Битва титанов за «Waner–Lambert CO.»


Темой № 1 в мировой фармацевтической индустрии в последние недели стала получившая широкий общественный резонанс история слияния ведущих американских компаний — производителей лекарственных препаратов. 4 ноября фирма «American Home Products» («AHP») объявила о своем намерении объединиться с компанией «Warner-Lambert Co.» путем обмена акциями на общую сумму 72 миллиарда долларов США. Однако спустя всего несколько часов после того, как предварительные договоры между руководством двух фирм были подписаны и опубликованы, о своем желании приобрести «Warner–Lambert Co.» заявила компания «Pfizer Inc.».


Ведущие американские эксперты в сфере фармацевтического бизнеса склоняются к  тому, что в «битве титанов» за обладание фирмой «Warner–Lambert Co.» больше шансов на победу у компании «American Home Products». В то же время точку в этой истории ставить пока рано.

Одна голова — хорошо,
а две — лучше

Планируемое объединение стало весьма своевременным шагом прежде всего для компании «AHP», которая в последнее время сталкивается с рядом достаточно серьезных проблем. Так, в III квартале текущего года эта американская фирма была оштрафована на 4,75 миллиарда долларов по искам потребителей, требовавших компенсации в связи с обнаруженным опасным побочным действием препаратов, применяемых для снижения массы тела, — РЕДУКС (дексфенфлурамин) и ПОНДИМИН (фенфлурамин).

Помимо этого, значительных финансовых ресурсов на протяжении последних лет требует реструктуризация ныне убыточной фирмы «Cyanamid» — подразделения компании «AHP», выпускающего агрохимическую продукцию.

Однако, пожалуй, наиболее серьезной угрозой рыночным позициям компании является ограниченная номенклатура лекарственных препаратов. Научно-исследовательские и производственные подразделения фирмы «AHP», вероятно, не смогут предложить новые лекарственные средства в ближайшие два-три года, а ныне существующие препараты-лидеры продаж уже достаточно давно присутствуют на рынке, а значит, потребительская активность в отношении их приобретения постепенно снижается.

Сливайся, кто может

Компания «AHP» давно ищет партнера для слияния. Только за последний год фирма объявляла о своих намерениях объединиться c компанией «Monsanto Co.» (США) и вела серьезные переговоры со «SmithKline Beecham PLC». (Великобритания — США). Обоим проектам не суждено было осуществиться главным образом из-за расхождения мнений по вопросу приоритета в управлении объединенной компанией.

Слияние с фирмой «Warner–Lambert Co.» позволит компании «AHP» расширить номенклатуру выпускаемой продукции, а также значительно диверсифицировать бизнес. Так, помимо выпуска лекарственных препаратов, компания «Warner–Lambert Co.» занимает достаточно прочные позиции на рынке средств личной гигиены (бритвенные принадлежности под торговой маркой «Schick», средства для ухода за полостью рта ДЕНТИН и ТРИДЕНТ). Диверсификация может оказаться очень полезной в ближайшие 5–10 лет, когда мировая фарминдустрия, вероятно, столкнется со своеобразным «инновационным кризисом» — на рынок будет поступать недостаточное количество новых препаратов. Независимые биотехнологические фирмы еще не смогут предоставить фармацевтическим компаниям результаты полностью завершенных исследований, потенциал же исследовательских подразделений, принадлежащих производителям медикаментов, оценивается многими экспертами весьма скептически. Компания «Warner-Lambert Co.» также испытывает острый дефицит новых лекарственных препаратов «на выходе» отдела исследований и разработок и поэтому также заинтересована в объединении. Кроме того, весьма привлекательны и условия слияния — акции вновь образованной компании, которая будет называться «AmericanWarner Inc.», места в совете директоров и ключевые управленческие должности будут разделены поровну между нынешними владельцами и менеджерами двух компаний.

По прогнозам компании «IMS Health» фирма «AmericanWarner Inc.» в случае начала ее активной деятельности займет первое место в мире по объемам продаж рецептурных препаратов, ее доля на рынке составит около 5,5%. Нынешнему лидеру, компании «AstraZeneca», принадлежит около 4,3% мировых продаж рецептурных препаратов.

Благородная враждебность

В тот же день, когда средства массовой информации распространили совместное заявление руководителей компаний «Warner-Lambert Co.» и «AHP», фармацевтический рынок буквально потрясла еще одна новость: фирма «Pfizer Inc.» объявила о своих намерениях приобрести компанию «Warner-Lambert Со.» за 79,5 миллиарда долларов, пытаясь тем самым воспрепятствовать слиянию последней с фирмой «AHP». Интересно, что информация об этом поступила в тот момент, когда руководство «АНР» в прямом телеэфире комментировало рыночные перспективы образующейся в результате слияния компании «AmericanWarner Inc.».

Совет директоров фирмы «Warner-Lambert Со.» отклонил предложение компании «Pfizer Inc.», заявив о том, что планируемое слияние с «AHP» более соответствует долгосрочным интересам акционеров, сотрудников и общества. Однако отказ топ-менеджмента «Warner-Lambert Со.» от слияния не остановил фирму «Pfizer Inc.»: в телефонном интервью агентству Рейтер вице-президент последней Лу Клемент (Lou Clemente) заявил, что до конца ноября фирма «Pfizer Inc.» примет решение о том, использовать ли в отношении «непослушной» компании «Warner-Lambert Co.» метод так называемого враждебного поглощения. Суть его заключается в том, что компания, которая планирует поглощение (в данном случае «Pfizer Inc.»), предпринимает попытки скупить или обменять контрольный пакет акций поглощаемой фирмы даже при несогласии на это руководства последней, обращаясь напрямую к акционерам. Кроме того, фирма-«агрессор» (именно так в инвестиционной практике называют поглощающую компанию) может вступить в «войну доверенностей», а именно: перед собранием акционеров перекупить у последних право проголосовать от их имени и сместить совет директоров «Warner-Lambert Co.», даже не обладая контрольным пакетом акций. Вице-президент компании «Pfizer Inc.» Лу Клемент не исключает и такой возможности.

В соответствии с американским законодательством компания-«агрессор» обязана предупредить всех лиц, чьи интересы так или иначе затрагивают ее действия, а также правительственные органы о начале «войны». Если «Pfizer Inc.» решится открыто противостоять своему недавнему партнеру по совместному маркетингу популярного в США препарата для снижения уровня холестерина в крови ЛИПИТОР (аторвастатин), продажи которого по итогам 1999 года, как ожидается, превысят 3,3 миллиарда долларов США, официальное заявление об этом поступит в ближайшие 7–10 дней.

И хотя руководство компании «Warner-Lambert Co.» заверяет, что ее акционеры практически единогласно поддержат решение совета директоров о слиянии с фирмой «AHP», делать окончательные выводы о том, чем закончится противостояние, пока не приходится — все три компании — участницы этой громкой истории, похоже, отступать не намерены.


Денис Олейников
По материалам зарубежной прессы

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті