На вопросы читателей отвечают сотрудники адвокатской фирмы «Паритет», а также Сергей Больбат

?

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

— Районный совет народных депутатов требует от Центральной районной аптеки возобновления розничной реализации лекарственных средств через фельдшерско-акушерские пункты, заключив соответствующие договора с фельдшерами.

Соответствует ли это требование действующему законодательству?

— Согласно пункту 7 Правил розничной реализации лекарственных средств (далее — Правила), утвержденных  Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 г. № 447, розничная реализация лекарственных средств осуществляется через аптеки и их структурные подразделения.

Тем же пунктом 7 Правил предусмотрено, что по согласованию с районными государственными администрациями розничная реализация лекарственных средств может осуществляться через фельдшерско-акушерские пункты, которые организованы в сельских населенных пунктах. Министерство здравоохранения указывало на то, что такая деятельность на территории фельдшерско-акушерских пунктов осуществляется структурными подразделениями аптечных учреждений по реализации лекарственных средств (пункт 6 письма Министерства здравоохранения Украины от 19 января 1999 г. № 18.01.05/93).

Получения таким пунктом лицензии на право реализации лекарственных средств не требуется, поскольку деятельность осуществляется на основании лицензии аптеки (с указанием в ней адреса структурного подразделения, расположенного в фельдшерско-акушерском пункте).

Согласно тому же пункту 7 Правил, розничная реализация лекарственных средств через фельдшерско-акушерские пункты осуществляется на основании соглашений, заключенных с аптекой. Иными словами, такое соглашение должно быть заключено между фельдшерско-акушерским пунктом и аптекой.

Для реализации лекарственных средств аптека не может заключить договор с фельдшером, поскольку он не имеет фармацевтического образования (реализация лекарственных средств лицом, не имеющим соответствующего специального образования, была бы нарушением требований статьи 74 Основ законодательства Украины об охране здоровья).

Что же касается требования возобновить реализацию лекарственных средств через фельдшерско-акушерские пункты, то необходимо сказать следующее.

Такое требование может быть связано с нарушением нормы пешеходной доступности между аптеками в данной местности: в соответствии с пунктом 8 Правил норма пешеходной доступности между аптеками должна быть не менее 300–400 м в населенных пунктах с населением от 1 млн и более, а также 600–700 метров в населенных пунктах с населением до 1 млн человек.

Согласно статье 17 закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г. № 280/97-ВР, отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями коммунальной формы собственности строятся на основе подчиненности, подотчетности и подконтрольности органам местного самоуправления. Иными словами, органы местного самоуправления могут предъявлять такие требования к аптеке коммунальной формы собственности.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями некоммунальной формы собственности строятся на договорной и налоговой основе, а также на основе подконтрольности в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления законом (статья 18 того же Закона), то есть предъявлять какие-либо требования к предприятиям, учреждениям и организациям некоммунальной формы собственности орган местного самоуправления не имеет права (если только такое право прямо не предоставлено ему законом).

Елена Ткаченко,
адвокатская фирма «Паритет»

— Для того чтобы получить допуск к работе, провизоры и фармацевты ежегодно проходят обязательный медицинский осмотр, результаты которого заносятся в санитарную книжку. В то же время, поликлиника требует от заведующих аптеками направлять работников аптек для прохождения ими профессионального осмотра (на предмет выявления профессиональной вредности для здоровья), который фактически является дублированием медицинского осмотра. И за медицинский, и за профессиональный осмотр взимается плата.

Является ли законным требование о проведении обязательного профессионального осмотра?

— Пунктом 4.5 Инструкции по санитарно-эпидемиологическому режиму аптек, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 14 июня 1993 г. № 139, и частью 2 пункта 18 Правил розничной реализации лекарственных средств, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 г. № 447, установлено, что работники аптек, которые занимаются изготовлением и контролем качества лекарств, фасовкой медикаментов и обработкой аптечной посуды, а также те, которые контактируют с готовой продукцией, устраиваясь на работу, проходят медицинское обследование, а в дальнейшем — периодический медицинский осмотр в соответствии с действующими требованиями.

Согласно пункту 1.7 Положения о медицинском осмотре работников определенных категорий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины от 31 марта 1994 г. № 45, периодические медицинские осмотры проводятся для лиц, которые заняты на тяжелых работах, работах с вредными или небезопасными условиями труда, в соответствии с Перечнем вредных веществ, неблагоприятных производственных факторов и работ, для выполнения которых обязательны медицинские осмотры работников (приложения 1, 2 приказа Министерства здравоохранения «Об усовершенствовании системы медицинских осмотров работников и водителей индивидуальных транспортных средств» от 29 сентября 1989 г. № 555).

В соответствии со статьей 31 Основ законодательства Украины об охране здоровья, Кабинет Министров Украины постановлением от 6 ноября 1997 г. № 1238 утвердил Перечень профессий и видов деятельности, для которых является обязательным первичный и периодический профилактический наркологический осмотр (далее — Перечень), и Порядок проведения обязательного профилактического наркологического осмотра граждан (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка целью проведения обязательного профилактического наркологического осмотра граждан является определение наличия или отсутствия наркологических противопоказаний к выполнению функциональных обязательств и проведению видов деятельности, указанных в Перечне.

В соответствии с пунктом 3 Перечня работники фармацевтических предприятий, аптечных учреждений независимо от их ведомственного подчинения и форм собственности, которые по своим функциональным обязанностям должны использовать вещества, относящиеся к фармакологическим средствам, а также вещества, которые используются для изготовления морфина и его производных, анестетиков (в том числе и фторотана), сульфаниламидных средств, производных пиразолона, противоопухолевых средств, гормональных средств, нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, противосудорожных средств (в том числе барбитуратов), снотворных средств, антикоагулянтов, витаминов, должны обязательно проходить первичный и периодический профилактический наркологический осмотр.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что первичный профилактический наркологический осмотр работников, указанных в пункте 3 Перечня, проводится в случае принятия на работу или перед началом другой деятельности, а периодический — на протяжении трудовой или другой деятельности один раз в год. После проведения осмотра гражданину выдается сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра.

Пунктом 4 постановления Кабинета Министров Украины от 6 ноября 1997 г. № 1238 определено, что руководители предприятий, учреждений и организаций осуществляют допуск лиц, указанных в Перечне, к выполнению функциональных обязанностей после предоставления сертификата о прохождении профилактического наркологического осмотра.

Из приведенного выше можно сделать вывод, что работники аптек обязаны проходить периодический медицинский осмотр и периодический профилактический наркологический осмотр.

Что касается требования поликлиники о направлении работников аптеки для прохождения «профессионального» осмотра, то его следует рассматривать как замечание о необходимости прохождения указанных выше осмотров (а не как требование).

?Сергей Ефимов
адвокатская фирма «Паритет»

— Имеет ли право орган, выдающий лицензию на розничную реализацию медикаментов, требовать от подавшего заявление на получение лицензии помимо документов, указанных в Постановлении Кабинета Министров Украины от 3 июля 1998 г. № 1020, проведение экспертизы возможности выполнения лицензионных условий?

Компания-заявитель прошла аккредитацию в декабре 1999 г., ей была присвоена первая категория, срок действия аккредитационного сертификата — три года. Законно ли взимается плата за проведение экспертизы?

— В настоящее время орган, выдающий лицензии на розничную реализацию медикаментов, в своей работе кроме Постановления Кабинета Министров Украины от 3 июля 1998 г. № 1020 (далее — Постановление), руководствуется «Инструкцией о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на право розничной реализации медикаментов, условиях и правилах осуществления такой деятельности и контроле за их соблюдением», утвержденной приказом Лицензионной палаты при Министерстве экономики Украины и Министерства здравоохранения от 22 марта 1996 г. № ЛП-6/60 (далее — Инструкция) в части, не противоречащей Постановлению.

В соответствии с пунктом 2.8 Инструкции решение о выдаче лицензии принимается в случае отсутствия замечаний в отношении поданных документов по результатам правовой и специальной экспертизы соответствия условий и правил осуществления заявителем деятельности, связанной с розничной реализацией медикаментов, действующим требованиям и правилам. Кроме того, в пункте 5 Постановления указано, что в случае необходимости проводится проверка сведений, содержащихся в поданных документах, и возможности выполнения заявителем лицензионных условий осуществления определенного вида предпринимательской деятельности. Следовательно, требование о проведении экспертизы является правомерным.

Необходимо обратить внимание, что 1 июня сего года Верховной Радой Украины был принят закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» № 1775-III (далее — закон «О лицензировании»).

Согласно пункту 1 статьи 24 закона «О лицензировании», он вступает в силу через три месяца после опубликования. Закон «О лицензировании» был опубликован 21 июля 2000 г. в «Официальном вестнике», следовательно, вступает в силу с 21 октября 2000 г.

Как указано в пункте 2 статьи 24 закона «О лицензировании», до приведения законодательства в соответствие с ним законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей ему.

Статья 10 закона «О лицензировании» предусматривает, что для получения лицензии субъект хозяйствования должен обратиться в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца, в котором должны быть указаны следующие данные:

1. Сведения о субъекте хозяйствования — заявителе:

— наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код (для юридических лиц);

— фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей (для физического лица).

2. Вид хозяйственной деятельности, для осуществления которого заявитель намеревается получить лицензию.

К заявлению прилагается копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, заверенная нотариально или органом, который выдал оригинал документа.

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 10 закона «О лицензировании» для отдельных видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, к заявлению прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.

Согласно части 6 статьи 10 закона «О лицензировании», органу лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования документы, не указанные в настоящем Законе (кроме документов, предусмотренных частью 5 этой статьи).

Что же касается экспертизы возможности выполнения лицензионных условий, то проведение такой экспертизы не предусмотрено Законом. Следовательно, с вступлением в силу закона «О лицензировании» органы лицензирования не смогут требовать проведения экспертизы, ссылаясь на положения Постановления или Инструкции, так как эти положения утратят силу в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона как противоречащие ему.

Сергей Больбат

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*


Останні новини та статті