностью населения. Думаю, отечественные препараты еще длительное время будут на 30–40% дешевле импортных аналогов. Тем не менее, несмотря на такой ценовой диапазон, отмечена положительная динамика прироста объемов производства и реализации продукции.
Экспортные поставки увеличились приблизительно в два раза. Объем экспорта составил 5% (в 1999 г. — 2%) от общего количества произведенной продукции. Ранее крупным импортером продукции «Борщаговского ХФЗ» являлась Россия. Сегодня предприятие освоило новые рынки, и уже наметилась тенденция к увеличению продаж в Среднеазиатском и Кавказском регионах. Постепенно увеличиваются объемы экспорта в Республику Беларусь.
— Какова рентабельность производства?
— Как и в отрасли в целом, рентабельность производства на заводе постоянно снижается. Во многом это также обусловлено низкой покупательной способностью населения. Завод не может повышать цены на выпускаемую продукцию в соответствии с повышением курса доллара, несмотря на острую необходимость в этом. Отпускные цены в 1999 году увеличились на 100%, в 2000 — оставались прежними. На сегодняшний день рентабельность производства в среднем составляет 40–50 %.
Уровень рентабельности отчасти зависит от дефектуры. Не так давно были приняты законодательные акты, касающиеся регистрации субстанций и готовых лекарственных препаратов. В целом решение было принято верное, однако потребуется немало времени для того, чтобы процесс регистрации стал максимально прозрачен и адаптирован к потребностям производителей.
Что касается налоговых отчислений предприятия, то в 2000 году «Борщаговский ХФЗ» перечислил в государственный бюджет около 16 млн грн.
— На чем основана сбытовая политика предприятия? Какими принципами руководствуется «Борщаговский ХФЗ» в работе с дистрибьюторами?
— Предприятие имеет собственные каналы сбыта: на заводе функционирует специальный отдел, созданы склады и представительства в ряде регионов Украины. Тем не менее, к системе сбыта надо подходить реалистично. Крупный оптовик, который профессионально занимается реализацией продукции, должен постоянно развивать инфраструктуру сбыта с тем, чтобы повышать качество услуг, предоставляемых конечному потребителю. Придя к такому выводу, мы приняли решение приостановить открытие новых складов в регионах.
Примерно 60% выпускаемой заводом продукции реализуют 10–12 крупных украинских дистрибьюторских фирм. Среди них такие, как «ВВС-Лтд», «Оптима-Фарм», «Артур-К», «Фра-М», «Фалби» и др. Практически все ведущие оптовые компании Украины являются партнерами «Борщаговского ХФЗ». Завод продолжает отпускать продукцию на условиях отсрочки платежа, которая в среднем составляет 60 дней.
Говоря о представительствах предприятия, следует отметить, что основной их функцией на сегодняшний день является продвижение выпускаемых заводом лекарственных препаратов. В первую очередь это касается работы непосредственно с врачами. От деятельности медрэпов, информирующих специалистов о препаратах «Борщаговского ХФЗ», в значительной степени зависит эффективность работы всего предприятия. В задачах представительства также отслеживание ситуации на региональных рынках, контроль за наличием препаратов завода в ассортименте местных аптек. Можно добавить, что формированию внешней службы на предприятии уделяется немало внимания.
— Евгений Александрович, несколько слов об ассортименте выпускаемой предприятием продукции и планах на будущее…
— На сегодняшний день ассортимент продукции предприятия насчитывает 140 лекарственных препаратов, которые относятся к 16 фармакотерапевтическим группам. Высоколиквидными являются 40–50 препаратов, которые приносят наибольший доход предприятию. Среди них есть такие, которые завод выпускает уже более 30 лет, например АЛЛОХОЛ и УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ.
Ассортимент продукции завода можно считать подходящим для домашней аптечки: в нем отсутствуют препараты, применяемые при проведении интенсивной терапии, незначительную долю составляют и жизненно необходимые.
Значительное количество продаж, особенно в зимний период, приходится на лекарственный препарат АМБРОКСОЛ, выпускаемый в форме таблеток и сиропа. Хорошо зарекомендовал себя на рынке НИТРОСОРБИД, изготовленный из субстанции отечественного производства.
В ближайшее время будет налажен выпуск препарата МОНОНИТРОСИД, предназначенного для лечения ишемической болезни сердца, а из новинок хотелось бы отметить препараты ИНДОПРЕС (индапамид) — нетиазидный диуретик, применяемый для лечения артериальной гипертензии, и АРИТМИЛ (амиодарон).
В последние годы предприятие освоило выпуск таких препаратов, как АМБРОКСОЛ, КОРЕНЬ СОЛОДКИ, ПАРАЦЕТАМОЛ и КЕТОБОРИН (кетотифен), в форме сиропов для детей.
На разных этапах внедрения в производство находятся 26 препаратов, степень готовности которых составляет 70–80%.
Активная информационная поддержка необходима 10 препаратам, которые были внедрены на рынок в 2000 году.
На заводе проводится реконструкция и модернизация производственных участков. В 2001 году на эти цели предполагается израсходовать не менее 35 млн грн. Кроме того, в планах предприятия создание ампульного производства. Сумма, которую предприятие намерено вложить в этот проект, составляет около 1 млн долларов.
Сергей Коловоротный
Фото Евгения Кривши
СПРАВКА “Еженедельника АПТЕКА” |
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим