Как фармацевту подготовиться к сезону ОРВИ?

Одним из ключевых факторов успеха любого аптечного учреждения является формирование оптимального ассортимента из тысяч торговых наименований лекарственных средств, присутствующих на отечественном фармацевтическом рынке. Однако именно в этом случае не стоит руководствоваться принципом «чем больше, тем лучше», поскольку многие аптеки в погоне за максимальным увеличением количества предлагаемых товаров могут столкнуться со значительными потерями из-за неравномерности потребительского спроса. Правильно сформированный ассортимент не только позволяет успешно конкурировать в борьбе за клиента, но и повышает доход аптеки, и тем самым — эффективность ее работы. В преддверии пика заболеваемости гриппом и другими острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) следует позаботиться о формировании в аптеке оптимального запаса противопростудных препаратов. Одним из них является МИЛИСТАН МУЛЬТИСИМПТОМНЫЙ в каплетах компании «Мили Хелскере Лтд.» (Великобритания), который давно присутствует на украинском фармацевтическом рынке и хорошо зарекомендовал себя при симптоматическом лечении ОРВИ.

Сейчас в отечественных аптечных учреждениях реализуется большое количество противопростудных препаратов, разобраться в изобилии которых порой не под силу не то что рядовому потребителю, но и опытному фармацевту. Чаще всего при формировании ассортимента важным фактором является проведение анализа активности потребительского спроса на ту или иную продукцию. Большой популярностью пользуется противопростудная серия брэнда Милистан, представленная такими препаратами: МИЛИСТАН МУЛЬТИСИМПТОМНЫЙ, каплеты и суспензия; МИЛИСТАН СИНУС; МИЛИСТАН ГОРЯЧИЙ ЧАЙ СО ВКУСОМ ЛИМОНА; МИЛИСТАН ГОРЯЧИЙ ЧАЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО ВКУСОМ АПЕЛЬСИНА.

Методология исследования

Конкурентная группа противопростудной серии брэнда Милистан сформирована на основе АТС-группы N02B E51 «Парацетамол, комбинации без психолептиков», которая в анализируемый период (первые 9 мес 2010 и 2011 г.) была представлена на украинском фармацевтическом рынке 61 брэндом.

При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Территория успеха

Высокой популярности среди населения противопростудной серии брэнда Милистан наряду со сбалансированным комп­лексом действующих веществ способствует широкий выбор форм выпуска, которые предлагает компания. Так, противопростудная серия брэнда Милистан входит в топ-10 в своей конкурентной группе по объему аптечных продаж в денежном и натуральном выражении по итогам первых 9 мес 2010 и 2011 г., а динамика продаж противопростудной серии Милистан характеризуется дву­значными показателями прироста объема продаж в 2011 г. (рис. 1), которые как в денежном, так и в натуральном выражении значительно опережают аналогичные показатели в своей конкурентной группе. Так, по итогам первых 9 мес 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем продаж противопростудной серии брэнда Милистан в денежном выражении увеличился на 36% и достиг более чем 17 млн грн., а для его конкурентной группы этот показатель составил 23%. Такая же тенденция прослеживается и для объема продаж в натуральном выражении, который увеличился на 27% по сравнению с 10% для его конкурентной группы.

Рис. 1
Объем аптечных продаж противопростудной серии брэнда Милистан в натуральном и денежном выражении по итогам 9 мес 2010 и 2011 г. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж противопростудной серии брэнда Милистан в натуральном и денежном выражении по итогам 9 мес 2010 и 2011 г. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

На гребне волны

Препараты, применяющиеся для устранения симптомов простудных заболеваний, отличаются большим разнообразием форм выпуска. Следует отметить, что наряду с препаратами в форме порошка для приготовления горячего напитка, сиропа высокой популярностью у потребителей также пользуются твердые формы лекарственных средств (таблетки, капсулы и каплеты). Это обусловлено в первую очередь удобством их применения, которое не требует никаких дополнительных усилий или условий, и, конечно же, их способностью устранить симптомы простуды. Одним из таких препаратов является МИЛИСТАН МУЛЬТИСИМПТОМНЫЙ в каплетах, в состав которого входят парацетамол, цетиризина гидрохлорид, хлорфенирамина малеат и декстрометорфана гидробромид. Препарат оказывает комплексное действие при симптоматическом лечении гриппа и других ОРВИ — жаропонижающее, противовоспалительное, противоотечное, а также проявляет противокашлевой эффект, благодаря присутствию в составе декстрометорфана гидробромида.

Вероятно, именно составом, комплексно облегчающим симптоматику ОРВИ, и высокой популярностью среди покупателей можно объяснить позитивную динамику объема продаж МИЛИСТАНА МУЛЬТИСИМПТОМНОГО в каплетах. Так, по итогам 9 мес 2011 г. темпы прироста объема его продаж составляют 27% в денежном выражении и 24% — в натуральном по сравнению с аналогичным периодом предыду­щего года.

В региональном разрезе в анализируемый период лидером по объему продаж лекарственного средства МИЛИСТАН МУЛЬТИСИМТОМНЫЙ в каплетах в натуральном выражении стала Донецкая обл. (рис. 2). Вторую и третью позиции удерживают Днепропетровская и Одесская области соответственно. Кроме того, в топ-5 регионов с максимальным объемом продаж вошли Киев и Харьковская обл.

Рис. 2
Объем аптечных продаж препарата МИЛИСТАН МУЛЬТИСИМПТОМНЫЙ в каплетах в натуральном выражении по регионам Украины по итогам 9 мес 2010 и 2011 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж препарата МИЛИСТАН МУЛЬТИСИМПТОМНЫЙ в каплетах в натуральном выражении по регионам Украины по итогам 9 мес 2010 и 2011 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Следует отметить, что максимальные темпы прироста в анализируемый период были характерны для Запорожской, Николаевской и Луганской областей — 61%, 73% и 137% соответственно.

У всех на устах

На формирование аптечного ассортимента большое влияние оказывает промоционная активность при продвижении того или иного продукта. Отметим, что компания-производитель МИЛИСТАНА МУЛЬТИСИМПТОМНОГО в каплетах уделяет большое внимание его промоции среди специалистов здравоохранения и продвижению посредством рекламы на ТВ. По итогам первых 9 мес 2010 и 2011 г. препарат входит в топ-3 лекарственных средств по количеству воспоминаний о промоции медпредставителей в своей конкурентной группе. Особенно активно ведется работа с фармацевтами и врачами (рис. 3). Так, по итогам 9 мес 2011 г. на их долю приходится 75% и 16% воспоминаний о промоциях медпредставителей соответственно.

Рис. 3
 Структура воспоминаний о промоции медпредставителями МИЛИСТАНА МУЛЬТИСИМПТОМНОГО в каплетах по итогам 9 мес 2010 и 2011 г.
Структура воспоминаний о промоции медпредставителями МИЛИСТАНА МУЛЬТИСИМПТОМНОГО в каплетах по итогам 9 мес 2010 и 2011 г.

Достижение оптимума

Одним из подходов к формированию оптимального ассортимента и, исходя из этого, товарного запаса является ретроспективный анализ продаж определенной товарной позиции. В рамках публикации проанализированы данные по розничной реализации противопростудной серии брэнда Милистан в аптеках, аптечных пунктах и киосках в зависимости от их финансовых характеристик по итогам сентября 2011 г.

Таким образом, на основании проведенного исследования объемов продаж противопростудной серии брэнда Милистан в натуральном выражении в различных аптечных учреждениях с учетом их месячной выручки было определено рекомендуемое количество упаковок месячного товарного запаса противопростудной серии брэнда Милистан (таблица).

Таблица 1 Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса противопростудной серии брэнда Милистан в натуральном выражении на основании данных по розничной реализации в сентябре 2011 г. для торговых точек с различными финансовыми характеристиками
Объем месячной выручки, тыс. грн. Аптеки Аптечные пункты Аптечные киоски
менее 100 3—5 4—6 3—5
100–250 5—7 6—8 4—6
250–400 7—10 8—11 7—10
400–700 9—12 14—17 8—11
700–1000 10—13 17—20 6—8
более 1000 17—20

Позитивная динамика продаж противопростудной серии брэнда Милистан указывает на большой потенциал этой торговой марки, который продолжает активно развиваться. МИЛИСТАН МУЛЬТИСИМПТОМНЫЙ в каплетах — флагман этой перспективной флотилии — обладает рядом качеств (удобство применения и комплексность действия при симптоматическом лечении гриппа и других ОРВИ), а также широкой промоционной поддержкой со стороны компании-производителя. Все вышеперечисленное способствует его популяризации среди потребителей.

Евгения Лукьянчук

Милистан

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті