Письмо Министерства юстиции Украины от 12.10.2011 г. № 612-0-2-11/11

30 Листопада 2011 10:56 Поділитися

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
От 12.10.2011 № 612-0-2-11/11
Относительно разъяснений положений Закона Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции»

В связи с письмом <…> Министерство юстиции рассмотрело Ваше обращение <…> относительно разъяснения положений Закона Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» (далее — Закон) и сообщает следующее.

1. Для решения вопроса об отнесении главного бухгалтера предприятия к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения следует исходить из положений статьи 4 Закона, которая применяет два основных критерия определения таких субъектов. Первый — занимание должностей в органах государственной власти, второй — выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 26 апреля 2002 года № 5 «О судебной практике по делам о взяточничестве» определено, что организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т.п.).

В то же время под административно-хозяйственными обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т.п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т.п.

Таким образом, лица относятся к субъектам ответственности за коррупционные нарушения, если они занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в:

  • органах государственной власти, и являются уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления (пункт 1 части первой статьи 4 Закона);
  • юридических лицах публичного права и получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета и приравнены к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления (подпункт «а» пункта 2 части первой статьи 4 Закона).

Кроме того, должностные лица в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 4 Закона являются субъектами ответственности за коррупционные нарушения, если такие лица:

  • постоянно или временно занимают должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;
  • специально уполномочены на исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы.

Также субъектами ответственности за коррупционные правонарушения в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 4 Закона являются должностные лица юридических лиц и физические лица в случае получения от них лицами, указанными впунктах 1 и 2 части первой статьи 4 указанного Закона, неправомерной выгоды.

2. Понятия «неправомерное содействие» и «неправомерное предоставление преимущества», указанные в части первой статьи 6 Закона, применяются к кругу лиц, определенных в пунктах 1-3 части первой статьи 4 Закона.

В зависимости от того, соответствуют действия должностных лиц требованиям законов или другим нормативно-правовым актам либо нарушают их, они делятся на правомерные и неправомерные.

Под понятием «правомерные действия» следует понимать действия должностных лиц, соответствующие требованиям законов и других нормативно-правовых актов. В свою очередь неправомерными действиями должностных лиц являются нарушения ими требований законодательства при исполнении своих служебных обязанностей, за что к таким лицам может быть применена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

3. Частью седьмой статьи 5 Закона предусмотрено, что должностные и служебные лица органов государственной власти, должностные лица местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений в случае выявления коррупционного правонарушения или получения информации о совершении такого правонарушения работниками соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений обязаны в пределах своих полномочий принять меры относительно прекращения такого правонарушения и немедленно письменно уведомить о его совершении специально уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции.

В то же время ответственность за несообщение лицом о выявлении имкоррупционных правонарушений установлена статьей 172-9 Кодекса Украины обадминистративных правонарушениях.

Заместитель Министра юстиции Украины —
руководитель аппарата
А. Седов

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті