«ФармЭксперт–2006»: в фокусе – производитель

Мы рады представить вашему вниманию первые и, несомненно, долгожданные результаты 10-го ежегодного рейтинга «ФармЭксперт» «Еженедельника АПТЕКА». В этом году «ФармЭксперт» отмечает юбилей, воплощая в себе весь бесценный опыт предыдущих лет. Среди наиболее выдающихся черт этого действительно взрослого исследования в первую очередь следует отметить высокую объективность, непредвзятость и достоверность. В восьмом номере «Еженедельника АПТЕКА», отдавая дань традициям, в фокусе — производитель! Надеемся, что для представленных на украинском фармацевтическом рынке производителей лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН) эта публикация послужит своего рода зеркалом. Причем в зеркале этом отразится мнение тех, от кого во многом зависят их успех, признание и самое главное — прибыль. Итак, результаты работы производителей по итогам 2006 г. оценивают эксперты центров закупок, провизоры первого стола и эксперты дистрибьюторов.

<!–

ТОП-10 – ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛС

–>

Второй год подряд тесное сотрудничество «Еженедельника АПТЕКА» с компанией «Gfk Ukraine» приносит замечательный плод в виде концентрированного мнения операторов фармацевтического рынка друг о друге и о самих себе. Смеем предположить, что это совместное широкомасштабное исследование по праву может считаться в высшей степени информативным и объективным. Причем залогом его достоверности выступает не только десятилетний опыт редакции «Еженедельника АПТЕКА» в создании подобных рейтингов, но и высокий профессионализм сотрудников «Gfk Ukraine», которая является одной из известнейших в мире компаний, специализирующихся на проведении различного рода исследований и опросов.

В пользу высокой точности полученных данных свидетельствуют также некоторые модификации методологии по сравнению с прошлогодним исследованием, связанные с дополнительной объемной кластеризацией выборки экспертов центров закупок и дистрибьюторов. Разумеется, результаты «ФармЭксперт–2005» и  «ФармЭксперт–2006» вполне сопоставимы и  при сравнении корректно отражают динамику на уровне любых групповых показателей.

В этом году, как и при создании «ФармЭксперт–2005», перечень провизоров первого стола и специалистов центров закупок составлялся случайным образом из базы данных всех аптечных предприятий, имеющих действующую лицензию на розничную реализацию. При этом соблюдалось равномерное географическое распределение по территории Украины.

Таблица

Географическое распределение выборки

Регион Области
Западный Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая
Центральный Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская
Восточный Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская
Южный АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская
Киев г. Киев представлен как самостоятельная административная единица

Выборка является репрезентативной в разрезе каждого региона. Вес каждого региона в украинском рейтинге приведен к его рыночной доле, а вес голосов экспертов – к рыночной доле их компаний.

Кроме того, в рамках «ФармЭксперт–2006» к отбору экспертов применялись весьма строгие требования. Чтобы принять участие в опросе, каждый респондент предварительно проходил тщательный скрининг, призванный обеспечить наполнение выборки только компетентными специалистами.

На диаграммах рейтинг всех компаний приведен к показателю «100», что является результатом нормирования такового рейтинга. То есть, производителю, набравшему максимальное количество баллов в том или ином рейтинге, было присвоено значение «100», остальным компаниям, участвующим в этом же рейтинге — значение, пропорциональное количеству набранных баллов.


Свою оценку деятельности производителей по итогам 2006 г. дали суммарно 935 экспертов различного профиля


В рейтингах приведены наименования самых крупных звеньев организационной структуры производителей — названия корпораций.

Мы еще раз хотим поблагодарить всех опрошенных за бесценную помощь, которую они оказали в создании этого рейтинга.

МНЕНИЕ ПРОВИЗОРОВ ПЕРВОГО СТОЛА

ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ

По оценкам первостольников
По оценкам первостольников

В анкетах 500 респондентов упоминалось 67 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли: Novartis, Артериум Корпорация, Sagmel, Servier, ratiopharm, Actavis Group, Bittner, Концерн Стирол, Naturwaren, BMS, Zentiva, Лубныфарм, Bionorica, Киевский витаминный завод, ОЗ ГНЦЛС, Лекхим-Харьков, Pfizer, Unipharm, J.B. Chemi­cals & Pharmaceuticals, Виола

В рамках блока «Взгляд из аптеки» свое мнение по поводу лучших производителей ЛС и  ИМН высказали провизоры первого стола. Перед ними была поставлена задача назвать тех производителей, которые, на их взгляд, в 2006 г. наилучшим образом соответствовали таким признакам: качество, ценовая привлекательность, широта и обновляемость ассортимента, популярность продукции у конечных потребителей.

Суммарный балл каждого названного производителя рассчитывался как суммарное количество упоминаний о нем в ответах респондентов, умноженное на определенный балл (за первое место компания получала 10 баллов, а за десятое, соответственно — 1).

Как и в предыдущем году, всего было опрошено 500 первостольников по 100 в  каждом регионе. Опрос проводился сотрудниками компании «Gfk Ukraine» при личной встрече с каждым респондентом.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК

ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ

По оценкам экспертов по закупкам
По оценкам экспертов по закупкам

В анкетах 402 респондентов упоминалось 98 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли:

GlaxoSmithKline, ratiopharm, Boehringer Ingelheim, Киевский витаминный завод, Sagmel, Pfizer, Heel, Servier, Nycomed, Zentiva, Actavis Group, Концерн Стирол, Bittner, Schering, Bionorica, Johnson&Johnson, Egis, BMS, Solvay Pharmaceuticals, Naturwaren

Вес критериев
Вес критериев

1. Качество продукции
2. Ценовая привлекательность продукции
3. Широта и обновляемость ассортимента производителя
4. Популярность продукции у медицинских специалистов
5. Рекламная поддержка
6. Популярность продукции у конечных потребителей

В рамках блока «Экспертный профиль» деятельность компаний — производителей ЛС и  ИМН по мультикритерийному признаку оценивали эксперты центров закупок. При этом каждый из опрошенных респондентов указал, какова, на его взгляд, значимость таких критериев оценки производителя:

– качество продукции
– ценовая привлекательность продукции
– широта и обновляемость ассортимента производителя
– популярность продукции у медицинских специалистов
– рекламная поддержка
– популярность продукции у конечных потребителей.

Для большинства респондентов наиболее значимым оказалось качество продукции. Далее следуют ценовая привлекательность продукции, а также широта и обновляемость ассортимента. Популярность продукции у медицинских специалистов, конечных потребителей и ее рекламная поддержка, по мнению экспертов, также важны, но в меньшей степени, чем ранее названные факторы.

Всего было опрошено 402 работника центров закупок (для сравнения, 359 в рамках «ФармЭксперт–2005»), около 80 в каждом регионе. Причем их кластеризация осуществлялась не только по территориальному распределению, но и с учетом размера аптечной сети. Сотрудники компании «Gfk Ukraine» опрашивали экспертов центров закупок по телефону.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ДИСТРИБЬЮТОРОВ

ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ

По оценкам экспертов дистрибьюторов
По оценкам экспертов дистрибьюторов

В анкетах 33 респондентов упоминалось 104 компании
11–30-е места в рейтинге заняли: Servier, Киевский витаминный завод, Bittner, Фармак, Roche, Здоровье, ratiopharm, Egis, Gedeon Richter, Asta Medica, Boehringer Ingelheim, Solvay Pharmaceutical, Norgine Pharma, Mepha, Zentiva, Teva, Ranbaxy, Pfizer, Биофарма, Mili Healthcare

Вес критериев
Вес критериев

1. Качество продукции
2. Широта и обновляемость ассортимента
3. Качество управления и квалификация персонала
4. Гибкость ценовой политики
5. Маркетинговый анализ и рекламная поддержка
6. Качество сервиса производителя по отношению к дистрибьютору

Еще одной весьма важной группой опрошенных в рамках блока «Экспертный профиль» стали эксперты дистрибьюторов, которые, со своей точки зрения, указали наилучших производителей ЛС и ИМН. Однако их оценка была особенно глубокой и основывалась на том, что эксперты называли лучших, на их взгляд, производителей по каждому из критериев:

– качество продукции
– широта и обновляемость ассортимента
– качество управления и квалификация персонала
– гибкость ценовой политики
– маркетинговый анализ и рекламная поддержка
– качество сервиса производителя для дистрибьютора.

В результате в процессе обработки данных по каждому из названных производителей учитывался и вес критериев, по которым его рейтинговали. Наиболее важными чертами производителя, по мнению большинства дистрибьюторов, являются качество его продукции и гибкость ценовой политики.

Отметим, что выборка компаний-дистрибьюторов кластеризовалась по объемному показателю, поскольку в результате повышения конкурентной активности между дистрибьюторами консолидация товарооборота в руках лидеров заметно увеличилась. Поэтому особенно тщательно опрашивались наиболее крупные дистрибьюторы, хотя для того, чтобы охватить мнения максимально широкого круга операторов рынка, было опрошено и несколько экспертов от небольших компаний. Всего было заполнено 33 анкеты. Эта часть исследования проводилась силами внешней службы компании «МОРИОН».

ФАРМСТАНДАРТ

<!–

«ФАРМСТАНДАРТ»

–>

по объемам продаж ЛС в 2006 годув денежном выражении (в розничных ценах)
по объемам продаж ЛС в 2006 годув денежном выражении (в розничных ценах)

11–30-е места в рейтинге заняли: Gedeon Richter, Servier, Heel, Actavis Group, Sagmel, Boehringer Ingelheim, Nycomed, ratiopharm, Pfizer Inc., Ranbaxy, Genom Biotech, Solvay Pharmaceuticals, Bittner, Schering, Egis, BMS, Стада-Нижфарм, Киевский витаминный завод, Bayer, Pliva

Картина активности производителей на фармацевтическом рынке Украины могла бы показаться нашему читателю не вполне завершенной без указания каких-либо количественных показателей их успешности. Ведь приведенные рейтинги мнений следует считать скорее репутационными, то есть качественными. И здесь нам на помощь приходит система исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Данные о реальных объемах аптечных продаж продукции представленных в рейтингах производителей, бесспорно, в полной мере дополнят это исследование количественной составляющей. n

ТОП-10 – ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛС

Экспертный профиль Взгляд аптеки
Киев
Киев Киев

В анкетах 79 респондентов упоминалось 57 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: GlaxoSmithKline, ratiopharm, Johnson&Johnson, Sagmel, Boehringer Ingelheim, Gedeon Richter, Schering, Bionorica, Heel, Roche

В анкетах 100 респондентов упоминалось 19 компаний
11–19-е места в рейтинге заняли: sanofi-aventis, Sagmel, Actavis Group, Servier, Артериум Корпорация, ratiopharm, Bittner, Bionorica, Naturwaren

Центральный регион
Центральный регион Центральный регион

В анкетах 83 респондентов упоминалось 63 компании
11–20-е места в рейтинге заняли: GlaxoSmithKline, Zentiva, Boehringer Ingelheim, Nycomed, Sagmel, Servier, ratiopharm, Киевский витаминный завод, Heel, Концерн Стирол

В анкетах 100 респондентов упоминалось 48 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Sagmel, Концерн Стирол, Actavis Group, GlaxoSmithKline, Novartis, Лектравы, Киевский витаминный завод, Zentiva, Биотики, Витамины

Восточный регион
Восточный регион Восточный регион

В анкетах 82 респондентов упоминалось 54 компании
11–20-е места в рейтинге заняли: Novartis, sanofi-aventis, Heel, Киевский витаминный завод, ratiopharm, Boehringer Ingelheim, Nycomed, Servier, Концерн Стирол, Schering

В анкетах 100 респондентов упоминалось 33 компании
11–20-е места в рейтинге заняли: Sagmel, GlaxoSmithKline, Servier, Артериум Корпорация, Концерн Стирол, J.B. Chemicals& Pharmaceuticals, Naturwaren, ОЗ ГНЦЛС, Лубныфарм, BMS

Западный регион
Западный регион Западный регион

В анкетах 80 респондентов упоминалось 56 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Pfizer, GlaxoSmithKline, Киевский витаминный завод, ratiopharm, Boehringer Ingelheim, Heel, Naturwaren, Actavis Group, Servier, Johnson&Johnson

В анкетах 100 респондентов упоминалось 30 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: ratiopharm, Sagmel, Glaxo­SmithKline, Novartis, Actavis Group, Servier, Bittner, Mili Healthcare, Boehringer Ingelheim, BMS

Южный регион
Южный регион Южный регион

В анкетах 78 респондентов упоминалось 56 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: GlaxoSmithKline, Boeh­ringer Ingelheim, Концерн Стирол, Novartis, Киевский витаминный завод, Sagmel, Bittner, Pfizer, Bionorica, Nycomed

В анкетах 100 респондентов упоминалось 32 компании
11–20-е места в рейтинге заняли: Sagmel, Bittner, Novartis, Артериум Корпорация, Servier, Лекхим-Харьков, Naturwaren, Acta­vis Group, ratiopharm, Unipharm

ТОП-10 – ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ ИМН

Украина
По оценкам экспертов по закупкам По оценкам первостольников
Украина Украина

В анкетах 402 респондентов упоминалось 64 компании
11–30-е места в рейтинге заняли: Витали, Procter&Gamble, Сарепта, Van Oostveen Medical, Johnson&Johnson, Medical-Lomza, GlaxoSmithKline, Tonus Elast, A&D Company, IND Diagnostic, Ариадна, Поликом, AVK Polypharm, Helm AG, Медпласт, Висмут, Онико, Kimberly-Clark, Торговый Дом Алком, Lauma

В анкетах 500 респондентов упоминалось 46 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли: A&D Company, Kimberly-Clark, SCA Hygiene Products, AVK Polypharm, Кампус Коттон Клаб, Bode Chemie, Фармаком, Эксимед, Торговый Дом Алком, Витали, Johnson&Johnson, Innotech International, Сарепта, Олан, Van Oostveen Medical, Tonus Elast, Aurora, Поликом, Lauma, Helm AG

Экспертный профиль Взгляд из аптеки
Киев
Киев Киев

В анкетах 79 респондентов упоминалось 34 компании
11–20-е места в рейтинге заняли: Microlife, Тонус Рос, Procter&Gamble, Ве­рофарм, A&D Company, To­run­skie ZMO, Johnson&Johnson, Торговый Дом Алком, IND Diag­nostic, Эксимед

В анкетах 100 респондентов упоминалась 21 компания
11–20-е места в рейтинге заняли: Kimberly-Clark, SCA Hygiene Products, VOGT MEDICAL, Кампус Коттон Клаб, Ontex, WRP Asia Pacific, AVK Polypharm, Medical-Lomza, Torunskie ZMO, Альпина Пласт

Центральный регион
Центральный регион Центральный регион

В анкетах 83 респондентов упоминалось 33 компании
11–20-е места в рейтинге заняли: Ариадна, Сарепта, Medical-Lomza, Helm AG, Вис­мут, Kimberly-Clark, Micro­life, GlaxoSmithKline, Johnson&Johnson, Витали

В анкетах 100 респондентов упоминалась 31 компания
11–20-е места в рейтинге заняли: Олан, SCA Hygiene Products, Helm AG, Фармсервис, Техномед, AVK Polypharm, Lauma, Van Oostveen Medical, Innotech International, Operon

Восточный регион
Восточный регион Восточный регион

В анкетах 82 респондентов упоминалось 26 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Tonus Elast, Сарепта, A&D Company, Верофарм, Технокомплекс, AVK Polypharm, Van Oostveen Medical, Эксимед, Поликом, Торговый дом Алком

В анкетах 100 респондентов упоминалось 22 компании
11–20-е места в рейтинге заняли: Kimberly-Clark, Laboratories URGO, SCA Hygiene Products, AVK Polypharm, Bode Chemie, Эксимед, B. Braun, Van Oostveen Medical, Кампус Коттон Клаб, Тамбрандс

Западный регион
Западный регион Западный регион

В анкетах 80 респондентов упоминалось 22 компании
11–20-е места в рейтинге заняли: Van Oostveen Medical, GALMED, GlaxoSmithKline, Поликом, Chirana Injecta, Наша вата, Медпласт, Технофарм, Онико, AVK Polypharm

В анкетах 100 респондентов упоминалось 20 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Кампус Коттон Клаб, Торговый Дом Алком, Lauma, Medical-Lomza, Kim­berly-Clark, GlaxoSmithKline, John­son&Johnson, Torunskie ZMO, Сарепта, Технокомплекс

Южный регион
Южный регион Южный регион

В анкетах 78 респондентов упоминалась 31 компания
11–20-е места в рейтинге заняли: Procter&Gamble, Витали, IND Diagnostic, Tonus Elast, Medical-Lomza, Технокомплекс, Innotech International, Novatex, Sun Bond, Альфапластик

В анкетах 100 респондентов упоминалась 20 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Laboratories URGO, SCA Hygiene Products, Kimberly-Clark, Innotech International, Johnson&Johnson, Tonus Elast, Кампус Коттон Клаб, Aurora, Витали, Поликом

ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ

По оценкам экспертов дистрибьюторов
По оценкам экспертов дистрибьюторов

В анкетах 33 респондентов упоминалось 53 компании
11–30-е места в рейтинге заняли: Верофарм, Innotech International, AVK Polypharm, B. Braun, Lauma, Технокомплекс, Фармсервис, Ватфарм, Medica, Laboratories URGO, Сарепта ППФ, Van Oostveen Medical, Microlife, Тривес, Johnson&Johnson, Kimberly-Clark, IND Diagnostic, Интермедсервис, Ontex, Тонус Рос

Вес критериев
Вес критериев

1. Качество продукции
2. Широта и обновляемость ассортимента
3. Качество управления и квалификация персонала
4. Гибкость ценовой политики
5. Маркетинговый анализ и рекламная поддержка
6. Качество сервиса производителя отно­сительно дистрибьютора.

ФАРМСТАНДАРТ

по объемам продаж ИМНв 2006 г.
в денежном выражении (в розничных ценах)
по объемам продаж ИМНв 2006 г.

11–30-е места в рейтинге заняли:
Укрвата, Фармсервис, Киевгума, Ватфарм, Кампус Коттон Клаб, Laboratories URGO, Johnson& Johnson, Тамбрандс, Сарепта ППФ, Tonus Elast, Innotech International, Витали, Ontex, SSL International, Block drug company, Van Oostveen Medical, Riverside, Human Gesellschaft, CPR Produktions, ERG

КРАТКАЯ СТАТИСТИКА

9 января начался сбор данных для X юбилейного ежегодного рейтинга «Еженедельника АПТЕКА» «ФармЭксперт-2006». К моменту выхода этой публикации было обработано 500 анкет провизоров первого стола и 402 анкеты экспертов центров закупок, опрошенных сотрудниками компании «GfK Ukraine». Кроме того, в рамках раздела «В фокусе — производитель» силами внешней службы компании «Морион» было опрошено 33 эксперта от дистрибьюторов (в первую очередь крупнейшие компании). В целом свое мнение о производителях высказало 935 экспертов из различных сегментов фармацевтического рынка Украины.

В следующем номере:
«ФАРМЭКСПЕРТ – 2006»: В ФОКУСЕ – ДИСТРИБЬЮТОР

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті