В настоящей публикации предпринята попытка осветить некоторые аспекты деятельности фармацевтических компаний, работающих в Украине. До последнего времени вопросы, касающиеся, например, финансовой стороны работы компаний, было не принято обсуждать вслух, а тем более — на страницах прессы.
В октябре-декабре 1999 г. компания «Медикал Дата Менеджмент» («МДМ») впервые провела в Украине пилотное исследование «The Pharmaceutical Industry Survey» («Обзор фармацевтической индустрии») в виде опроса руководящих работников компаний. В анкетах, предложенных руководителям компаний, были такие вопросы: количество медицинских представителей, работающих в Украине, уровень их активности, стоимость одного визита медицинского представителя к врачу и фармацевту, размер заработной платы медицинского представителя, количество зарегистрированных рецептурных и безрецептурных препаратов, объемы продаж рецептурных и безрецептурных препаратов, размер рекламных бюджетов компаний, и т. д. Полученная информация была обработана сотрудниками компании «МДМ» и представлена в виде стандатизованного графического отчета. Сведения о компаниях, участвовавших в опросе, не разглашаются.
В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ 7 КОМПАНИЙ
Предложения принять участие в исследовании, проводившемся анонимно и бесплатно, были разосланы практически всем компаниям-производителям (отечественным и зарубежным), которые работают на украинском фармацевтическом рынке.
К сожалению, в исследовании приняли участие лишь 7 фармацевтических компаний, причем все — зарубежные. Таким образом, представленные данные можно рассматривать как профессиональный, но поверхностный взгляд на работу фармацевтических компаний в Украине. Однако для специалистов этот обзор безусловно представляет интерес.
МЕТОДОЛОГИЯ
Компании, принявшие участие в исследовании разделили на три группы в зависимости от количества медицинских представителей, занятых продвижением лекарственных препаратов: «малые» (менее 10 представителей), «средние» (10–15 представителей), «крупные» (более 15 представителей).
В опросе участвовали 2 «малые», 3 «средние» и 2 «крупные» фармацевтические компании.
КОЛИЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Из общего числа медицинских представителей компаний — 50% работали в «крупных» компаниях, 38% — в «средних» и 12% в «малых».
Количество медицинских представителей в компаниях колебалось от 3 до 23 человек (в среднем — 11 человек). В «малых» фирмах в среднем работали 5 медицинских представителей, в «средних» — 10, в «крупных» — 20.
РЕЦЕПТУРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
Количество рецептурных препаратов, которые предлагают на рынке компании, принявшие участие в исследовании, — от 3 до 80. «Малые» компании предлагают около 12 препаратов, «средние» —27, «крупные» — 46 наименований лекарственных средств.
Данные об объеме продаж рецептурных препаратов предоставили 5 компаний. В 1998 г. этот показатель согласно данным, предоставленным компаниями, участвовавшими в исследовании, колебался от 800 тыс. до 6 млн долларов США.
БЕЗРЕЦЕПТУРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
Компании продвигают от 2 до 8 безрецептурных препаратов. «Малые» компании предлагают 2 безрецептурных препарата, «средние» — 7, крупные — 6 препаратов данной группы.
Данные об объеме продаж безрецептурных препаратов предоставили 6 компаний. По имеющимся данным, в 1998 г. этот показатель колебался в пределах 200 тыс. — 1,8 млн долларов США.
РЕКЛАМНЫЙ БЮДЖЕТ-1999
Рецептурные препараты
Сведения о размере рекламного бюджета, выделенного на продвижение уже известных на рынке рецептурных препаратов предоставили 5 компаний. В среднем у «малых» компаний в 1999 г. он составил 92,5 тыс. долларов США, у «средних» — 100 тыс., у «крупных» — 400 тыс. долларов США.
Данные о бюджете, выделенном на продвижение новых рецептурных препаратов, предоставили 3 компании: 2 «средние» и 1 «крупная». На эти цели «средние» компании израсходовали около 30 тыс. долларов США, а «крупная» компания — 90 тыс. долларов США.
Безрецептурные препараты
Данные о бюджете на продвижение уже известных безрецептурных препаратов сообщили 5 компаний. В среднем сумма составляла около 110 тыс. долларов США. «Малая» компания израсходовала 10 тыс. долларов США, в «средние» и «крупные» — в среднем, по 60 и 210 тыс. долларов США соответственно.
Только 2 компании предоставили сведения о средствах, выделенных на продвижение новых безрецептурных препаратов. И «малая», и «крупная» компании располагали для этих целей одинаковой суммой — 30 тыс. долларов США.
Сергей Павлович
Продолжение следует
СПРАВКА |
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим