Авентис: объединенная сила. Компания «Авентис» вобрала в себя «активы» корпораций «Хёхст» и «Рон-Пуленк»

Представительство компании «Авентис Фарма» начало свою деятельность в Украине в конце января 2000 г. Однако говорить о появлении новичка на отечественном фармацевтическом рынке не приходится. Корпорации «Хёхст» и «Рон-Пуленк», в результате слияния которых образовалась компания «Авентис», хорошо известны в нашей стране, поскольку уже в течение нескольких десятилетий их продукция представлена на отечественном рынке.

Если объединить рыночные достижения обеих компаний в 1999 г., то получим «фармацевтическую компанию № 2 в Украине» с суммарным объемом продаж 8,8 млн долларов США (по данным компании IMS, в оптовых ценах). Стоит добавить, что в этом рейтинге компания «Авентис Фарма» оказалась единственным «иностранцем» в пятерке лидеров.

Однако, несмотря на успешную работу, говорить о «лучезарном» будущем компании в Украине было бы преждевременно. В условиях продолжающегося сокращения рынка лекарственных средств, снижения экономического и жизненного уровней в стране менеджерам компании «Авентис Фарма» есть о чем задуматься. По просьбе корреспондента «Еженедельника АПТЕКА» своими размышлениями о перспективах деятельности фармацевтических компаний поделился глава представительства компании «Авентис Фарма» в Украине Владимир Игнатов.

Владимир Игнатов

Глава представительства компании «Авентис Фарма» в  Украине

— Зарубежные фармацевтические компании не собираются «заколачивать двери», закрывать свои представительства, прекращать деятельность в  Украине. Они уже пережили кризис 1998 г. и, уверен, справятся с «временными трудностями» 2000 г. Конечно, участники рынка опасаются девальвационных процессов. Правда, вспышек инфляции не прогнозируют, но возможны вспышки девальвации, что будет выгодно экспортерам и  невыгодно импортерам. В то же время мы делаем следующий прогноз развития отечественного фармацевтического рынка в 2001 и последующих годах: только рост. Другое дело, насколько он будет быстрым и когда начнется.

Сокращение рынка: Дальше некуда?

По итогам 1999 г. объем украинского фармацевтического рынка в оптовых ценах составил 221 млн долларов США (по данным компании IMS). Успокаивает лишь то, что по сравнению с 1998 г. объем рынка изменился незначительно. Таким образом, рынок стабилизировался в нижней «мертвой точке» и рано или поздно должно начаться его развитие.

В то же время произошло некоторое перераспределение рынка — сократилась доля иностранных компаний, которые уступили отечественным производителям 17% рынка. На сегодняшний день достигнуто соотношение 50:50 и, по-видимому, перераспределение в пользу отечественных производителей лекарств будет продолжаться, так как снижается покупательная способность населения.

Здесь уместно в качестве примера привести Россию. После «обвала» рубля и падения платежеспособного спроса в 1998 г. более дешевая по сравнению с импортной продукция локальных производителей завоевала значительный сегмент рынка. В настоящее время на ее долю приходится бoльшая часть рынка, чем в Украине. К тому же российские фармацевтические предприятия выпускают более широкий ассортимент генерических препаратов.

Перераспределение рынка повлекло за собой массу проблем, с которыми еще вчера процветавшие подразделения иностранных компаний не сталкивались. Эти проблемы усугубятся, если усилится девальвационная тенденция. Не исключено, что при таком развитии событий доля рынка, занимаемая зарубежными препаратами, уменьшится до 30%, поскольку разница в цене между импортными и отечественными лекарствами увеличится настолько, что большинство населения предпочтет дешевую отечественную продукцию независимо от ее качества. Покупателями импортных лекарственных средств останется небольшая, платежеспособная часть населения, которая составляет не более 5%.

Простой арифметический рассчет показывает, что доля транснациональных фармацевтических корпораций в импорте лекарственных средств составляет около 50 млн долларов США, тогда как на весь импорт приходится около 110 млн долларов.

Стоит ли овчинка выделки?

Потенциально небольшая доля рынка и неопределенные перспективы развития фармацевтического бизнеса в Украине заставляют иностранные компании воздерживаться от активной деятельности в Украине и инвестиций в ее экономику.

Это делает менее доступными для украинских пациентов ряд лекарственных средств, которые в нашей стране не производятся. Кроме того, нельзя не отметить равнодушное отношение государства к системе здравоохранения. Создается впечатление, что государство практически самооустранилось от решения проблем отрасли. Тем не менее, оставлена без изменений статья Конституции, которая гарантирует всем гражданам Украины бесплатное медицинское обслуживание в полном объеме.

Реструктуризация системы государственного управления, административная реформа превращаются в «вечный» процесс. В то же время пока не разработана программа реформ системы здравоохранения, не создана и концепция развития отрасли. Отечественная медицина не знает, в каком направлении двигаться, число врачей за последние несколько лет сократилось с 200 до 134 тыс.

Несогласованность в регулировании украинского фармацевтического рынка на сегодняшний день является достаточно серьезной проблемой для компании «Авентис» и ее деловых партнеров. По-видимому, эта проблема сохранится и в ближайшем будущем.

Мы понимаем, что заниматься критикой в такой ситуации — это неконструктивно. В нашей и других компаниях, которые вошли в состав Фармацевтического комитета Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА), пришли к мнению, что необходимо активно воздействовать на ход событий. В частности, члены комитета обратились с открытым письмом к премьер-министру Украины Виктору Ющенко, в котором предложили пути решения наиболее актуальных проблем фармацевтического рынка (см. на с. 6). Члены комитета также намерены разработать и предложить правительству концепции упрощения процедуры регистрации лекарственных средств и их импорта.

Предлагаемые концепции не должны быть утопическими. В сложившихся условиях невозможно сразу внедрить в Украине европейскую схему регистрации, когда торговая лицензия на препарат (регистрационный сертификат) дает право его импортировать, продавать, применять в медицинской практике.

Судя по всему, государство намерено держать этот вопрос под жестким контролем. Но, думается, возможен и компромисс: отказаться от лишних процедур, например не предусмотренного законами Украины страхования ответственности оптовых компаний перед третьими лицами при импорте лекарственных средств.

Лицензированием импорта занимались Торгово-промышленная палата Министерства внешнеэкономических связей и торговли и Коммедбиопром (оба ведомства, кстати, ликвидированы). В этом случае достаточно логичным является следующее решение: если уж это так необходимо, то целесообразно оставить лишь процедуру лицензирования. Кстати, это можно легко осуществить — достаточно в регистрационном сертификате указать коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), тогда украинским предприятиям не надо будет каждый раз обращаться за получением кодов.

Препарат продает его цена

В минувшем году каждый житель нашей страны потребил лекарственных средств в среднем на сумму менее 4,5 доллара США. Покупательная способность сегодня такова, что очень немногие могут приобретать лекарства по долларовым ценам 1997 г.

Следовательно, очевидна необходимость снижения цены. Устойчивая тенденция к удешевлению упаковок лекарственных средств в долларовом выражении действительно прослеживается, особенно у местных производителей.

«Отечественные» проблемы становятся роднее

Препараты компании «Авентис» не конкурируют с отечественными, поскольку занимают разные ценовые и ассортиментные ниши, для их производства используются более сложные технологии, наконец, они отличаются качеством.

Компания заинтересована в совершенствовании производства лекарственных средств в Украине и цивилизованном развитии местного рынка. Чем более эффективны отечественные лекарства, тем больше денег останется у государства и пациентов на закупку в критических случаях высокоэффективных препаратов компаний, занимающихся научно-исследовательскими разработками.

Мы выступаем за то, чтобы отечественные предприятия переоснащались, улучшалось их финансовое положение. Отмечу, что проблемы отечественных фармацевтических заводов стали нам ближе после слияния компаний «Рон-Пуленк Рорер» и «Хёхст Мэрион Руссель» — при участии последней в Киеве был построен инсулиновый завод АО «Индар».

Говоря о самоустранении государства от решения проблемы обеспечения населения лекарственными средствами, в частности хотел бы напомнить, что завод АО «Индар», являющийся нашим украинским партнером построен за бюджетные средства. Поэтому необходима государственная программа, которая позволила бы централизовать закупки отечественного инсулина и сэкономить для страны немалые средства.

Кроме того, не используется экспортный потенциал инсулинового и других фармацевтических производств. Внешний долг Украины довольно значителен, в то же время не уделяется достаточного внимания поиску путей покрытия задолженности украинскими товарами. Фармацевтическое производство является одной из наиболее высокотехнологичных и высокорентабельных отраслей отечественной экономики. На мой взгляд, это вопрос государственной важности. Если Украина хочет рассчитаться с внешними кредиторами, то почему бы не использовать имеющиеся возможности?

Все на борьбу с задолженностью дистрибьюторов

Вопрос погашения задолженности дистрибьюторских компаний зарубежным поставщикам активно обсуждается на заседаниях ЕВА. Его обсуждение началось с составления списков компаний, являющихся «хроническими» неплательщиками. Это не «черный список», а своего рода информация для определения степени кредитного риска. Каждая компания-производитель самостоятельно решает, хочет ли она сотрудничать с определенной оптовой фирмой в Украине. При этом она может использовать данные ЕВА.

В настоящее время компании — участники фармацевтического комитета ЕВА готовят рейтинг оптовых компаний, с которыми «можно иметь дело». Для этого оценивается способность компаний слаженно работать, своевременно платить. К сожалению, список «хороших» компаний скорее всего будет коротким.

Хочу заметить, что многие иностранные компании не могут отказаться от схемы сотрудничества с украинскими фирмами, не выполняющими контрактные условия. Реструктуризация задолженности также не всегда возможна, поскольку если у фирмы-должника нет средств, то и при попытке реструктуризации происходит перераспределение задолженности на более «свежий» период. Не является эффективным методом воздействия на неплательщиков и процедура банкротства. Украинские компании научились действовать таким образом, что когда предприятие пытаются объявить банкротом, в его активах ничего нет. Например, работают две дистрибьюторские фирмы, созданные при участии одного и того же западного инвестора. На одной фирме, являющейся импортером (покупает продукцию у иностранных компаний), «повисает» вся кредиторская задолженность, на другой (продает ее внутри Украины) — вся дедиторская. Таким образом, с должника-импортера «взятки гладки».

В то же время не следует рассчитывать на то, что в ближайшее время появятся эффективные официальные методы борьбы с должниками. Государство заинтересовано в любом кредитовании отечественной экономики и «наступления» на фирмы, не выполняющие контрактные обязательства перед иностранными партнерами, не предвидится.

Что удалось компании «Авентис» в Украине в 1999 году?

Компания «махнула рукой» на такие показатели, как увеличение доли рынка, и сконцентрировала усилия на улучшении структуры задолженности и продаж. Для украинских дистрибьюторов были созданы специальные финансовые условия с тем, чтобы заинтересовать в предоплате продукции. Сохранились и возможности предоставления товарных кредитов, однако этот процесс требует длительного согласования предоставления кредита со штаб-квартирой и тщательной проверки кредитуемой компании.

Такую строгую проверку выдержали не более 10 украинских оптовых компаний. Однако вопрос предоставления отсрочки платежа заключается не столько в доверии к кредитуемым фирмам, сколько в том, чтобы не ввозить продукции больше, чем может потребить украинский рынок. К сожалению, представители многих иностранных компаний в Украине привыкли работать по принципу: сегодня на любых условиях «сбросить» товар, а там будет видно.

В 1999 г. 65% товарооборота в Украине в компании «Авентис» (в то время — «Рон-Пуленк Рорер») было сделано за счет предоплаты. Возврат средств за поставленную продукцию был реальным и долгов за 1999 г. не осталось. Имеется просроченная задолженность дистрибьюторов (с 1998 г.), однако сумма этой задолженности не является той критической массой, которая может привести к отказу компании от операций в Украине.

Проблема взаимозачетов на оптовом рынке сегодня не представляется столь актуальной, как несколько лет тому назад. В условиях усиления конкуренции на оптовом рынке заинтересованность дистрибьюторских компаний в обмене своих товарных остатков на продукцию компании-кредитора уменьшается — для того чтобы реализовывать фармацевтическую продукцию в больших объемах, необходимо постоянно иметь ее в ассортименте.

Изменения в ассортименте

В 1999 г. компания «Рон-Пуленк Рорер» снизила цены для украинских покупателей в среднем на 10–15%. Препаратами-лидерами по объемам продаж в 1999 г., как и в предыдущем, были Эссенциале, Ровамицин, Маалокс.

С 2000 г. компания «Авентис Фарма» отвечает за продажи и продвижение продукции фирмы «Хёхст» в Украине. В связи с объединением «портфель» компании изменится. В нем появятся новые препараты, мы откажемся от тех предложений, которые не обеспечивают минимальный объем продаж.

Ассортимент предлагаемой в Украине продукции составит около 80 наименований. В 1999 г. компания зарегистрировала в Украине 5 новых лекарственных средств.

Приоритеты в деятельности компании «Авентис Фарма» в Украине в 2000 г. не изменятся — продвижение антибиотиков, средств, применяемых в гастроэнтерологии, кардиологии, противоастматических препаратов. В настоящее время быть «компанией одного препарата» невыгодно. Только кумулятивные продажи нескольких бестселлеров могут дать достаточный потенциал для развития бизнеса в Украине.

Эти задачи планируется выполнять при помощи имеющегося персонала. В представительстве хотели бы увеличить штат, но это будет зависеть от того, насколько компании удастся усовершенствовать систему дистрибьюции и поставок, стабилизировать продажи в Украине.

Михаил Моргунский
Фото Евгения Кривши


Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи