«Здоровье»: планируем расти и развиваться. Курс на увеличение объемов производства


ОАО «Фармацевтическая фирма «Здоровье» (Харьков) в настоящее время входит в пятерку наиболее крупных фармацевтических предприятий Украины. По итогам 1999 г. объем производства фирмы «Здоровье» составил 61 млн 144 тыс. грн., что позволило предприятию занять 4-е место среди отечественных производителей фармацевтической продукции. Прирост объемов производства по сравнению с 1998 г. составил 39%, уровень рентабельности — 29%. Однако за этими цифрами — весьма непростой период в жизни предприятия.

Как известно, абсолютные показатели не всегда отражают экономическую эффективность работы предприятия. В частности, увеличение объемов производства в стоимостном выражении объясняется прежде всего увеличением себестоимости выпускаемой продукции и розничных цен на нее. В сопоставимых ценах прирост объема производства ОАО «Здоровье» выглядит гораздо скромнее: 4,2% в конце года.

Следует отметить, что увеличение объема производства происходило в то время, когда предприятие буквально лихорадило: изменения, происходившие в структуре управления заводом, существенно тормозили процесс производства. В 1999 г. изменился состав акционеров, некоторое время потребовалось на разработку единой стратегии дальнейшего развития, однако и в этот непростой период завод продолжал выпускать продукцию практически бесперебойно.

В настоящее время 91% акций ОАО «Фармацевтическая фирма «Здоровье» принадлежит 4 крупным коммерческим структурам, остальные 9% распределены между мелкими акционерами. Сегодня перед коллективом предприятия поставлена непростая задача: довести объем производства до 90 млн грн., обеспечив около 30 млн грн. прибыли. Это, если можно так выразиться, программа-максимум, цель, которую фирма «Здоровье» планирует реализовать в 2000 г. Определенные успехи в этом направлении уже достигнуты: в 1 квартале текущего года объем производства составил 26 млн грн.

АССОРТИМЕНТ: НАПЕРЕГОНКИ С КОНКУРЕНТАМИ

В настоящее время в ассортименте ОАО «Здоровье» 90 наименований лекарственных препаратов, относящихся к 24 фармакотерапевтическим группам. Спектр фармакотерапевтических групп и форм выпуска (таблетки, в том числе покрытые оболочкой, ампулы, капсулы, сиропы, аэрозоли, мази, гели) — один из самых широких среди отечественных производителей фармацевтической продукции.

Геннадий ХОРУНЖИЙ

Первый заместитель генерального директора ОАО «Фармацевтическая фирма «Здоровье»

— Сотрудничество с Торговым домом «Здоровье» существенно облегчило нашему предприятию сбыт готовой продукции. С одним крупным покупателем всегда проще найти общий язык и решить проблемы, чем, например, со 100 мелкими. Кроме того, он обеспечивает нам бесперебойные поставки необходимых субстанций. Со  своей стороны завод предоставляет Торговому дому льготы на приобретение продукции: скидку 26% и 2-месячную отсрочку платежей. Такое сотрудничество по праву можно назвать взаимовыгодным.

Следует отметить, что обновление ассортимента постоянно находится в центре внимания фирмы. Устаревшие, не пользующиеся спросом препараты «снимаются» с производства (ежегодно 2–4 наименования), на смену им приходят новые. Только в 1999 г. был освоен выпуск 7 лекарственных препаратов: КЕТОТИФЕН (в форме сиропа), ДИКЛОДЕРМ (трансдермальная терапевтическая система, содержащая диклофенак), АМИНАЗИН (в форме таблеток), КАРДАЦЕТ (комбинированный препарат, в состав которого входит пропранолол и ацетилсалициловая кислота), ФЕРОЛЕК-ПЛЮС (препарат железа для парентерального введения), КСИЛОМЕТАЗОЛ (в форме геля для носа), БИФОНАЛ-ГЕЛЬ (противогрибковая мазь).

В разработке находятся еще 42 новых препарата. В частности, в 2000 г. планируется освоить выпуск нитроглицерина обычного и пролонгированного действия в таблетках, 8 новых препаратов в форме капсул, 4 препарата в форме сиропа, 3 наименований препаратов в ампулах. Недавно был зарегистрирован препарат ФЛАТЕКС, который во II квартале текущего года появится на прилавках аптек. Это мазь, применяемая для местного лечения герпеса. Она изготовлена на основе растительного сырья в фитохимическом цехе завода.

Расширение ассортимента выпускаемой продукции необходимо для того, чтобы выдерживать конкуренцию на отечественном рынке. Из 90 наименований лекарственных средств, выпускаемых фирмой «Здоровье», 36 производят другие украинские предприятия. Несколько лет тому назад ситуация была иной: только 4 наименования из ассортимента ОАО «Здоровье» выпускали другие фармацевтические заводы. Сегодня многие отечественные предприятия осваивают выпуск тех препаратов, которые пользуются успехом на рынке, поэтому, чтобы не отстать от конкурентов, ОАО «Здоровье» постоянно обновляет ассортимент.

При освоении выпуска новых лекарственных средств фирма «Здоровье» делает ставку прежде всего на препараты-генерики, которые пользуются стабильным спросом. Производя более дешевый отечественный аналог, предприятие ориентируется прежде всего на потребителей, для которых цена является решающим фактором при выборе лекарственного препарата.

РАСШИРЯЕШЬ — СОКРАЩАЙ

Расширение ассортимента за счет освоения новых препаратов и увеличения объемов производства требует привлечения значительных средств, что существенно сокращает реальную прибыль предприятия. Только для того чтобы получить специализированную оценку материалов на лекарственные средства Государственного фармакологического центра МЗ Украины по каждому новому препарату требуется в среднем 3000 долларов США, стоимость регистрации препарата составляет от 6000 до 8000 долларов США. На закупку сырья и модернизацию производства также необходимы средства. В частности, недавно ОАО «Здоровье» заключило договоры на приобретение 2 итальянских линий: по производству сиропов и мазей. Более 3 млн долларов было израсходовано на закупку сырья.

Специалисты предприятия подсчитали, что при нынешнем объеме производства — свыше 61 млн грн. — можно было бы получить 20–25 млн грн. чистой прибыли. В настоящее время 70% этой прибыли вкладывается в развитие производства. Однако на ОАО «Здоровье» считают, что иначе нельзя: в противном случае потеснят конкуренты.

Для осуществления задуманного в 2000 г. предприятию также потребуются значительные средства. Даже если из 40 новых разработок лекарственных препаратов будет освоено только 10 наименований, на их экспертную оценку и регистрацию потребуется около 90 тыс. долларов США. Кроме того, в 2000 г. истекает срок регистрации ряда лекарственных препаратов, зарегистрированных в 1995 г. На их перерегистрацию потребуется около 100 000 долларов в год.

ЕСТЬ НАЛОГИ — НЕТ ЭКСПОРТА

В ОАО «Здоровье» отмечают, что политика поддержки отечественного производителя в настоящее время носит скорее декларативный, чем конструктивный характер. В частности, введение НДС на закупку субстанций и спирта, других налогов существенно повысит себестоимость выпускаемой продукции. В то же время предприятие не может адекватно повысить цену на выпускаемую продукцию, потому что рискует потерять покупателей на внутреннем фармацевтическом рынке.

Василий ЧЕПЕЛЮК

Генеральный директор ОАО «Фармацевтическая фирма «Здоровье»

— Мы стремимся к постоянной модернизации производства. В соответствии с требованиями GMP уже удалось усовершенствовать участки фитохимического цеха, линии по производству препаратов в форме таблеток, капсул и аэрозолей. Хотелось бы сократить сроки внедрения в производство новых препаратов. В связи с этим мы обратились в МЗ Украины с предложением об осуществлении согласования и утверждения научно-технической документации регламента в период проведения ограниченных клинических исследований, а не после них.

На внешних рынках предприятие, к сожалению, уже лишилось некоторых клиентов. Так, в 1995 г. экспорт продукции фирмы «Здоровье» в страны СНГ составлял 2 163 000 долларов США, в 1996 г. — 4 168 000, в 1997 г. — 2 069 000, в 1998 г. — 640 000, в 1999 — 617 000 долларов. Российские производители фармацевтической продукции оказались в более выгодном положении: они не платят налог на прибыль, если производят жизненно важные лекарственные препараты; закупка лекарственных субстанций осуществляется без НДС; кроме того, на оформление документации, необходимой для производства и реализации лекарств, там требуется примерно втрое меньше времени. Все это привело к тому, что российские фармацевтические предприятия обеспечили свой внутренний рынок теми препаратами, которые раньше экспортировали украинские производители, в том числе ОАО «Здоровье».

СБЫТ, МАРКЕТИНГ И РЕКЛАМА

В апреле 1999 г. была создана фирма Торговый дом «Здоровье», учредителем которой выступила компания «Гала Трейдинг» — один из крупных акционеров ОАО «Здоровье». Торговый дом «Здоровье» обеспечивает сбыт более чем 80% выпускаемой заводом продукции. Между заводом и Торговым домом подписан договор о взаимовыгодном сотрудничестве, которым предусмотрена 26% скидка с оптовой цены на продукцию завода и отсрочка платежей в течение 2 месяцев. Оставшиеся 20% отпускаются, как правило, путем взаимообмена за поставленные вспомогательные материалы и в виде гуманитарной помощи общественным благотворительным организациям и медицинским учреждениям (на эти цели в 1999 г. предприятие выделило 480 000 грн.). Являясь крупнооптовым покупателем, Торговый дом практически взял на себя обязанности по налаживанию каналов сбыта, кроме того, эта фирма осуществляет на ОАО «Здоровье» поставки основных фармакологических субстанций.

В ОАО «Здоровье» понимают, что реклама играет большую роль в продвижении лекарственных препаратов (в особенности новых), однако с сожалением констатируют, что на это у предприятия практически не остается средств. По сути, роль «двигателя торговли» отечественных предприятий на украинском фармрынке в настоящее время выполняет разница в цене на импортные и отечественные лекарственные препараты.

Немалая заслуга отдела маркетинга в том, что препараты-генерики ОАО «Здоровье» хорошо раскупаются. Сотрудники этого отдела тщательно анализируют ситуацию на фармацевтическом рынке (оценивается потребность в данном препарате, количество конкурентов и их ценовая политика), прежде чем рекомендовать для освоения производства тот или иной препарат. Об успехе такого подхода свидетельствует, например, объем продаж препарата РАНИТИДИН: за 3 года, прошедшие с начала производства этого препарата на ОАО «Здоровье», предприятию удалось увеличить объем его продаж с 400 000 до 7 млн упаковок в год. Объем продаж препарата МЕТРОНИДАЗОЛ также резко увеличился: ранее продавали в среднем 100 000 упаковок в месяц, теперь — более 700 000. Среди лидеров продаж руководство завода называет также ТАБЛЕТКИ «СЕНАДЕКСИН» (13–14 млн упаковок ежегодно), ТАБЛЕТКИ «АСПАРКАМ», ЛИНКОМИЦИНА ГИДРОХЛОРИД, ГЕНТАМИЦИНА СУЛЬФАТ, ОРТОФЕН, ИНДОМЕТАЦИН. На предприятии надеются, что новые препараты также будут пользоваться высоким спросом.

Виктория Матвеева,
Николай Черкасский
Киев — Харьков



СПРАВКА “Еженедельника АПТЕКА”

ОАО «Фармацевтическая фирма «Здоровье» ведет свою историю с 1907 г. Именно тогда в Харькове была организована фабрика «Галеника» по производству настоек, мазей и пластырей, на которой работали 25 человек, а годовой объем производства не превышал 69 000 рублей.

После 1918 г. предприятие было национализировано, в 1923 г. вошло в состав Харьковского «Химкомбината», а в 1930 г. переименовано в завод «Здоровье трудящимся». Уже к 1941 г. завод «Здоровье трудящимся» представлял собой крупное химико-фармацевтическое предприятие, которое выпускало более 100 наименований лекарственных препаратов и перевязочные материалы.

С 1991 г. предприятие работает на условиях аренды и называется «Фармацевтическая фирма «Здоровье». С февраля 1997 г. фирма является открытым акционерным обществом.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті