Ученые открыли фермент — «выключатель» воспаления

27 Лютого 2017 2:28 Поділитися

54788Воспаление — важный процесс, который зачастую возникает на фоне таких заболеваний, как подагра, болезнь Альцгеймера, атеросклероз, инфаркт и инсульт, и может иметь отрицательные последствия для здоровья. Одним из молекулярных механизмов, принимающих участие в возникновении воспаления, является формирование инфламмасом. При развитии воспаления в первую очередь активируются иммунные клетки, продуцирующие цитокины — сигнальные факторы белковой природы, — что приводит к образованию инфламмасом, утверждают ученые.

Поскольку функции инфламмасом изучены недостаточно, в настоящее время не существует методов лечения воспаления, действие которых направлено на непосредственное блокирование этого молекулярного механизма, утверждает автор нового исследования Александр Вебер (Alexander Weber), профессор Тюбингенского университета (University of Tubingen), Германия. Доступные методы лечения воспаления сосредоточены на более поздних его стадиях, что мотивировало ученых на поиски новых методов непосредственного угнетения воспаления, например путем воздействия на инфламмасомы.

В ходе нового эксперимента команда А. Вебера выявила, что определенный фермент — тирозинкиназа Брутона — является своего рода биологическим «датчиком», регулирующим воспаление в организме человека, «включение» которого запускает формирование инфламмасом в иммунных клетках. Нарушение продукции тирозинкиназы Брутона является известной генетической причиной редкого заболевания иммунной системы — синдрома Брутона. У пациентов с этой патологией отсутствуют В-лимфоциты и антитела, которые ими продуцируются, поскольку этот фермент регулирует их созревание и функции. Исследования показали, что тирозинкиназа Брутона также является компонентом инфламмасом.

Новое открытие ученых может привести к созданию нового подхода в лечении воспаления. Лекарственные средства, ингибирующие тирозинкиназу Брутона, значительно уменьшали выраженность воспаления. Кстати, с недавних пор эти препараты применяют для лечения определенного вида лимфомы — злокачественного перерождения В-лимфоцитов.

Авторы нового исследования заявили, что для пациентов с подагрой и осложнениями после инфаркта и инсульта применение ингибиторов тирозинкиназы Брутона может иметь положительный эффект, поскольку в некоторых случаях формирование инфламмасом может усложнять течение этих заболеваний. Ученые утверждают, что их открытие является хорошей отправной точкой для дальнейшего экспериментального и клинического исследования перспектив применения ингибиторов тирозинкиназы Брутона для лечения воспаления.