Кто может проводить терапевтическое обучение пациентов?
Терапевтическое обучение пациентов может предоставляться специалистами в области здравоохранения, включая фармацевтов.
Для пациентов с хроническим заболеванием терапевтическое образование может помочь:
- разобраться в причинах возникновения заболеваний и методах их лечения;
- освоить принципы применения лекарственных средств;
- распознавать побочные эффекты, которые могут быть спровоцированы приемом препарата.
Какова роль фармацевта?
В зависимости от потребностей пациента фармацевт может оказать информационную или терапевтическую поддержку, которая включает:
- помощь в понимании механизма заболевания и методов его лечения;
- информирование о надлежащем применении лекарственных средств;
- помощь в получении навыков по применению лекарственных средств, которые требуют определенной методики введения (например ингаляционные препараты);
- поддержка и курирование пациента на протяжении всего лечения.
Таким образом, фармацевтическая практика расширилась на оказание таких услуг, как проведение первичных лабораторных скринигов, участие в социальных программах по борьбе с ВИЧ, наркоманией и другие.
Почему так важно информировать население?
Согласно данным Фармацевтической группы Европейского Союза (Pharmaceutical Group of European Union) за 2016 г. нарушения правил надлежащего применения лекарственных средств приводит к следующим потерям:
- 1,25 млрд евро в год прямых и косвенных расходов;
- 194 500 случаев смерти, вызванных неправильным применением медикаментов;
- 69% госпитализаций, связанных с нарушением приема лекарственных средств;
- 50% пациентов, которым показано лечение статинами, самостоятельно прекращают прием препаратов через 6 мес.
Распространение и доступность фармацевтических услуг в мире
По данным отчета Международной фармацевтической федерации (International Pharmaceutical Federation — FIP) «Pharmacy: a global overview 2015–2017. Workforce, medicines distribution, practice, regulation and remuneration», было проведено исследование, направленное на изучение масштабов фармацевтической активности в различных странах мира. Рассматривались услуги, которые аптеки предлагают пациентам и обществу в целом. Эксперты выделили 6 групп фармацевтических услуг, которые отражают ключевые аспекты миссии фармацевтов.
К фармацевтическим услугам относятся:
- клинические услуги, направленные на соблюдение надлежащего применения лекарственных средств;
- услуги, ориентированные на продукт;
- первичная медико-санитарная помощь;
- проведение скрининговых тестов в аптеке;
- программы по борьбе с наркотической зависимостью;
- другие передовые услуги.
В общей сложности насчитали 44 фармацевтические услуги. Они включают как традиционные, так и инновационные функции фармацевтического сообщества. Результаты анализировались на глобальном уровне, учитывая специфику отдельных регионов и уровня национального дохода. Всего в исследовании приняли участие 74 страны.
На сегодня в мире оказываются следующие фармацевтические услуги:
1. Клинические фармацевтические услуги
Контроль за надлежащим применением лекарственных средств и предотвращение возникновения побочных эффектов — фундаментальные задачи современной фармацевтической практики, которые обеспечивают не только оптимальное лечение пациентов, но и экономию денежных средств.
Клинические фармацевтические услуги включают следующие программы:
- по надлежащему применению лекарственных средств.
Это профессиональный сервис, предлагаемый фармацевтами, с помощью которого пациенты могут получить информацию о своем лекарственном средстве при частной консультации со специалистом. В ходе опроса фармацевт собирает анамнез, уточняет список препаратов, которые он принимает (для контроля взаимодействия лекарственных средств), предоставляет дополнительную информацию о способе применения этих препаратов, информирует о побочных эффектах и подбирает варианты их максимального подавления. Данная программа доступна в 50 странах мира (из рассмотренных 74) и охватывает 2,461 млн населения;
- по лечению бронхиальной астмы.
Фармацевты предоставляют услугу для пациентов с бронхиальной астмой. Их цель — проинформировать больных касательно правильного применения ингаляционных лекарственных средств. Проведение таких консультаций приводит к снижению риска возникновения осложнений у данной группы пациентов. На сегодня программа доступна в 36 странах (из рассмотренных 74). В 6 странах эффективность ее работы документально зафиксирована (Бельгия, Канада, Финляндия, Гана, Норвегия, США).
Для примера, в Бельгии, через 23 мес работы данной программы услугой воспользовались 36 тыс. пациентов;
- по лечению сахарного диабета и гипертонической болезни.
Деятельность фармацевтов направлена на уменьшение количества осложнений при лечении сахарного диабета и гипертензии. Специалисты оказывают помощь пациентам в мониторинге и контроле приема необходимых лекарственных средств. Данная программа доступна в 42 странах (из рассмотренных 74). В 4 странах результаты проведенных программ документально зафиксированы (Албания, Канада, Гана, США);
- по ведению антикоагулянтной терапии.
Цель услуги — контроль длительной антикоагулянтной терапии путем определения международного нормализованного отношения (МНО). Это показатель, с помощью которого определяется скорость свертываемости крови. Такая необходимость часто связана с тем, что антикоагулянты имеют узкое терапевтическое окно. Для того чтобы обеспечить их максимальную терапевтическую пользу и снизить токсичность, необходимо постоянно контролировать и корректировать дозу.
Например, во Франции фармацевты могут предлагать пациентам пероральные антикоагулянты с учетом оказания терапевтической поддержки, которая включает следующие меры:
- в первый год приема антикоагулянтов пациент должен посетить 2 фармацевтические консультации, далее — 1 визит в год. По результатам консультации провизор оценивает степень соблюдения пациентом предписаний;
- пациенты должны предоставлять фармацевту биохимический анализ крови. Это необходимо для того, чтобы понимать, насколько корректна доза, которую принимает пациент;
- при необходимости фармацевт может связаться с лечащим врачом пациента и согласовать назначения.
Во время консультации фармацевт информирует пациента касательно следующих пунктов:
- способ применения препарата;
- опасность возникновения кровотечений;
- важность контроля биохимических показателей крови;
- лекарственные средства, которые нельзя совмещать с приемом антикоагулянтов.
Другие клинические фармацевтические услуги:
- реализация лекарственных средств и консультирование пациентов (доступно в 63 странах);
- пересмотр листа назначений (доступно в 44 странах);
- программа по борьбе с туберкулезом (доступно в 20 странах);
- программа выдачи экстренной контрацепции (доступно в 51 стране).
2. Услуги, ориентированные на продукт
Данные услуги связаны со следующими функциями фармацевтов:
- приготовление индивидуальных лекарственных средств, которые не производятся в промышленных масштабах;
- участие фармацевтов в процессе утилизации лекарственных средств, что сводит к минимуму ущерб для окружающей среды;
- контроль за фальсифицированными или некачественными лекарственным средствами.
Таким образом, помимо контроля за надлежащим применением медикаментов, фармацевты остаются экспертами в создании и утилизации лекарственных средств.
Услуги, ориентированные на продукт, включают:
- подготовку простых лекарственных средств (доступно в 59 странах из 74);
- подготовку комплексных лекарственных средств (доступно в 43 странах из 74);
- отбор просроченных препаратов для дальнейшей безопасной утилизации (доступно в 48 странах из 74);
- фармаконадзор: систематическая отчетность о побочных реакциях на лекарственные средства (доступно в 60 странах из 74).
3. Первичная медико-санитарная помощь
Услуга, направленная на информирование населения о здоровом образе жизни и профилактике различных заболеваний (включает проведение скрининговых исследований).
Первичная медико-санитарная помощь включает программу по вакцинации. Роль фармацевтов в иммунизации и вакцинации варьирует во всем мире. В первую очередь, они участвуют в обеспечении вакцинами и пропаганде иммунизации. Однако в некоторых странах фармацевтам предоставляется возможность играть более активную роль — проводить вакцинацию самостоятельно. Такая фармацевтическая деятельность санкционирована во многих странах (Аргентина, Австралия, Филиппины, Ирландия, Великобритания, США) часто начинается с вакцинации против гриппа и постепенно расширяется. В большинстве случаев такая деятельность требует дополнительного обучения фармацевтов, составления графика вакцинации, спецификации помещения и утилизации.
Программа доступна в 24 странах (из 74), из которых 88% (21 страна) оказывают данную услугу согласно опубликованным стандартам и руководствам. Всего программа охватывает 1,236 млн человек. В 6 странах результаты проведенной программы документально зафиксированы (Канада, Непал, Португалия, Сьерра-Леоне, Швейцария, США).
Например, фармацевты в Ирландии получили разрешение вакцинировать население против гриппа еще в 2011 г. Уже с 2015 г. услуга расширилась на вакцинацию против опоясывающего лишая и пневмококковой инфекции.
Другие первичные медико-санитарные услуги:
- демонстрация техники инъекции для различных лекарственных средств (доступно в 18 странах);
- организация кампаний по укреплению здоровья населения (доступно в 51 стране);
- программа по борьбе с курением (доступно в 39 странах);
- оказание первой помощи и организация последующего ухода (доступно в 37 странах);
- выборки биологических продуктов для анализа (доступно в 8 странах);
- интерпретация лабораторных тестов (доступно в 14 странах);
- участие в борьбе с антибиотикорезистентностью (доступно в 36 странах).
4. Проведение скрининговых тестов в аптеке
Программа, направленная на проведение фармацевтами скрининговых исследований, для раннего выявления различных заболеваний. Эта услуга также позволяет ориентировать пациентов в соответствующие медицинские центры для дальнейшей диагностики. Фармацевтические работники принимают участие в проведении следующих скрининговых исследований:
- контроль уровня глюкозы в крови (доступно в 46 странах);
- контроль уровня холестерина (доступно в 39 странах);
- измерение артериального давления (доступно в 57 странах);
- измерение параметров: масса тела, рост, индекс массы тела (доступно в 47 странах);
- проведение теста на беременность (доступно в 26 странах);
- проведение теста на ВИЧ (доступно в 12 странах).
Дополнительные скрининговые исследования, которые финансируются третьей стороной (страховые полисы):
- Франция — тест на диагностику гриппа;
- Италия, Испания, Швейцария — тест на диагностику рака толстой кишки;
- Мадагаскар, Новая Зеландия — тест на определение протромбинового индекса;
- Нидерланды — тест на определение функции почек;
- Нигерия — тест на диагностику малярии;
- Португалия — наиболее популярные тесты на определение уровня триглицеридов, мочевой кислоты, мочевины, АлАТ, АсАТ, креатинина, гемоглобина;
- Уругвай — тесты на диагностику остеопороза.
5. Программы по борьбе с наркотической зависимостью
Программа, направленная на снижение индивидуального и социального вреда, связанного с использованием наркотиков, включает:
- обмен шприцев. Услуга, направленная на потребителей инъекционных наркотиков. Им предоставляется возможность обменять использованные иглы на стерильные либо заменить инъекционное оборудование за незначительную или нулевую стоимость. Программа доступна в 19 странах и охватывает 846 млн человек;
- выдача опиоидной заместительной терапии. Услуга заключается во внедрении опиоидной заместительной терапии (например метадон, бупренорфин). Доступна в 24 странах и охватывает 1,2 млн человек.
6. Другие передовые услуги и виды деятельности:
- терапевтическая замена лекарственных средств (доступно в 24 странах);
- дополнительные назначения фармацевтов (доступно в 12 странах);
- независимые назначения фармацевтов (доступно в 12 странах);
- экстренные назначения фармацевтов (доступно в 21 стране);
- поставки медикаментов на дом (доступно в 41 стране);
- предоставление фармацевтических услуг в ночное время, выходные дни и во время чрезвычайных ситуаций (доступно в 51 стране).
Итоги
Наиболее распространены традиционные фармацевтические услуги, направленные на применение лекарственных средств — консультирование пациентов (доступность 85%) и фармаконадзор (доступность 81%). Передовые услуги распространены лишь в 50% исследуемых стран. К таким сервисам относятся: контроль за надлежащим применением лекарственных средств (доступность 68%), программы по лечению различных заболеваний: сахарный диабет, артериальная гипертензия, бронхиальная астма (доступность 47%), а также измерение клинических параметров: уровень глюкозы, холестерина, индекс массы тела и т.д. (доступность 62%).
Развитие инновационных услуг следует рассматривать в перспективе, так как в настоящее время только 12% аптечных сервисов финансируются третьей стороной (государственной или частной страховкой), это означает, что большинство их них оплачивает либо сам пациент, либо аптека (таблица).
Страны |
Доля сервисных фармацевтических услуг, |
США | 80 |
Швейцария | 51 |
Македония | 50 |
Испания | 44 |
Бельгия | 41 |
Канада | 40 |
Германия | 38 |
Швеция | 33 |
Япония | 31 |
Норвегия | 29 |
Некоторым странам, таким как Швейцария и США, удалось значительно расширить сферу сервисных фармацевтических услуг, финансирующихся за счет государственной или частной страховки.
Таким образом, можно сказать, что в современном здравоохранении наблюдается тенденция к расширению прав фармацевта в оказании дополнительных услуг и внедрению понятия «фармацевтическая услуга» на законодательном уровне.
Список использованной литературы находится в редакции
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим